Светлана Худякова
«Развитие диалогической речи детей через сюжетно-ролевые игры». Мастер-класс для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи по средством игровой деятельности.
Задачи:
1. Освежить знания педагогов о методах и приемах развития свободного общения у детей со взрослыми и сверстниками, приобщения к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения.
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование практических умений при обучении детей строить диалог.
Ход:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на мастер-классе, посвященному развитию диалогической речи детей через сюжетно-ролевые игры.
Хотела бы для начала вас просить, что же такое диалогическая речь?
Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а такое взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность.
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т. п., которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей.
В игре у детей формируются:
1. Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями, суждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
2. Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
– соблюдать очередность в разговоре;
– выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
– не говорить с полным ртом;
– говорить спокойно, доброжелательным тоном
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем он строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
По мнению С. Л. Рубинштейна, основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка – это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной особенностью такой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которые связаны участниками событий.
Роль является основным стержнем сюжетно – ролевой игры. Чаще ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные – «как будто». Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В тоже время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п)
А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам представлены названия сюжетно-ролевых игр, ваша задача выбрать по 2 сюжетно-ролевые игры и рассказать:
1. В каком возрасте используется игры?
2. Какие атрибуты используются в данной игре?
3. Какая необходима предварительная работа?
В заключение нашего мастер класса, хочется сказать о том, что огромную роль в развитие диалогической речи играют игры, игровые упражнения, которые можно включать не только в непосредственно-образовательную и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Предлагаю вам написать на листочках свое мнение о мастер-классе и прикрепить их к дереву. Я обязательно прочитаю и учту в будущем. Также хочу раздать вам буклеты, в которых подробно отражено влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей.
На этом мастер-класс закончен, желаю вам дальнейших успехов. Надеюсь, что полученный опыт пригодится вам!