Юлия Федорченко
Проектная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №60 г. Белгород Федорченко Ю. А
Аннотация:в статье автор рассматривает важность экологического воспитания дошкольников в дальнейшей социализации личности в социум. Предлагает строить процесс формирования экологической культуры дошкольников на основе проектной деятельности в ДОУ.
Публикация «Проектная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
Ключевые слова:дошкольное детство, экологическое воспитание дошкольников, экологическая культура, проектная деятельность в ДОУ.
Экологическое воспитание на современном этапе развития современного общества приобретает все большее значение, поэтому недаром 2017 год был объявлен «Годом экологии». Охрана окружающей среды, поиск своего места в природе – вот основные аспекты экологического воспитания в старшем дошкольном возрасте. Именно в этот период закладываются и развиваются основы любознательности, познавательности у детей.
В практике дошкольных общеобразовательных учреждений все большее распространение приобретает метод проектов или проектная деятельность. Сам метод проектов появился в США в 1920-х годах и стремительно входит во все сферы жизни. В этой связи Н. С. Голицына отмечает: «Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня является оптимальным, инновационным и перспективным методом, который носит универсальный характер и начинает занимать достойное место в педагогическом процессе дошкольного образования» [1, с. 35].
Экологический проект – это, по мнению Н. С. Голицыной,«проект, направленный на решение определенных задач с экологической направленностью в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольной образовательной организации» [1, с. 49].
Работа над экологическими проектами имеет важное значение для развития познавательных интересов дошкольников. Через объединение различных областей знаний «формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности» [2]. Совместное дело развивает любознательность, коммуникативные, исследовательские и нравственные качества личности дошкольников.
Педагог должен заранее тщательно продумать и предварительно спланироватьэкологическую проектную деятельность. При непосредственном планировании самого проекта он формулирует его тему и подбирает вспомогательные необходимые материалы, подсказывает детям возможные пути реализации проектной деятельности. Далее дети должны иметь представление, у кого возможно попросить помощи, где почерпнуть необходимые знания, как оформить готовый продукт проекта.
При этом педагог должен поощрять исследовательскую деятельность дошкольников, но не предлагая им готовых вариантов исполнения проекта. При этом дошкольники могут самостоятельно предложить свои проблемы проектов. Например: «Зачем птицам клюв?», «Что такое вулканы?», «Почему комары кусаются?» и многое другое.
Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников – это «способ организации процесса экологического воспитания, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников, родителей с окружающей средой, по достижению поставленной цели экологического характера, имеет определённую структуру» [3, с. 45].
Экологический проект включает в себя :
- создание мотивации к проектной деятельности;
- поэтапное решение поставленной проблемы в процессе реализации;
- получение продукта деятельности и его презентация.
Степень участия дошкольников в экологической проектной деятельности зависит, в первую очередь, от возрастных особенностей самих детей. Встаршем дошкольном возрасте они начинают активно принимать участие в теоретической разработке и практической реализации проектов.
Таким образом, актуальность использования проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников обусловлена неблагоприятной экологической ситуацией, котораяоправдывает необходимость проведения углубленной работы экологической поисковой направленности в ДОУ.
Список литературы:
1. Голицына Н. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Н. С. Голицына, И. Б. Сеновская. – М. : Сфера, 2015. –200 с.
2. Гостева Л. А. Особенности использования метода проектов в экологическом образовании старших дошкольников / Л. А. Гостева, Ю. Д. Антонова: [Электронный ресурс] : Режим доступа: // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. – С. 102-104. URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9534/ ( Дата обращения: 25.06.2021).
3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 2015. –148 с.