Луковцева Сардаана Иннокентьевна
Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей (законных представителей, педагогов. В семье ребенок получает азы всех знаний. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Её влияние человек испытывает даже тогда, когда он вне дома. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с «большим» миром.
Публикация «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Взаимодействие детского сада с родителями (законными представителями) является актуальной задачей и главной заботой в воспитание детей. Одним из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения является работа с семьёй. В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем личностном развитии ребёнка.
В соответствии с требованиями современного образования, в соответствии с нормативно-правовыми документами (Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, национальная доктрина образования в РФ (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва "О национальной доктрине образования в Российской Федерации", концепции модернизации российского образования на 2016 – 2020гг (была утверждена Правительством РФ и подписана Д. А. Медведевым 29 декабря 2014 года (№ 2765-р, ФГОС) образовательные учреждения должны:
1. Обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
2. Обеспечить индивидуальный подход для каждого ребенка;
3. Реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и суждений;
4. Помнить, что ребенок активный участник педагогического процесса;
5. Привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираться на их интерес, учитывая их социальный опыт;
6. Обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребёнка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Исходя из вышесказанного, мы в годовом плане ДОУ поставили цель: «Обеспечение единства формирования базиса личностной культуры, социального, познавательного развития ребенка дошкольного возраста в условиях ФГОС. Координация трех социальных институтов образования: семья, детский сад и школа»
Задачи:
1. Создать условия для разностороннего развития личности дошкольника, сохранения и укрепления его физического и эмоционального здоровья, опираясь на изучение и обобщения семейного опыта;
2. Формировать навыки владения речью как средством общения и культуры, через театрализованную деятельность;
3. Развивать познавательную активность воспитанников ДОУ в проектной деятельности с детьми для укрепления семейных отношений и изучения опыта семейного воспитания.
Современные родители – это люди с хронической нехваткой времени. Не все понимают, что теряет ребёнок, у которого для общения остается – в лучшем случае сестра или брат, а в худшем – телевизор.
Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами.
Выбор метода: Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.
Перед педагогами стоит задача привлечь семьи к образовательной деятельности через совместные проекты. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций.
Три этапа проекта :
1. Организационная – поиск материала, сбор информации по теме.
2. Основной этап - планирование собственной деятельности в решении поставленных задач
3. Заключительный этап – подведения итога деятельности. Презентация перед публикой. Оценка деятельности.
Работу совместно с педагогами запланировали следующим образом:
Организационный этап: сентябрь – октябрь (педагоги - поиск тем в соответствии возрастной группы, целеполагание и разработка задач; дети – вхождение в проект; родители (законные представители) - вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему).
Основной этап: ноябрь – апрель (опытно практическое исследование, защита различных тем по проектам в возрастных группах.) Планирование деятельности :
1. Педагог - изготовление пособий для проекта;
- беседы;
- продумывание практической, экспериментальной деятельности;
- продуктивная деятельность;
- чтение книг, обращения к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события, занятия и т. д.
2. Дети - участие в экспериментальной и продуктивной деятельности, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.
3. Родители – ищут информацию, работают по созданию развивающей среды группы (по заданиям воспитателей, изготовление с детьми газет, листков, презентаций и пр.
Заключительный этап: март – май (Презентация своей работы. подведение итогов деятельности.)
В конце 2017-2018 учебного года ожидаем результат, что родители будут активно включаться в жизнь детского сада. Будут инициативу брать в свои руки и предлагать интересные проекты. Применение современных педагогических технологий способствует повышению качества образования; применение педагогического опыта и его систематизация.
Приведем пример из опыта работы воспитателей старшей группы «Кунчээн» Степановой Л. В., Степановой Л. Н. В плане работы с родителями второй год пользуются методом проекта. Дети с родителями готовят проекты на разные темы.
Педагоги свою работу планировала следующим образом:
№ Темы проектной работы Цель Дата
1 «Как я летом отдыхал» Воспитывать любовь к родному краю. Сентябрь
2 «Моя любимая сказка» Привлечения интереса к литературным произведениям Ноябрь
3 «Моя семья» Укрепление семейных ценностей Январь-февраль
4 «Я люблю весну» Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе Март-апрель
5 «Скворечник и кормушка для птиц!» Воспитывать бережное отношение к природе Апрель
«Великая Победа» Воспитание нравственно-культурных ценностей Май
Подготовительная к школе группа «Мичээр» под руководством воспитателей Бубякиной Л. П. и Эляковой А. Н. вступили в городской Проект «Эколята-дошколята». В этом учебном году у них в плане работы включены:
№ Темы проектной работы Цель Дата
1 «Красота родного края», проект экомода Воспитывать любовь к родному краю. Октябрь
2 «Моя родословная» Укрепление семейных ценностей Ноябрь
3 «Из чего это сделано?» Обогащение детей знаниями о материалах, из которых сделаны предметы Февраль
4 «Сохраним планету» Воспитание нравственно-культурных ценностей Апрель
5 «Скворечник и кормушка для птиц!» Воспитывать бережное отношение к природе
В годовой план МБДОУ «ЦРР-Д/с №3 «Катюша» также включили конкурсы лучших проектов по темам в старших возрастных группах. Все эти темы в течение года корректировались. В конце года проведенные темы были следующие:
№ Темы проектной работы Цель Дата
1 «Моя родословная» Укрепление семейных ценностей Ноябрь
2 «Из чего это сделано?» Обогащение детей знаниями о материалах, из которых сделаны предметы Февраль
3 «О чем мечтают дети?» Воспитание нравственно-культурных ценностей
4 «Эколята-дошколята» Воспитывать любовь к родному краю. Апрель
5 «Семейные традиции» Укрепление семейных ценностей
6 «Скворечник и кормушка для птиц!» Воспитывать бережное отношение к природе
Выводы: Особенность в проектно-исследовательской деятельности и взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.
Решая различные познавательно - практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили у детей первые крупинки уверенность в своих силах, побудили к новому поиску знаний.
Коллективные переживания сблизили детей друг с другом и со взрослыми, способствовали улучшению микроклимата в группе. Можно отметить, что используя проектно-исследовательскую технологию в воспитании и обучении дошкольников, организованная по ней, жизнедеятельность в детском саду позволило лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребёнка.
Данные проекты помогают найти тесный контакт с родителями. Заинтересовывают детей, увлекают в творческий процесс. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослых, в дальнейшем могут стать авторами исследовательских, творческих, игровых, практико-ориентированных проектов.