Ирина Иванова
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
…Ребёнка обучи – дашь миру человека.
В. Гюго
Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Специфика дошкольного возраста в соответствии с ФГТ такова, что достижения детей определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе, подготовку к жизни в современном обществе.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческих способностей дошкольников,» размещена в разделах
Полноценное развитие личности современного человека возможно только в том случае, если в дошкольном возрасте в равной мере формируется познавательная активность и творческие способности ребенка в процессе разнообразных видов детской деятельности : игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Поэтому фундаментом для построения образовательного процесса служат адекватные возрасту формы работы с детьми: игра, наблюдение, беседа, разговор, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, чтение, коллекционирование, построенные по основополагающему принципу - принципу интеграции образовательных областей.
Для достижения целей образовательного процесса первостепенное значение имеет использование инновационных технологий обучения дошкольников. Поэтому моя задача - научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, уметь целенаправленно искать её. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его. Как показывает образовательная практика, что наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Проектная деятельность представляет собой интегрированный процесс, объединяя несколько областей. Он позволяет в процессе воспитания и обучения расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность организовать работу в разных центрах активности, что способствует развитию познавательной активности и творческих способностей ребёнка. Используемая форма работы - это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей, обеспечивающий особую атмосферу, которая позволяет каждому ребенку реализовать свою познавательную активность, подводит детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению художественно-творческих способностей. Вовлекать ребенка надо ненавязчиво, давая ему посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д.
Предпосылками использования метода проектной деятельности явились :
- видоизменение и совершенствование развивающей среды;
- использование инновационных технологий;
- адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
- многофункциональное взаимодействие с социумом.
Цель метода проектной деятельности :
Создание условий для развития познавательной активности и творческих способностей ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.
Для достижения цели определила следующие задачи:
1) Cоздать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
2) Развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение;
3) Формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
4) Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
5) Развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской, творческой деятельности.
В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проектной деятельности.
На развитие познавательного интереса, творчества, повышение общей эрудиции были направлены проекты : «Россия - Родина моя», «Земля – наш общий дом» «Моя семья», «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу!» Дети проявили активность, инициативу, художественно-творческие способности.
Активизации познавательного интереса, творческого потенциала, художественных способностей способствовал проект - «Осень нашего края», итогом которого стала выставка творческих работ «Дары осени».
Например, при реализации тематических проектов : «Братья наши меньшие», «Здравствуй, зимушка-зима!», «Прилетай, товарищ птица!» дети знакомились с природным и животным миром, составляли рассказы о них, рисовали, выполняли панно, аппликации и макеты («Мой четвероногий друг», «Скотный двор», «Звери леса» и т. д.) .
Детям очень нравятся проекты, направленные на развитие творческих способностей, получение продукта своей деятельности. После тематических недель «Новый год у ворот», «Несокрушимая и легендарная родная армия страны», «Вы прекрасны, женщины России», «Этот загадочный космос» ребята совместно со взрослыми изготовили поделки, рисунки в разной технике, были организованы выставки творческих работ («Парад снеговиков», «Мама милая моя», «Космическое путешествие» и т. д.).
При проведении презентации проектов, с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулирует познавательную активность, творческие способности.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.