Чевушева Наталья
Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как форма экологического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как форма экологического воспитания».
Экологическое воспитание – важный компонент общего образования современного человека. Дошкольные учреждения являются начальным элементом системы экологического воспитания.
Публикация «Консультация для воспитателей „Проектная деятельность как форма экологического воспитания“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Целью экологического воспитания для дошкольников выступает оформление комплекса практических и научных знаний о мире животных и растений, природных явлениях. У ребенка формируется ответственное отношение к уникальному миру природы, установка на сбережение природных богатств.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Одним из методов наиболее эффективным в работе с детьми по экологии является метод проектов. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Специфика метода проектов, особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
- он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
-один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.
Виды проектов в ДОУ :
1. Исследовательско-познавательные – совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, рукописных изданий, дизайнерских сооружений.
2. Игровые – использование элементов творческих игр с вхождением образ персонажей и решением поставленных проблем.
3. Информационн-практико-ориентированные- сбор информации и ее реализация (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и т. д.)
4. Творческие – оформление результатов деятельности в виде праздников, театрализованных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
По продолжительности экологические проекты разделяются на :
• Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели.
• Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех.
• Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один год.
Более длительные проекты для детского сада планировать неразумно. С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их понимания. Но наиболее эффективно работают проектные исследования, проводимые с воспитанниками старших групп.
Основные требования к использованию метода проектов :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект-это игра в серьез, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение полученных знаний на практике.
В работе с дошкольниками выделяют 4 этапа работы по проекту :
1. Подготовительный - воспитатель формулирует проблему и цель проекта, ставит задачи, определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию.
2. Практический. На этом этапе педагог помогает детям грамотно планировать деятельность детей, по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
3. Оценочно-рефлексивный. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Педагог обобщает результаты работы, анализирует деятельность, формулирует выводы.
4. Презентационный – презентация детьми продуктов проекта родителям, презентация опыта работы воспитателем.
В ходе работы над проектом также важно помнить о правилах успешности проектной деятельности.
* в команде нет лидеров;
* все члены команды равны;
*. все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
* каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
* все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
* не должно быть так называемых “спящих партнеров”;
* ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду?
Тематика проектов разнообразна : от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом.
«Елочка - красавица», «В гостях у природы», «Юные защитники природы», «Волшебная аптека», «Наша новая клумба», «Голубая водичка», «Осень», «Весна в гости к нам пришла», Эколята – дошколята», «Есть у нас огород, там зеленый лук растет», «Покормите птиц зимой», «Мир домашних животных», «Чистый мир», «Жалобная книга природы», «Мир деревьев», «Берегите первоцветы», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит с елью». «Вторая жизнь упаковки» и т. д.
С детьми начальной возрастной группы 3-4 лет возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества. Семена высаживаются в горшки и проращиваются.
Дети средней группы способны принять участие в проектах : «Маленькие огородники»- организуются эксперименты с огородными растениями.
«Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники.
С ребятами, посещающими старшую и подготовительную группы, можно организовывать больше. Так, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов.
В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах.
Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.
Наиболее масштабный проект, который можно предложить для реализации в подготовительной группе – создание Малой природной академии.
А так же можно провести интересные проекты :
Этажи леса», «Кто живет в лесу», «Заповедник», «Воздух должен быть чистым», «Сосульки», «Что мы знаем о воде», «Голубая капелька», «Кто дружит с елью».
Следует заметить, что основа успеха претворения всех проектов и действительность – хорошая подготовка педагогического состава детского сада, взаимодействие всех специалистов.
Виды экологических проектов :
- экологическая акция
- экологический марафон
- экологическая инициатива
- экологическая почта
- экологическая экспедиция.
Акция – это социально значимое, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.
Цель проведения экологических акций : формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Алгоритм проведение акций:
• цель (каждая акция имеет свою цель);
• задачи (выполняются общие и конкретные);
• объект (на что направлено – птицы, деревья);
• участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
• этапы:
1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
2. Организационно-практический (т. е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т. д.).
Тематика экологических акций :
- «Как заботиться о комнатных растениях?»
- «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»
- «Когда я был добрым к природе?»
- «Семечко и зернышко про запас» (сбор семян)
- «Преврати мусор в красоту» (сбор бросового материала)
- «Зеленая елочка – живая иголочка».
- «Покормите птиц зимой!»
- «Чудо – огород».
- «Каждому певцу по дворцу»
- «Берегите воду!»
- «Украсим планету цветами»
- «Чистый двор»
Экологический марафон
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников педагогического процесса (детей, родителей, педагогов).
Задачи:
1. Исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей;
2. Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
3. Использование дополнительных возможностей интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию экологической культуры;
4. Диагностика уровня знаний, умений, отношений всех субъектов образования;
5. Обеспечение непрерывности экологического образования в системе ДОУ-школа (начальное звено).
Содержание проекта объединяется тремя направлениями: биоэкологической, социальной и прикладной экологией, что обеспечивает интеллектуальное, эмоциональное и действенное развитие дошкольников.
Экологический марафон включает в себя:
- НОД развивающего типа по окружающему миру и экологическому воспитанию
- Путешествие по экологическому музею.
Цель: познакомить детей с природными явлениями, растениями и животными, недоступными для наблюдения в окружающей природной среде.
- Экологическая тропа
Цель: сформировать представления об окружающих природных явлениях, экологической обстановке микрорайона, рельефе местности, наличии животных и растений.
- Экологический тренинг
Цель: сформировать умения экологически грамотной деятельности в природе, способствовать развитию мотивации экологического поведения.
Экологический тренинг – форма взаимоотношений людей и природы путем ролевой игры и анализа с позиции экологических норм («Спасаем Зайчика», «Поможем речке», «Обновляем лес, поляну»).
- Театр животных.
Цель: закрепить знания поведенческих особенностей животных, способствовать развитию творческого воображения.
Театральные постановки по русским народным сказкам и отдельным сценариям с участием разнообразных игрушек и масок животных, перевоплощение, способствуют развитию воображения и лучшему восприятию мира животных.
- Экологические диспуты.
Цель: закрепить правила поведения в природе.
Ситуации для обсуждения:
- Дети сорвали большой букет цветов и подарили воспитателям. Воспитатели совсем не обрадовались подарку, а огорчились. Почему?
- Ребята принесли в экологический центр маленькую беспомощную бабочку. Что ты скажешь им?
- По одной ягодке собирать в лесу долго. Проще наломать веток с ягодами. Можно ли так поступать?
- Час экологического чтения
Цель: сформировать у детей интерес к книгам экологического содержания, научить применять полученные знания в разных видах детской деятельности.
Создание «Библиотеки экологических книг».
- Экологический букварь
Цель: пробудить интерес к слову, обозначающему объекты живой и неживой природы.
Содержание букваря: загадки, кроссворды, игры со словами, звуками, логические задачи.
- Выставки поделок из природного материала.
Цель: сформировать навыки исследовательской деятельности, научить видеть необычное в привычном, эмоционально реагировать на увиденное
Экологическая инициатива – вариант экологического проекта, включает в себя виды экологической деятельности, инициированной самими детьми.
Цель инициативы – развитие самостоятельности и сознательности детей в решении экологических проблем.
Задача педагога – создать ситуацию, стимулирующую детей к активной экологической деятельности посредством организации целевых прогулок.
Экологическая почта – форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Развитие творческого потенциала личности происходит в творческой деятельности, неприемлемое условие которой - получение ребенком удовольствия от этой деятельности в ярко выраженных положительных эмоциях. Только при этом условии развивается творческий и познавательный потенциал ребенка. Возможности эмоциональных переживаний мы достигаем, создавая проблемные игровые ситуации в экологической проектной деятельности. Педагог преднамеренно создает на проекте – занятии проблемную игровую ситуацию. Именно эта преднамеренность побуждает детей к поисковой, познавательной активности. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, можно судить по их эмоциям.
Экологическая экспедиция – завершает изучение крупной темы, или раздела программы и закрепляет полученные знания практическим путем. Организация и проведение экспедиции включает три этапа:
1. Подготовительный. Составляется программа экспедиции, разрабатывается маршрут, распределяются обязанности между детьми, родителями, воспитателем, осуществляется подбор оборудования, совершаются тренировочные выходы.
2. Основной. Проведение экспедиции, выполнение запланированной исследовательской работы, сбор материала, подтверждение теоретических знаний практическими фактами.
3. Заключительный. Обработка полученных экспериментальных данных, классификация собранных материалов, формулировка выводов по итогам практической деятельности. Завершается заполнением альбома - дневника экспедиции, подготовкой стенда с рисунками, выставка собранных материалов.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию :
- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины.
- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т. д.
- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.