Шовгенова
Проектная деятельность как основа реализации регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность – как основа реализации регионального компонента
Малая Родина у каждого она своя, но для всех она является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - все.
Тема «Реализация регионального проекта образовательной программы в ДОУ»
Вид проекта : Долгосрочный (3 года)
Актуальность:
Публикация «Проектная деятельность как основа реализации регионального компонента» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. В связи с введением в дошкольное образование Стандартов нового поколения среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Успешность развития дошкольников на региональном материале становится неоспоримой, и она возможна только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Реализация регионального компонента в образовательной программе ДОУ «Насып» Основными направлениями деятельности ДОУ по реализации регионального компонента являются :
• изучение национальных традиций и обычаев;
• воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;
• обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения родного языка и знакомства с языковыми особенностями народов других национальностей, проживающих на территории нашего региона;
• изучение истории Адыгеи во взаимосвязи с культурой и историей России;
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей, чувства любви к Родине, родному краю.
Задачи: воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;
развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, данной местности;
формировать интерес к культурному наследию региона;
воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению.
Для достижения цели и решения задач регионального компонента используется организация культурных практик. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Участники проекта :
Воспитатели ДОУ
Воспитанники ДОУ
Родители (законные представители)
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний детей о малой Родине, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям.
Усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем регионе.
Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.
Повышение познавательной и творческой активности дошкольников, сформированность элементарных исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
Сформированность представлений об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов населяющих Республику, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
Позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка.
Свободное использование фольклора, применение его в повседневной жизни.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни ДОУ.
Предварительная работа:
-Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах (офоромление уголков национальной культуры, изготовление альбомов, папок-передвижек,буклетов и т. д.);
-Подбор необходимой литературы;
-Составление плана работы.
Планирование содержания идет в следующих направлениях:
1. Природно-климатические особенности родного края.
В этом блоке дети знакомятся с природой своего края.
Приоритетными формами в реализации данного направления являются: беседы, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
2. Национально-культурные и исторические особенности региона.
Это направление предусматривает получение детьми краеведческих сведений о республике. Дошкольники знакомятся с предметами быта их назначением, названием, рассматривают национальную одежду, обувь. В старших дошкольных группах дети получают представления о том, кто такие предки, что означают их фамилии. Дети посещают достопримечательные родного города. Знакомятся с памятниками культуры, архитектуры и искусства региона на основе слайдов и фотографий.
3. Ценностно-смысловая взаимосвязь поколений.
Узнают о Ветеранах. Дошкольники получают краткие сведения о людях края известных в настоящее время. Традиционно перед празднованием 9 мая дети возлагают букеты с цветами к подножию монументов, готовят концертные номера.
4. Символика края.
Реализация регионального компонента в данном направлении предусматривает знакомство дошкольников с гербом, флагом РФ и Республики Адыгея. Дети получают сведения о цветах герба и флага, о значении изображаемых на них символов. Воспитываются нравственно-патриотические чувства: гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, формируется осознание личной причастности к жизни края.
материально-техническое обеспечение.
Отражающее региональное содержание :
— натуральные объекты (объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты) быта; объёмные изображения (муляжи овощей, фруктов и др.);
— плоскостная наглядность (картины, серии картин, предметные картинки, фотографии; предметно-схематические модели (календарь природы и др.);
— художественные средства (произведения живописи, архитектуры, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства этносов региона);
— детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная по ознакомлению с родным краем)
-произведения национальной культуры (народные песни, фольклор, костюмы и пр.);
— игрушки (сюжетные, образные, дидактические, народные игрушки, игрушки-забавы).
Родительские собрания желательно проводить в виде таких активных форм сотрудничества как деловые игры, круглые столы, тематические дискуссии, педагогические гостиные, КВН и др.
Непосредственному вовлечению родителей в совместную деятельность способствуют реализация образовательных проектов по региональному содержанию, подготовка и проведение совместных праздников, развлечений, встреч с интересными людьми, походы, издание семейных газет, журналов, тематических альбомов, коллективный труд по уборке и озеленению участков детского сада, выставки поделок, изготовленных родителями и детьми.
Существует огромное количество форм и методов организации культурных практик. Но одним из наиболее эффективных форм является проектная деятельность. Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что она дает широкие возможности для проявления детской инициативы. Организация проектной деятельности дает возможность всем детям. У детей формируется четкая мотивация, они видят перед собой цель, которую нужно достичь. А значит, появляется желание в получении новых знаний, дети ищут пути получения информации, для чего объединяются в группы (команды) Для реализации регионального компонента используются разные виды проектов.
В течении этого периода воспитателями ДОУ были составлены и реализованы различные проекты :
«Природа родного края» воспитатель Куфанова Н. М.
«Первоцветы Адыгеи» Цеева М. М.
«Мой край родной» Цикушева Т. С.
Воспитанники активно участвуют в различных экологических акциях проводимых в регионе : это и изготовление скворечников, создание плакатов по сохранению природы Адыги, участвуют в различных конкурсах, например «Эколята Адыгеи»
Работа наших воспитателей была отмечена Адыгэ Хасэ Республики Адыгея, за что они были награждены Почетными грамотами.
Данный проект позволяет решать задачи реализации регионального компонента образовательной программы дошкольного образования, способствует воспитанию нравственных, трудовых, эстетических качеств дошкольника, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев родного края.
Неоценимую значимость в решении задач патриотического воспитания имеют встречи с интересными людьми. Дошкольники получают возможность непосредственно прикоснуться к живой части истории, что несомненно повышает познавательный интерес к более глубокому изучению традиции и обычаев родного края, закладывает в душе ребенка фундаментальные основ патриотических чувств.
Большое значение для полноценной реализации национально-регионального компонента имеет информационная насыщенность окружающего ребенка образовательного пространства
Для того, чтобы полученные знания о родном крае стали для детей личностно значимыми, в программе предусмотрена возможность для отражения накопленного ими социального опыта предусмотрено обязательное оформление продуктов детской исследовательской деятельности : макеты, коллекции, книжки-самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ.
К реализации проекта были привлечены родители. Важным аспектом, предусмотренным программой, является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители – это полноправные участники образовательного процесса Поэтому на первый план выводится формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в жизни своих детей через организацию общих дел, проектов, акций, участие в образовательных и развлекательных делах группы и детского сада.
Результатом реализации Регионального компонента посредством проектной деятельности являются следующие показатели:
Расширелись знания детей о малой Родине, возрос интерес к родному краю, его достопримечательностям.
Наблюдается усвоение детьми нравственных правил и норм поведения в обществе, толерантное, уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих в нашем регионе.
Бережное отношение к природе родного края, к тому, что окружает ребенка и близко ему с рождения.
Повысились познавательная и творческая активности дошкольников, формируются элементарные исследовательские умения и навыки, навыков проектной деятельности.
Сформированность представлений об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов проживающих на территории республикп, о взаимосвязях настоящего и прошлого в жизни народа.
Позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка.
Свободное использование фольклора, применение его в повседневной жизни.
Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни села, района.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в рамках ПД позволяет сделать два основных вывода : во-первых, в период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры; во-вторых, поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды деятельности позволяет раскрыть духовно-нравственный потенциал дошкольника.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю – это многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог-гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Нам хотелось, чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.