наталья ольта
Проектная деятельность как метод освоения ребенком окружающей среды в процессе спланированной практической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол с педагогами «Проектная деятельность как метод освоения ребенком окружающей среды в процессе спланированной практической деятельности»
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных технологий является метод проектов.
Публикация «Проектная деятельность как метод освоения ребенком окружающей среды в процессе спланированной практической деятельности» размещена в разделах
1. Что такое проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной деятельности по достижению намеченных целей.
2. Скажите, какие виды проектов применяются в ДОУ.
Исследовательское - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
Ролевое - игровые: с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно-практико-ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы оформление и дизайн группы, витражи и др.
Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна
3. Какие этапы предполагает проект
1. Подготовительный (целеполагание) - определение цели. 2. Разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу, в каких источниках можно найти информацию и пр.)
3. Выполнение проекта – практическая часть, получение продукта проекта.
4. Подведение итогов – презентация продукта проекта, определение задач для новых проектов.
4. Расскажите о преимуществах и недостатках метода проектов. 1. Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений. 2. Повышение профессионального уровня педагогов. 3. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса – дети вовлекают в процесс родителей, общаются между собой, с воспитателем. 4. Повышает качество образовательного процесса. 5. Служит развитию критического и творческого мышления. 6. Активное взаимодействие между всеми участниками проекта.
Недостатки – занимает много времени на подготовку проекта;
5. С какого возраста, по вашему мнению, можно внедрять метод проектов
1. Подражательно – исполнительный (3,5 – 5 лет) – первые попытки детей самостоятельно решать проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах : «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки;
2. Развивающий (5- 6 лет) - к концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата;
3. Творческий (6 – 7 лет) – активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. У детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.
Таким образом, метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. Реализация метода проектов в ДОУ способствует активизации познавательной деятельности детей, формированию у них умений и навыков учебного и коммуникативного характера, развитию творческой активности.