Анна Шмидт
Проектная деятельность как метод развивающего обучения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире модернизация системы образования влечет за собой новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к качеству образования и педагогическому профессионализму. Одной из главных задач является существенные и качественные изменения в практике работы педагогов. Содержание образования необходимо ориентировать не только на освоение готовых специализированных знаний, но и на формирование креативных и социальных компетентностей. В системе непрерывного образования ключевым фактором результативности является самостоятельная работа обучающегося. Проектная исследовательская деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированного подхода к дошкольному образованию в соотвествии с ФГОС ДО. Современный педагог детского сада, прежде всего, должен быть профессионалом в своем деле, постоянно находится в поиске, рефлексии, непрерывном обогащении своего опыта.
Публикация «Проектная деятельность как метод развивающего обучения дошкольников» размещена в разделах
Изучив литературу по данной теме и ознакомившись с опытом работы других педагогов, мы убедились в эффективности использования проектно-исследовательской деятельности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Она даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Во время изучения проектной деятельности и становления нас, как молодых педагогов, был реализован краткосрочный экологический проект на тему «Вторая жизнь бумаги», направленный на формирование навыков экологически грамотного поведения в быту; расширению знаний детей о свойствах бумаги.
Ожидаемые результаты проекта :
- Создание на территории МБДОУ №236 экологически благоприятной среды;
- Повышение уровня заинтересованности детей в защите и сохранении природной среды;
- Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе,
- Совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта «Вторая жизнь бумаги».
- Пропаганда экологической культуры воспитанников ДОУ и взрослых.
На подготовительном этапе были проведены беседы, занятия с детьми на темы: «Откуда пришла бумага», «Деревья – наши друзья», «Жители деревьев», привлекались родители к участию в проекте. Дети узнали, какое значение имеют деревья для человека и животных, какова роль лесов в сохранении состава и чистоты воздуха. Также с детьми рассматривались репродукции картин Ивана Ивановича Шишкина и проводилось чтение художественной литературы в детском саду и дома. Были прочитаны произведения: «Зеленая страна» Екатерины Серовой; «Мудрость дерева», «Жизнь дерева», Александры Лопатиной; «Липкины дары» Марии Скребцовой.
На втором исследовательском этапе знакомили детей в доступной форме с процессом промышленного производства бумаги. Они узнали, что для производства бумаги требуется древесина и много воды.
Важную роль в производстве бумаги играет макулатура. Её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. Узнав, как производится бумага из макулатуры, у детей возник интересный вопрос: возможно ли изготовить ее самостоятельно в условия х детского сада. И мы решили попробовать, для этого нам понадобились элементарные вещи: емкость, старые газеты, блендер, вода, клей ПВА, крахмал, доска и скалка.
Собранную для работы бумагу измельчили на мелкие кусочки, залили теплой водой и при помощи блендера измельчили до состояния однородной массы, добавили крахмал и клей ПВА для того, чтобы бумажные волокна скрепились между собой, а лист стал прочным и гибким. После этого в полученную массу мы добавили краску, еще раз перемешали и приступили к раскатыванию. Готовую сырую бумагу оставили на доске до полного высыхания. В результате бумага получилась грубая, но её можно использовать для различных поделок.
Итогом проекта стало обобщение результатов нашей работы. У детей сформировались умения и навыки использования полученных знаний в жизни. Проект позволил детям расширить знания о пользе леса. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, людям нужно бережнее относиться к бумаге. В завершении проекта с детьми были изготовлены книжки с использованием нашего картона и оформлена выставка для родителей.
Методика работы с детьми в рамках проекта разработана с учетом интегрированного подхода. Выполняя задания, ребята вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературой. Детей в доступной форме познакомили с процессом промышленного производства бумаги
По данной методике может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать и как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и программам экологического направления.
В результате, работа над проектом вызвала огромный интерес у воспитанников к экологическим проблемам, и мы как молодые педагоги не будем останавливаться на достигнутом. В настоящее время традиция сбора макулатуры практически утеряна, именно поэтому мы решили озвучить проблему расточительного отношения к природным ресурсам на уровне семьи и дошкольного учреждения. В процессе реализации проекта были затронуты глобальные проблемы экологии и в перспективе мы планируем продолжать работу в данном направлении и устроить сбор макулатуры на уровне все го детского сада. Вторичная переработка макулатуры не только способна решить проблему с дополнительным мусором, сэкономить электроэнергию и воду. Еще одним плюсом вторичной переработки является то, что она препятствует мировому глобальному потеплению. К примеру, переработка тонны бумаги способна спасти 17 деревьев, сэкономить 3000 КВт/час энергии и 30 тысяч литров воды. Провести открытое занятие в сочетании с познавательным развитием на уровне детского сада.
Анализируя проделанную работу, можно утверждать, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.
Список используемой литературы:
1. https://sundekor.ru/kursovaya-2/prepodavatelyu/metod-proektov-v-rabote-dou/
2. https://www.moi-detsad.ru/konsultac819.html
3. https://dob.1september.ru/article.php?ID=200502410[/b]