Наталья Шульженко
Проектная деятельность «Как воспитать интеллектуала»
▼ Скачать + Заказать документы
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детский сад «Березка»
___ Фокина А. Б.
Проектная деятельность с родителями в старшей группе
2016-2017 уч. год
Проект «Как воспитать интеллектуала».
«Ум человеческий отмечается такой ненасытной восприимчивостью к познанию, что представляет собой как бы бездну…» Я. А. Коменский.
Вид проекта : семейный долгосрочный (два года)
Автор проекта : воспитатель Шульженко Н. В.
Публикация «Проектная деятельность „Как воспитать интеллектуала“» размещена в разделах
Участники проекта : воспитатель старшей группы, родители воспитанников, дети, специалисты детского сада.
Возраст детей: 5 лет
Актуальность проекта
Согласно Федеральному государственному стандарту ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».
Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций»
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.
Основные цели проекта :
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
Повышение мотивации родителей к участию в развитии собственного ребенка и детей группы ДОУ;
Организация кружковой работы родителей с целью поиска способов и средств развития логико-математических способностей детей, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Способствовать развитию познавательной активности дошкольников.
Развивать умственные способности.
Развивать логическое мышление через логико-математические игры.
Формировать стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
Образовательные
Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.
Развивать произвольное внимание.
Развитие основных умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения, обобщения, классификации.
Повышать способность к усвоению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязей арифметических действий, знаков и символов, чисел и т. д.
Поиск способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
Формировать и развивать простейшие логические структуры мышления и математические представления.
Воспитательные
Формирование основ творческого мышления.
Развитие эмоционально-волевой сферы.
Развитие коммуникативных навыков.
Повышение интереса детей к математике.
Воспитание нравственно-волевых качеств личности.
Развивающие
Развивать познавательные процессы и мыслительные операции посредством игр, упражнений и занятий.
Развивать мотивацию к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
Развивать коммуникативные способности детей.
Проводить работу с родителями, привлекая их к интеллектуальному развитию детей в семье.
Условия реализации проекта.
Разработка проекта совместной деятельности педагогов ДОУ и родителей по развитию интеллектуальных способностей детей.
Создание соответствующей предметно-развивающей среды в группе и дома.
Разработка мероприятий, реализующих программу развития логико-математического мышления в повседневной жизни, учитывая физиологические и индивидуальные особенности детей, последовательность и систематичность при использовании логико-математических игр.
Применение разнообразных форм работы и видов деятельности.
Планируемые результаты:
Построение эффективного сотрудничества с семьей в воспитании интеллектуалов.
Выполнение целей и задач проекта математического развития детей старшего дошкольного возраста являются.
Развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях).
Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение.
Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация).
Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация).
Овладение детьми математическими способами познания действительности: счёт, измерение, простейшие вычисления.
Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач.
Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка.
Развитие активности и инициативности детей.
Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Используемые технологии, игры, упражнения.
В. Воскобович - «Развивающие игры»
Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей детей.
Б. П. Никитин - Педагогическая технология развивающих игр
Цель технологии: развитие творческих способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста
Палочки Кюизенера.
Цель технологии
• Развивать у детей представление о числе;
• Научить их измерению с помощью мерки;
• Развивать комбинаторные способности;
• Познакомить с ориентированием;
• Учить выкладывать плоскостные и объёмные фигуры и композиции, буквы, цифры.
Игры с блоками Дьенеша.
Цель технологии: знакомство с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике, развитие творческих способностей, восприятия, памяти, внимания и воображения.
Игры в шашки.
Цель: Развитие логического мышления;
Развитие и совершенствование интеллекта ребенка;
Умение находить способ решения в сложной ситуации;
Формирование усидчивости и целенаправленности.
Логические упражнения, которые развивают логику, наблюдательность и внимание, такие как: “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Что лишнее? Почему?”, “Домино”, “Как одним словом можно назвать предметы”.
Интеллектуальная игра “Я знаю пять …”. Она учит классифицировать и обобщать.
ЗАГАДКИ – ШУТКИ
ЗАГАДКИ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
СЛОВЕСНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Работа с родителями
Знакомство родителей с содержанием работы по программе.
Разработка консультаций для родителей по данной теме.
Рекомендации для родителей по использованию литературы.
Проведение математических викторин с участием родителей.
Рекомендации по приобретению игр и занимательной литературы.
Организация кружковой работы: «шашки», «кубик-рубика»
План реализации проекта :
Организационная образовательная деятельность с воспитанниками :
I этап – подготовительный
Изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет ресурсов, подбор литературы, анализ ситуации, корректировка календарно-тематического планирования, проведение входной диагностики.
II этап – внедренческий
Создание полноценной развивающей среды, организация работы кружка по интересам детей «Занимательная математика», «шашки», «кубик-рубика», клуба по интересам родителей «Как воспитать интеллектуала».
На данном этапе выстраивается система работы по развитию логико-математических представлений старших дошкольников, предусматривающая плодотворное взаимодействие педагога, родителей, специалистов ДОУ. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на формирование и развитие логических приемов мышления и математических способностей.
III этап – итоговый
Анализ мониторинга математического развития 2017 – 2018гг.
Показ интегрированного занятия для родителей и педагогов ДОУ «В компьютерной стране»
Разработка рекомендаций для родителей «Как воспитать интеллектуала»
Формы организации работы по созданию единого образовательного пространства
«Доу – ребенок - семья»
Развитие логического мышления старших дошкольников
Совместная деятельность
Педагог
Дети Родители
Мастер-класс
Семинар-практикум
Тренинг
Деловая игра
Методические рекомендации
Обобщение опыта
Презентация проекта Сюжетная игра.
Рассматривание.
Наблюдение.
Игра-экспериментирование.
Конструирование.
Исследовательская деятельность.
Развивающая игра.
Интегративная деятельность.
Экскурсия.
Ситуативный разговор.
Рассказ.
Беседа.
Проблемная ситуация.
Проектная деятельность.
Создание коллекций.
Игровой тренинг
КВН
Кружки «Занимательная математика», «шашки», «кубик-рубика»
Анкетирование, тестирование, тренинг,
Индивидуальные консультации,
Клуб по интересам родителей,
Деловые игры,
Рекомендации
Круглый стол
тематические выставки;
устный журнал для родителей
почта доверия, телефон доверия
открытые занятия для просмотра родителей;
родительская гостиная;
конкурс семейных талантов;
аукцион секретов воспитания.
Оснащение ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЕЙ СРЕДЫ совместно с родителями
Приобретение современных и классических логических и математических игр.
1. Настольно-печатные: «Цвет и форма», «Геометрия» «Сосчитай», «Мосты и берега», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
2. Игры на объё мное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Геометрический конструктор», «кубик-рубика» и др.
3. Игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Геоконт» и др.
4. Игры из серии «Форма и цвет» : «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Цветное панно»
5. Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска», пазлы мелкие и крупные и др.
6. Игры-забавы, головоломки: лабиринты, пазлы, мозаики, магические квадраты; головоломки с палочками) и др.
7. Развивающие игры Никитина, Воскобовича (Игровой квадрат, «Прозрачный квадрат», головоломки, плоскостное моделирование (Танграм, Пифагор и т. п., конструкторы, игры с палочками (Михайлова Игровые занимательные задачи для дошкольников, блоки Дьенеша, кубики В. Никитина, «Колумбово яйцо».
8. Модели (пирамидки, основа с матрешками; планы пространства, схемы сложение построек, времени модели (круговая, объемная; натуральный ряд чисел - прямая;)
9. Материалы (для взвешивания, измерения, группировки, сортировки и т. п.) : абстрактные (фигуры, «жизненные» (шишки, листья и т. п.); предметные (пуговицы, карандаши, фломастеры», старые монетки, клубки и т. п.).
10. Познавательные книги и рабочие тетради.
11. Компьютерные игры и др.
12. Оформление картотеки игр для развития умственных способностей.
Проведение совместных мероприятий с родителями старшей группы.
1. Родительское собрание «Растим интеллектуалов»
2. Ознакомление с проектом.
3. Выполнение подготовительного этапа проекта
- подбор литературы, игр, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок, создание банка мультимедийных средств развития по данному проекту;
- создание в группе соответствующей предметно- развивающей среды;
4. Индивидуальные беседы и консультации с родителями по вопросу реализации проекта.
5. Оформление фотоотчета по итогам проведения мероприятий проекта.
Ознакомление родителей
с образовательно-воспитательной деятельностью детей в рамках проекта :
Через информационно-коммуникативные средства общения; (сайт, блог, социальные сети)
Через электронные носители; (флешкарта, диск)
Через информационные стенды; (газета, уголок для родителей)
Через информационные тематические буклеты, листовки.
Ведение фотодневника жизни детей в детском саду.
Информационные ресурсы
Комплексная программа «От рождения до школы» Вераксы;
«Азбука логики» Л. Я. Береславский;
«Развитие логического мышления детей» Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов;
«Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет» В. Г. Гоголева;
«Логика и математика для дошкольников» Е. А. Носова,Р. Л. Непомнящая;
«Давайте поиграем» под ред. А. А. Столяра;
«Дидактические игры – занятия в ДОУ» Е. Н. Панова;
«Я начинаю учиться (логическое мышление) Л. Вагурина, А. Кряжева;
«Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7лет» А. З. Зак.
https:// www.doshvozrast.ru Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
https://ipk.admin.tstu.ru Тамбовский институт повышения квалификации работников образования.
https:// www.fbr.ru Банк рефератов
https://www.maam.ru/users/350845
support@numi.ru форум