Мария Артамонова
Проектная деятельность «Аптекарская грядка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Автор проекта : Артамонова М. А.
Название проекта : «Аптекарская грядка»
Продолжительность проекта : Один месяц
Тип проекта : Познавательно – исследовательский, творческий
Участники проекта : Дети, воспитатели, родители
Возраст детей: 5- 6 лет
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей
Темочки:
недостаточно знаний о лекарственных растениях.
Актуальность
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».
Цель проекта Создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.
Задачи проекта • Расширять и формировать знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
• Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в экстремальных ситуациях.
• Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю.
Итоговое мероприятие проекта Викторины «Знатоки лекарственных трав»
Продукт проекта Создание «Именной книги о лекарственных растениях»
Ожидаемые результаты по проекту - Расширились знания о лекарственных растениях.
- У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе, о бережном отношении к ней.
- Обогатился словарный запас детей
- Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Действия педагогов:
Выявить уровень знаний по данной теме с помощью бесед, опросов.
- составление перспективного плана мероприятий проекта на месяц;
— подборка стихов художественной и энциклопедической литературы о лекарственных растениях;
— подборка иллюстраций лекарственных растений;
— подготовка материала и оборудования: тетради и альбом для оформления результатов наблюдения;
- дать рекомендации родителям.
- Провести индивидуальные
консультации.
Действия детей:
Рассматривают иллюстрации, энциклопедии, книги.
Обсуждают,Высказываются по данной теме. Наблюдают за аптекарской грядкой на прогулке и в выходные дни за лекарственными растениями вместе с родителями.
Действия родителей:
Вместе с детьми рассматривают иллюстративный материал и наблюдают за объектом исследований – лекарственными растениями. Читают предложенную художественную литературу.
Сбор фотографий и иллюстраций о лекарственных растениях
Организационный этап
Действия педагогов:
Беседа «Лекарственные растения».
Цель: познакомить детей с лекарственными растениями (презентация).
Развитие речи:
чтение и отгадывание загадок о лекарственных цветах и травах, составление своих загадок по данной теме.
Чтение: «Сказка про лекарственные растения» ( автор: П. А. Синявский), а также рисование иллюстраций к данной сказке.
Беседа «Солнце. Воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: закрепить представления об основах безопасности собственной жизнедеятельности в летний период.
Ситуативные беседы об осторожности и правилах безопасности при работе с землёй, с водой и лейкой.
Слушание музыки:
Цель: формирование основ музыкальной культуры детей.
Ю. Чичков «Волшебный цветок» и «Это называется природа»
Ю. Антонов «Не рвите цветы»
П. И. Чайковский «Цикл времена года» «Вальс цветов»
М. Протасов «Одуванчики»
В. Моцарт «Цветы»
Действия детей:
Посадка лекарственных цветов и трав в заранее подготовленную землю. Закрепление понятий: семена, ростки, всходы, саженцы…
Беседа-рассуждение «Как и зачем надо ухаживать за растениями на улице».
Полив клумбы с лекарственными травами.
Дидактическая игра «Сложи картинку» - предложить для складывания изображения лекарственных трав и цветов.
Подвижные игры на улице: «На одной ножке вдоль дорожки», «Ловишки на одной ножке», «Ловишки с ленточкой» и другие по желанию детей.
Действия родителей:
Изготовление для игры «Аптека» коробочек с лекарственными растениями.
По мере ознакомления детей с разными лекарственными растениями наклеить на коробочки-муляжи картинки с изображением и названием лекарственных трав и цветов.
Формирующий этап
Действия педагогов:
Чтение:
• А. Онегова «Тропинка полевая»
• В. Бианки главы из книги «Лесная газета»
• М. Пришвин «Кладовая солнца», «Этажи леса»,
«Лисичкин хлеб».
Цель: продолжать развивать интерес к рассказам и стихам о природе, воспитывать любовь к природе и родному краю.
Познавательные беседы о лекарственных травах и цветах
(«Ромашка аптечная», «Подорожник», «Одуванчик», «Зверобой трава от ста недуг», «Мать-и-мачеха»,
«Календула наш друг», «Крапива друг или враг», «Мелиса», «Мята» и другие) с использованием презентации «Лекарственные растения». Цель: знакомить детей с разнообразием лекарственных растений, расширять знания о пользе лекарственных растений.
«Друг или враг?» беседа о съедобных и несъедобных растениях.
Цель: Научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать по внешним признакам, по запаху, строению одно лекарственное растение от другого
Познавательно-практическое занятие «Зелёная аптека». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные травы, формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение) :
«Я-подорожник…», «Я-ромашка…»,
«Я-крапива…» т. д. Цель: развивать речь детей, мышление, сознательное и бережное отношение ко всему живому.
Действия детей:
Опыты и исследовательно-поисковая деятельность :
«На участке ищем полезные растения»
«Где лучше растут растения?»
Цель: развитие мышления, воображения, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.
Дидактическая игра «Вершки корешки»
Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения.
Дидактическая игра «Узнай по описанию» с целью закрепить умения различать растения по их внешнему признаку.
Дидактическое упражнение «Определи по запаху»
Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.
Дидактическое упражнение «Помоги себе и другу». Цель: упражнять в оказании элементарной медицинской помощи, воспитывать бережное отношение к здоровью.
Заучивание загадок и стихов о растениях.
Игра «Съедобное - несъедобное»
Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.
Рисование «Лекарственные цветы и травы» (по желанию детей) Цель: учить передавать в рисунке впечатления после беседы о том или ином растении.
Рисование «Подорожник – наш друг». Цель: учить детей передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями.
«Одуванчик» — объёмная аппликация.
Цель: учить детей передавать характерные особенности одуванчиков: жёлтые, пушистые цветы, удлинённые, зубчатые, зелёные листья.
Действия родителей:
Составление творческих рассказов и сказок о лекарственных растениях совместно с детьми.
Итоговый этап
Действия педагогов:
Подведение итогов проекта.
Проведение викторины «Знатоки лекарственных трав»
Презентация для педагогов «Применение лекарственных растений в оздоровлении детей», «Мой педагогический опыт по реализации проекта «Лекарственные растения» (педсовет).
Действия детей:
Создание «Именной книги»
Цель: составить копилку лекарственных растений, с его назначением; включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников; (дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях). «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками.
Действия родителей:
Беседа за круглым столом «Самый полезный чай!» и дегустация лекарственных растительных чаёв (из опыта родителей)