Тамара Коренькова
Проектируемые результаты и инновационные продукты проекта «АСС». Практическая значимость и перспективы развития проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Проектируемые результаты и инновационные продукты
В настоящее время семья, воспитывающая ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ, как сложная структурная единица общества, является объектом нуждающемся в активной помощи всех социальных институтов государства.
Традиционно в педагогике семья рассматривается как институт воспитания, где ребенок, как объект и субъект воспитания, находится под постоянным, целенаправленным и неформальным контролем со стороны родственников и близких.
Публикация «Проектируемые результаты и инновационные продукты проекта „АСС“, Практическая значимость и перспективы развития проекта» размещена в разделах
Практически во всех исследованиях в области педагогики и детской психологии подчеркивается решающее влияние семьи на общее развитие личности ребенка. Э. Фромм назвал семью «психологическим агентством общества». По его мнению, типы характера являются, прежде всего, результатом воздействия воспитательной среды в семье, ведь семья – это своеобразный центр и фокус воспитания, в ней кроится и творится человек – главное богатство общества.
Современные исследователи подчеркивают, что у ребенка складываются те установки, те ценностно-нравственные представления, те шаблоны поведения, которые приняты в его семье. Поэтому, какие бы меры ни предпринимал педагог для формирования тех или иных качеств личности ребенка, отсутствие активности со стороны родителей могут свести на нет все усилия педагога.
В связи с этим очень важным компонентом в структуре психолого-педагогического сопровождения является организация взаимодействия с родителями, преодоление противоречий и конфронтации в воспитании и развитии детей. Особенно это актуально в семьях воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
К сожалению, до сих пор семейная педагогика недостаточно уделяет внимания вопросам взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Семья, в своем большинстве, рассматривается только как помощник образовательного учреждения. В итоге, отсутствие единой теоретико-методологической базы организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи обуславливает снижение эффективности работы педагогов с родителями.
Внутренний стандарт качества сопровождающего процесса синтезируется из следующих (верифицируемых) качеств:
- формы работы, направленные на вариативность работы с семьями;
- уровень профессионализма специалиста (владение широким спектром терапевтических направлений, а также арсеналом сопутствующего инструментария;
- уровень контактности и заинтересованности участников проекта (на выходе качества родительского потенциала);
- средств сопровождающего процесса.
Образ родителя или семьи в соответствии с миссией проекта предполагает :
- развитие индивидуальности каждого родителя, его особенных, уникальных способностей и возможностей участия в воспитании и развитии ребенка инвалида и ребенка с ОВЗ;
- развитие потребности в сохранении и укреплении своего родительского ресурса;
- формирование целостного миропонимания, личностной самооценки, культуры межличностных отношений;
- умение взаимодействовать с другими людьми и жить в любых коммуникативных режимах;
-формирование у семьи в целом универсальных знаний, позволяющих решать проблемы в сфере взаимодействия с особым ребенком;
- формирование компетентностей, которые смогут стать основойуспешной социализации семьи воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями.
Практическая значимость и перспективы развития проекта
Практическая значимость развития инновации определяется тем, что разработанные в соответствии с основными теоретическими положениями конкретные программы могут быть реализованы на практике и стать основой для совершенствования системы психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью и ОВЗ.
Реализация таких программ в практике функционирования дошкольных образовательных организаций комбинированного вида позволит достичь определенных результатов в выполнении требований, обозначенных в ФГОС ДО РФ, а также в нормативных документах Краснодарского края, что является необходимым условием развития системы образования в целом и системы дошкольного образования в частности, в том числе и детей с особенностями в психофизическом развитии.
Материалы исследования, проведенного в рамках предлагаемого инновационного проекта могут служить основой для разработки программ повышения квалификации педагогов-психологов, а также специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Перспективы развития инноваций в рамках реализации идеи когерентного подхода к организации работы с семьями детей касаются вопросов дальнейших исследований закономерностей и психологических условий эффективности построения взаимодействия образовательной организации и родителей через удовлетворение их потребностей в помощи и поддержке со стороны специалистов в воспитании своих детей.
Данная область научного знания находится в стадии своей разработки, и Краснодарский край здесь может стать первым в достижении реальных результатов реализации перспективных направлений и технологий развития системы дошкольного образования.