Людмила Клюкина
Проектирование РППС по ознакомлению детей с родным краем в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад №15 «Солнышко»
Г. Бор, Нижегородская область
Разработчик : воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н
Аннотация
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях необходимо приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Публикация «Проектирование Рппс по ознакомлению детей с родным краем в ДОУ» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность
Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последнее время многие детские сады стали увлекаться краеведением. Что такое краеведение? Это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. Практика показала, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно-пространственной среды (изостудия, мини-музей, центры краеведения, специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель
Совершенствовать педагогический процесс по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом.
Задачи
1. Определить круг задач по ознакомлению с родным краем соответствующих возрасту детей
2. Систематизировать методический и дидактический материал по ознакомлению с родным краем
3. Пополнить РППС, направленную на обогащение представлений о родном крае
4. Активизировать поисково-познавательную деятельность детей через различные формы работы
Вид проекта : информационно-творческий, долгосрочный
Срок реализации проекта : сентябрь 2016г. - май 2017 г
Этапы проекта
1. Подготовительный
2. Практический
3. Завершающий
. Анализ практической и теоретической деятельности отечественных ученых, опыта работы музейных педагогов городов России позволил выявить методы и формы работы, наиболее точно отвечающие целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
• приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
• создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
• практические действия с предметами;
• использование ассоциативных связей;
• музыкально-театрализованная деятельность;
• самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
• проведение экскурсий самими детьми.
•
Центр краеведения в детском саду должен соответствовать определенным требованиям:
• хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
• целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
• возможное объединение уголка изобразительной деятельности и центра краеведения.
Работа в центре краеведения развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному городу, краю, России.
Задачи по ознакомлению детей
с родным краем
Младший возраст
• Знакомить с названием родного города -Бор.
• Места отдыха борчан.
• Природа, транспорт
Средний возраст
• +Начинаем знакомить с достопримечательностями города
Старший возраст
• Знакомим детей с историей города
• Быт и традиции жителей города
• Знаменитые земляки.
• Символика города Бор, Нижегородской области, России
• Географические особенности родного города
• Карта г. Бора, карта Борского района
• Карта Нижегородской области, карта России, глобус (подготовительная группа)
Центры краеведения в группах.
Содержание материалов в центрах краеведения зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст
Основная цель работы в этом возрасте – ознакомление с ближайшим окружением.
Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города Бор ”, “Мой город”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды города Бор, сказки Нижегородской области, потешки, скороговорки.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Борского леса”, “Наш город во все времена года”.
Подвижные игры народов Поволжья: “Оденем куклу на прогулку”, “Познай себя”
Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”.
Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Совместные работы из бросового и природного материала.
Образцы декоративно-прикладного искусства (Нижегородской области).
Куклы в русских костюмах.
Средний дошкольный возраст
Альбомы: все вышеперечисленные, плюс
Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки народов Поволжья, рассказы и стихотворения о городе Бор
Папки - передвижки: “Я живу в городе Бор”, “Керженецкий заповедник” (о животном и растительном мире, “Город Бор в разные времена года”.
Подвижные игры народов Поволжья : игры и листки активности “Мое настроение”, “Мой город”, “Моя улица”, “Моя семья” и другие, разработанные воспитателем.
Картинки – иллюстрации, аналогичные тем, что были в младшей группе, но с усложненным содержанием.
Элементы одежды, посуда народов Поволжья.
Игрушки народов Поволжья (дымка, самарские и т. д.).
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).
Аудио- и видеокассеты о природе родного края.
Куклы в русских костюмах.
Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Декоративно прикладное искусство народов Поволжья (игрушки).
Старший дошкольный возраст
Семейные фотоальбомы, самодельные книги на темы «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо»
Тематические папки с иллюстрациями и фотографиями: «История возникновения города»- «Промышленность города», «Наука, образование и культура», «Знаменитые земляки», «Народный костюм», -«Достопримечательности города», «Архитектура», «Спорт» «Природные богатства Борской земли», «Города Нижегородской области»
Подборка стихотворений о городе.
Карта города. Символика города (флаг, герб).