Анастасия Очагова
Проект «Проектирование работы по формированию системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Происходящее в настоящее время реформирование дошкольного образования ставит одной из своих задач патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Невозможно стать патриотом, не зная судьбы родного города, его исторического прошлого. Наша страна огромна, но любовь к ней связана в первую очередь с теми местами, где человек родился и вырос. В ходе бесед с детьми и родителями о «малой Родине»-городе Перми, его истории, достопримечательностях мною выявлен невысокий уровень знаний по данной теме. Родители не считают патриотическое развитие детей дошкольного возраста одним из важных направлений личностного развития. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к «малой Родине».
Темочки:
Цель проекта : формирование системы знаний о родном городе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить детей с родным городом : история, символика, достопримечательности, культурные и промышленные объекты.
2. Расширить знания детей о реке Каме, ее расположении на карте, уникальности.
3. Познакомить с творчеством Пермских писателей и поэтов.
4. Развивать познавательный интерес к изучению истории родного города.
5. Повысить интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
6. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться своей «малой Родиной».
7. Воспитывать бережное отношение к городу его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.
8. Познакомить детей с родным микрорайоном Кислотные Дачи: улицами, биографиями людей, чьи имена носят улицы микрорайона достопримечательностями, природой.
9. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
10. Продолжать знакомить детей с событиями 1941-45 годов, пермяками-героями ВОВ. Развить в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне, сохранять в семьях память о родственниках, воевавших за Родину.
11. Способствовать эстетическому развитию посредством яркого, живого слова, музыки, изобразительного искусства.
Этапы проекта :
1. Подготовительный (ноябрь-декабрь 2017)
- проведение диагностики детей группы и их родителей для выявления уровня сформированности знаний о городе Перми;
- обоснование актуальности внедрения проекта;
- анализ литературы по изучаемой теме;
- изготовление и подбор наглядных пособий, дидактический игр (см. Приложение 3); литературных произведений, аудио-видео-фото материала, обновление содержания предметно -развивающей среды;
- разработка конспектов занятий, бесед, сценариев развлечений и праздников.
- проведение ознакомительных бесед с детьми;
- проведение группового собрания для родителей с целью приобщения последних к реализации проекта;
- размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми, составление рекомендаций по темам проектной деятельности.
2. Организационный (январь-апрель 2018) :
- непрерывная непосредственная образовательная деятельность с детьми в соответствии с перспективным планом;
- совместные мероприятия с семьями воспитанников;
- выступления детей о достопримечательностях города, подготовленные совместно с родителями
- выставки детских работ, книг пермских писателей
3. Аналитический (май 2018) :
- проведение повторной диагностики;
- проведение совместного с родителями и детьми праздника
- подведение итогов;
- прогнозирование и планирование дальнейшей деятельности;
- обобщение и распространение накопленного опыта работы среди педагогов ДОУ на Педагогическом совете, интернет-ресурсах.
Рабочий план реализации проекта
(Мероприятие, тема;Задачи;Развивающая среда;Сроки)
Подготовительный этап
Беседа «Прошлое г. Пермь»
Познакомить детей с историей родного города.
Альбом «Пермь», содержащий иллюстрации Перми современной и прошлого.
Ноябрь, 2 неделя
Беседа «Ворота нашего города» (см. Приложение 4)
Продолжать знакомить детей с родным городом, Конкретизировать знания детей о «воротах» города
Макет «паровоза времени», открытки и фотографии с изображением старой и современной Перми, музыкальное сопровождение – запись песни «Песня о Перми» (слова В. Радкевича, муз. Камского)
Ноябрь
3 неделя
Беседа «Геральдика города Перми»
Конкретизировать знания о символике Перми (герб, флаг); познакомить со значением геральдики в современной жизни. Воспитывать уважительное отношение к символам города Перми
Иллюстрации с изображением символики Перми, гимн Пермского края.
Ноябрь, 4 неделя
Родительское собрание «Мой город Пермь»
Повысить интерес родителей к проекту, привлекать к его реализации: беседовать с детьми о городе, посещать театры, музеи, достопримечательности, совместно с детьми знакомиться с творчеством пермских писателей, поэтов, композиторов.
Альбомы с иллюстрациями о Прикамье, консультации, рекомендации, памятки родителям на тему проекта
Декабрь,
1 неделя
Организационный этап
НОД «История возникновения Перми»
Продолжать развивать познавательный интерес к истории возникновения родного города; его достопримечательностям.
Открытки и иллюстраций с видами старой Перми, презентация «Медеплавильный завод»
Декабрь,
2 неделя
НОД «Знакомство с картой города»
Дать представление о градостроительстве города. Продолжать учить понимать условные изображения на карте. Заучить домашний адрес. Определить на карте улицы и дома где живёт ребенок.
Карта города Перми, Орджоникидзевского района. Картинки с изображением достопримечательностей.
Дидактическая игра «Путешествие по Перми». (см. Приложение 5)
Декабрь, 3 неделя
НОД «Имена в истории Прикамья» (В. Н. Татищев, Ф. Х. Граль, А. С. Попов, Любимовы, Н. В. Мешков,
Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города
Иллюстрации с портретами и памятниками известных людей. Ребус «Знаменитые люди Прикамья»
Январь, 2 неделя
НОД «Мой микрорайон Кислотные Дачи»
Познакомить детей с историей Орджоникидзевского района, микрорайоном Кислотные Дачи: улицами, достопримечательностями, природой.
Карта Орджоникидзевского района, альбом с фотографиями «Мой микрорайон Кислотные Дачи»
Январь, 3 неделя
НОД «Улицы-герои»
Формировать представления, что в названии улиц содержится история города. Вызвать интерес к разгадыванию тайн улиц города с помощью взрослых
Карта города Перми, Орджоникидзевского района, портреты людей, в честь которых названы улицы: Пушкин А. С., Ленин В. И., Бушмакин А. П., Черняховский И. Д., Доватор Л. М., Леонов А. А., Беляев П. И., Гагарин Ю. А. и др.)
Январь, 4 неделя
НОД Конструирование «Красивый город»
Способствовать развитию навыков конструирования, пространственной ориентации, воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное
Фотографии улиц города, деревянные конструкторы «ТОМИК»
Февраль, 1 неделя
НОД Рисование «Улица города».
Развивать наблюдательность; учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; создавать несложную композицию на тему современной городской улицы, находить отличительные признаки одного здания от другого (форма, этажность, цвет, материал).
Карта города Перми, Орджоникидзевского района, фотографии улиц и домов, альбомный лист А4, краски акварельные, кисти, банка с водой, салфетки на каждого ребенка.
Февраль, 2 неделя
Консультация для родителей: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу»
Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию у детей любви к родному городу.
Памятки родителям по данной теме
Февраль,
3 неделя
Зимний спортивный праздник «Край родной-Земля Уральская (см. Приложение 6)
Привлекать водителей к участию в образовательной деятельности, повышать их заинтересованность и компетентность в данной тематике
Костюмы героев, тексты стихотворений: Никольский «Уральские ели», А. Никитин «Березы»
Февраль,
4 неделя
НОД «Пермские писатели и поэты»
Познакомить с творчеством пермских писателей и поэтов.
Портреты пермских писателей, сказочников и поэтов: П. Бажов [1], Л. Кузьмин, А. Домнин, В. Воробьев, Б. Ширшов, И. Христолюбова, А. Тумбасов, Л. Давыдычев, О. Селянкин. Книги писателей и поэтов.
Март, 1 неделя
Чтение книги В. Воробьева «Капризка»[2].
Познакомить с произведением В. Воробьева. Продолжать формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край. Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
Книга В. Воробьева «Капризка», цветные иллюстрации к книге.
Март, 2 неделя
НОД Рисование по прочитанной сказке- повести «Капризка»
Способствовать развитию навыков рисования композиции, учить свободно мыслить, фантазировать
Книга с детскими иллюстрациями «Капризка».
Март, 3 неделя
НОД «Чтение произведений пермских писателей»
Заучивать стихотворение Е. Трутневой «Конец зимы», отгадывать загадки из книги Бориса Ширшова «Сто загадок»
Книги с иллюстрациями пермских писателей и поэтов.
Март, 4 неделя
Подготовка совместно с родителями выставки книг пермских писателей
Привлечь родителей к участию в краевом проекте «Читаем вместе», повысить интерес к домашнему совместному чтению
Книги, иллюстрации пермских писателей и поэтов
Апрель, 1 неделя
НОД «Как реку зовут».
Расширять знания детей о реке Каме, знакомство с реками, протекающими в Пермском крае, знакомить с литературными произведениями о реках пермских поэтов.
Карта города Перми, Пермского края, текст стихотворений: Алексей Решетов «Эта речка не бурлила…», Степан Караваев «Светлый ручеек», Валентина Телегина «Быстрина», Лев Кузьмин «Алая река», Кроссворд «Северная красавица»
Апрель, 2 неделя
НОД «Город Пермь – мой родной город» (см. Приложение 7)
Воспитывать желание больше знать о своем городе, соблюдать правила поведения на улицах, рассказывать о своем отношении к родному городу.
Апрель, 3 неделя
Беседа: «Военные и трудовые подвиги уральцев в годы ВОВ».
Продолжать знакомить детей с событиями 1941-45 годов. Развить в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне. Воспитывать желание сохранить мир на земле.
Фотографии пермяков -героев ВОВ, их биографии, песни и стихи военных лет («Вставай, страна огромная», «Синий платочек»)
Апрель, 4 неделя
Участие в патриотической акции «Бессмертный полк» детей и родителей
Способствовать развитию в детях чувство патриотизма, негативного отношения к войне. Сохранять в семьях память о родственниках, воевавших за Родин
Стенд «Никто не забыт, ничто не забыто»
Май, 1 неделя
Экскурсии детей и родителей по достопримечательностям Перми
Привлечь родителей к реализации проекта, повышение их заинтересованности, компетенции.
Фотоальбом «Удивительные места родного края»
Май 2 неделя
Викторина «Знатоки родного города». (Итоговое совместное мероприятие родителей с детьми)
Закреплять и обобщать знания детей о городе и окрестностях; вызывать познавательный интерес к истории и к культуре города
Карточки с вопросами, заданиями, иллюстрации, пособия, призы
Май, 3 неделя
Итоговая диагностика уровня сформированности у детей представлений о родном городе
Выявить уровень сформированности знаний и представлений детей и родителей о Перми
Анкеты, опросники
Май, 4 неделя
Критерии оценки полученных результатов при реализации проекта :
1. Степень активности родителей при участии в выставках, конкурсах, спортивно- патриотических мероприятиях, дискуссиях и других видах деятельности.
2. Результаты анкетирования родителей, анализ и сравнение с результатами на начальном этапе
3. Содержание и количество отзывов родителей.
4. Установятся доверительные отношения между воспитывающими взрослыми, создастся атмосфера сотрудничества и взаимодействия
5. Результаты диагностики детей, анализ и сравнение с результатами диагностики на начальном этапе.
6. Степень заинтересованности и активности детей во время НОД, участия в мероприятиях и практической деятельности в рамках реализации проекта.
. Знание детей названия своего города, края, района, близлежащих улиц; достопримечательностей города, имен тех, кто основал и прославил город и край, проявление интереса к событиям городской жизни и отражение своих впечатлений в продуктивной деятельности.
Дальнейшее совершенствование педагогической деятельности в выбранном направлении после завершения реализации данного проекта может представлять собой работу по ознакомлению детей с полезными ископаемыми, добываемыми на территории Пермского края; флорой и фауной края; редкими видами растений и животных, проживающих на территории нашего края, заповедниками; народностями, населяющими Пермский край, их культурой и т. д.
Предполагаемые способы ознакомления коллег с результатами выполненной работы : ознакомление педагогов ДОУ на педсовете с опытом работы по данному проекту, проведение открытого занятия