Осипова Люция Фазулловна
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе «Хлеб — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждения
Детский сад «Умырзая» деревни Валитово муниципального района
Хайбуллинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе
на тему: "Хлеб-наше богатство"
Осипова Люция Фазулловна,воспитатель
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в старшей разновозрастной группе „Хлеб — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: -познакомить детей с процессом выращивания хлеба.
Задачи:
Образовательные :
-расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека.
-дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол;обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
Развивающие:
-активизировать речь детей,их словарный запас.
-развивать мышление,внимание,интеллект,смекалку.
Воспитывающие:
воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и людям,вырастившим его.
Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба;
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.
Оборудование: Экран,проектор,ноутбук,каравай хлеба, сюжетно-ролевая игра «Транспорты»
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия вы постарайтесь угадать :
Загадка про хлеб
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель:
А хотите я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне кто знает, из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель:
А что такое мука, из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель:
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа?
Дети:
Да хотим.
Воспитатель:
Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети:
Тракторист.
Воспитатель:
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель:
Ну вот зёрна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети:
Комбайнёр.
Воспитатель:
Что же делает комбайн?
Дети:
Собирает колосья.
Воспитатель:
Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна.
А как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети:
На мельницу.
Воспитатель:
Правильно, и там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети:
На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель:
Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. А давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для каравая, вставайте в круг.
Физкультминутка «Каравай»
(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)
Переваливай, валяй. (2 раза)
И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб и спечется, его грузят на машины и везут в магазины.
А что еще пекут из муки кроме хлеба?
Дети:
Булочки, печенье, торты, пироги, сухари.
Воспитатель:
А как все эти продукты называются одним словом?
Дети:
Хлебобулочные изделия.
Воспитатель:
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слов, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети:
(Дети называют пословицы и поговорки и объясняют их смысл).
Пословицы и поговорки про хлеб
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Воспитатель:
Дети, скажите пожалуйста какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?
Дети:
Пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут.
Воспитатель:
Какие машины помогают хлеборобам?
Дети:
Трактора, комбайны, грузовые машины.
Воспитатель:
Как нужно относится к хлебу?
Дети:
Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.
Воспитатель:
А теперь давайте с вами отгадаем загадки:
Ходит полем
Из края в край,
Режет чёрный каравай. (плуг)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (трактор)
Ты не клюй меня дружок,
Голосистый петушок,
В землю тёплую уйду
к солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я
Будет целая семья (зёрнышко)
Корабль великан
Не по морю плывет,
Корабль великан
По земле идет
Поле пройдет-
Урожай соберет (Комбайн).
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ходит дом ходуном,
На стебле золотом. (Колос).
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда
То кладут его на блюдо
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят. (Пирог).
Воспитатель:
А теперь давайте послушаем стихотворение о хлебе.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки.
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем. Г. Виеру.
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится,
И земли родной.
И расти под небом светлым
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Радо солнцу небушко,
Полюшко подсолнушку,
Рада скатерть хлебушку :
Он на ней как солнышко.
Воспитатель:
Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о цене хлеба.
Очередь, которой невидно конца, серые изможденные лица людей, не знавшие отдыха. А кусок черного хлеба – вожделенная цель стояния.
Он был особенный, хлеб войны. У поэта Евгения Винокурова есть стихотворение, которое так и называется – «Хлеб войны».
Я помню хлеб.
Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расцветали лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол…
Военный хлеб.
Он к щам годился постным.
Раскрошенный, он был не плох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отделяли языком.
Он кислым был, ведь он был с отрубями
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды…
Воспитатель:
Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. Вот каравай хлеба всем можно попробовать.