Алла Золотарева
Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование
непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.
Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации. Хорошим «тренажером» в этом деле является составление популярной в настоящий момент технологической карты занятия. Единой, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. В каждом ДОУ может быть разработана и предложена своя форма.
Составление технологической карты приучает к тщательной разработке каждого компонента занятия с соблюдением определенного мыслительного алгоритма:
Публикация «Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов уточнение типа и вида занятия выбор технологии, методов и приемов обучения определение структуры.
Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.
Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.
Примеры формулирования предполагаемых результатов занятия:
• предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
• планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать …., уметь …
• планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить …
• планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …
В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:
- обучающие (получение знаний, умении и навыков);
- общеразвивающие (формирование личностных качеств);
- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).
Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей. Зачастую их формулирование вызывает у педагогов трудности.
Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей :
• формирование и развитие творческих способностей учащихся;
• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
• выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
• профессиональную ориентацию учащихся;
• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
• подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
• социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;
• формирование общей культуры учащихся.
Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.
Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.
Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.
При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития.
Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель должна быть адекватна ожидаемым результатам и понятна детям. Однако, временные рамки достижения результатов - особенно развивающего и воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память, воспитать волевые качества и т. д. Поэтому одна и та же цель может повторяться, становясь стержнем для блока занятий.
Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы занятия, а также средств, методов, приемов, педагогических технологий, которые будут использоваться.
В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие :
- Изучение и усвоение нового материала.
- Демонстрация знаний и способов действия.
- Совершенствование способов действий и знаний.
- Контроль и коррекция действий и знаний.
- Сочетание всех функций.
На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей. В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать.
Мы рассмотрели как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методы организации деятельности обучающихся.
Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще других, т. к. она в большей мере отвечает современным тенденциям индивидуализации обучения в ДО.
Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Индивидуализация обучения предоставляет детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.
Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.
Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».
В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики.
Остановимся на технологии деятельностного подхода, которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:
• деятельности : ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;
• непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;
• целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;
• минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;
• психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
• вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;
• творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.
Литература.
• Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М. : Просвещение, 2007 – 295 с.
• Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М. : ВЛАДОС, 2004.- с. 52.
• Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников https://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/
• Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные
• Мартиросян Б. П., Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании. - Дополнительное образование, № 4, 2003.
• Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей https://festival.1september.ru/articles/417446/