Папки-передвижки

Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Алла Золотарева
Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Проектирование

непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.

Проектирование занятия – творческий процесс. Именно поэтому он требует от педагога максимальной самоорганизации. Хорошим «тренажером» в этом деле является составление популярной в настоящий момент технологической карты занятия. Единой, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. В каждом ДОУ может быть разработана и предложена своя форма.

Составление технологической карты приучает к тщательной разработке каждого компонента занятия с соблюдением определенного мыслительного алгоритма:

Публикация «Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах

определение цели будущего занятия, его предполагаемых результатов уточнение типа и вида занятия выбор технологии, методов и приемов обучения определение структуры.

Проследим процесс, выделим ключевые моменты и трудности, подумаем, как их преодолеть.

Как известно, любой проект или занятие начинается с целеполагания. В основе целеполагания конкретного занятия – ориентир на его предполагаемые результаты. Цель должна быть конкретной, обоснованной, достижимой и проверяемой. Степень соответствия ожидаемых и полученных результатов определяет уровень результативности занятия.

Примеры формулирования предполагаемых результатов занятия:

• предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)

• планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать …., уметь …

• планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить …

• планируется, что к окончанию занятия учащиеся ученики будут владеть следующими умениями …

В дидактике, в зависимости от цели, все занятия принято подразделять на 3 группы:

- обучающие (получение знаний, умении и навыков);

- общеразвивающие (формирование личностных качеств);

- воспитательные (приобщение к нравственным и культурным ценностям, сплочение коллектива).

Как правило, на одном занятии ставится не более 1-2-х целей. Зачастую их формулирование вызывает у педагогов трудности.

Ориентир для правильной формулировки и постановки целей можно найти в проекте Концепции развития дополнительного образования детей :

• формирование и развитие творческих способностей учащихся;

• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

• выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

• профессиональную ориентацию учащихся;

• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

• подготовка спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

• социализация и адаптация учащихся к жизни в обществе;

• формирование общей культуры учащихся.

Правильно сформулированная цель помогает вычленить учебные задачи, которые будут конкретизировать ее реализацию на данном занятии. Традиционно задачи подразделяются на образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные задачи конкретизируют, какие знания, умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.

Развивающие задачи определяют, какие именно личностные качества и способности будут в центре внимания педагога на данном занятии, и способы их развития.

Воспитательные задачи описывают, какой воспитательный потенциал несет в себе содержание занятия.

При постановке задач учитываются возрастные особенности обучающихся данной группы, их стартовый уровень обученности, воспитанности и развития.

Приступая к проектированию занятия, педагог помнит: поставленная цель должна быть адекватна ожидаемым результатам и понятна детям. Однако, временные рамки достижения результатов - особенно развивающего и воспитательного характера – растянуты. Нельзя за одно занятие развить память, воспитать волевые качества и т. д. Поэтому одна и та же цель может повторяться, становясь стержнем для блока занятий.

Ориентация на результат играет решающую роль при выборе педагогом вида и формы занятия, а также средств, методов, приемов, педагогических технологий, которые будут использоваться.

В первую очередь нужно определиться, какую дидактическую функцию будет выполнять данное занятие :

- Изучение и усвоение нового материала.

- Демонстрация знаний и способов действия.

- Совершенствование способов действий и знаний.

- Контроль и коррекция действий и знаний.

- Сочетание всех функций.

На том или ином этапе обучения одна из функций может быть доминирующей. В зависимости от этого педагог выбирает, какой вид занятия позволит наиболее эффективно ее реализовать.

Мы рассмотрели как при проектировании занятия определиться с его целью и задачами, выбрать подходящий вид в соответствии с намеченной дидактической функцией. Дальше необходимо продумать формы и методы организации деятельности обучающихся.

Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на занятии : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Индивидуальная форма сегодня упоминается в литературе чаще других, т. к. она в большей мере отвечает современным тенденциям индивидуализации обучения в ДО.

Понятие «индивидуализация обучения» предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Индивидуализация обучения предоставляет детям возможность усваивать программу на различных уровнях – базовом, среднем или высоком.

Важным направлением дифференциации является обучение одаренных и талантливых детей и подростков, а также организация обучения детей- инвалидов и детей с ОФПР.

Говоря о «индивидуализации» и «дифференциации» образовательного процесса, мы от форм организации учебной деятельности переходим к понятию «педагогическая технология».

В толковом словаре термин «педагогическая технология» определяется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.

В дополнительном образовании технология – это целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата образовательной деятельности и совместного общения. Технология - это продуманность каждого шага в реализации программы, ориентация на новейшие достижения в области науки и практики.

Остановимся на технологии деятельностного подхода, которая в наибольшей степени характеризует суть дополнительного образования в силу следующих принципов:

деятельности : ученик добывает знания сам, осознавая и принимая содержание и формы своей учебной деятельности;

непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения;

целостности: предполагает формирование у обучающихся системного представления о мире;

минимакса: ученику предоставляется возможность освоения содержания образования на оптимальном для него уровне;

психологической комфортности: создание комфортной среды обучения, ориентированной на педагогику сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

вариативности: предусматривает выбор варианта обучения;

творчества: ориентирует на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Литература.

• Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе. Практическое пособие. – М. : Просвещение, 2007 – 295 с.

• Голованов В. П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М. : ВЛАДОС, 2004.- с. 52.

• Индивидуализация и дифференциация процесса обучения младших школьников https://ru.osvita.ua/school/method/technol/1250/

• Использование технологии индивидуализации обучения в системе дополнительного образования. Современные образовательные

• Мартиросян Б. П., Горский В. А. Инновации в дополнительном образовании. - Дополнительное образование, № 4, 2003.

• Особенности организации занятия в дополнительном образовании детей https://festival.1september.ru/articles/417446/

Публикации по теме:

«Правило чистюли». Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Здоровье» Цель: формирование положительного отношения к гигиеническим процедурам Задачи: 1. Воспитательная: Воспитывать привычку самостоятельно.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию предметной деятельности и познавательных способностей детей раннего возраста.

«Семья». Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Семья» (для детей средней группы)[/i].

План работы непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности детей 5–7 лет на осень Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования (ООП ДО) МБДОУ «Детский сад №5», обязательная часть.

Проектирование игровой деятельности Проектирование игровой деятельности. Современные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь.

Проектирование образовательной деятельности с родителями во второй младшей группе Сентябрь «Задачи обучения, особенности развития и воспитания детей во 2 младшей группе». (Родительское собрание) «Кризис 3-х лет». «Как.

Семинар-погружение «Проектирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до» В ходе семинара педагоги рассматривают новые подходы к организации ННОД, практикуются в постановке цели ННОД, задач, подборе методов и приемов.

Семинар для старших воспитателей «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации» Семинара для старших воспитателей по теме: «Проектирование образовательной деятельности в современной дошкольной организации». Ориентация.

Справка взаимопроверки «Проектирование в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы» Справка взаимопроверки. Тема: «Проектирование в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы» Мною, воспитателем подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Опубликовано: 5 декабря 2016 в 18:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование непосредственно образовательной деятельности в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алла Золотарева (УИ 38486) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД