Мария Белайц
Семинар-погружение «Проектирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В ходе семинара педагоги рассматривают новые подходы к организации ННОД, практикуются в постановке цели ННОД, задач, подборе методов и приемов для решения поставленных задач.
1. Вводная часть
Слайд 1
Сегодняшнее мероприятие проходит в рамках реализации муниципального сетевого проекта «Проектирование непрерывной непосредственной образовательной деятельности» в образовательных организациях Шелеховского района».
Публикация «Семинар-погружение „Проектирование непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Мы проводим для Вас семинар-погружение «Проектирование ННОД в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования». В ходе семинара мы рассмотрим следующие вопросы:
• Особенности организации образовательной деятельности в современных условиях;
• Требования к проектированию ННОД;
• Использование карты анализа ННОД;
• Просмотр открытого занятия;
• Методический диалог.
В связи с введением ФГОС и его требованиями, возникла необходимость пересмотреть принципы организации образовательной деятельности и совершенствовать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ. Наиболее эффективным методом совершенствования является педагогический анализ собственной деятельности. Педагогический анализ - это не только способ познания, но и средство преобразования, практического совершенствования деятельности педагога.
Слайд 2
Умение анализировать собственную деятельность и деятельность коллег показывает профессиональную зрелость, мастерство и компетентность воспитателя и требует от него интеллектуального напряжения, сформированного аналитического мышления.
Задачей нашего семинара является повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации, анализа и самоанализа совместной деятельности с детьми.
1. Требования к проектированию ННОД (Погружение в проблему)
Сегодня наша работа будет носить, преимущественно, практический характер. Перед вами рабочий лист, с которым вы будите работать на протяжении всего семинара. Работа будет организована в группах и индивидуально.
Так как тема сегодняшней встречи - проектирование ННОД, то первое, о чем я хочу Вас попросить – это оценить свой профессиональный уровень.
1. Умения проектировать ННОД;
2. Умения проводить самоанализ ННОД;
3. Умения проводить анализ ННОД.
На линейке от 1 до 5 (при этом «0» - ничего не знаю, не умею, «5»- хорошо знаю, понимаю, используя любой символ (галочка, кружочек) поставьте себе отметку:
И, втрое, сформулируйте, какого результата вы ждете от сегодняшнего семинара.
Итак, рассмотрим особенности организации ННОД.
Из нашей практики ушла школьно - урочная форма организации учебной деятельности. В настоящее время преобладает интегрированная непосредственно образовательная деятельность, во время которой одновременно решаются несколько дидактических задач, рассматривается содержание нескольких образовательных областей, связующим звеном которых выступает тема, рассматриваемая в ходе НОД. Так же изменилась и форма общения педагога с детьми.
Слайд 3
Работа в группах. Сравните 2 фотографии и скажите, какие изменения произошли в форме организации ННОД. Определите форму организации учебной деятельности и запишите особенности ее организации
Зачитывают, дополняя друг друга
Слайд 4
Теперь посмотрите на слайд, есть ли что-то что вы выпустили из внимания? Дополните, если нужно.
2. Перейдем к проектированию ННОД.
Работа в группах
Для начала давайте вспомним некоторые правила, необходимые для ее проектирования ННОД.
Обсудите в группе задание и запишите в свой рабочий лист, что необходимо учитывать при постановке цели и задач НОД. (Какими они должны быть)
Прошу одного представителя от группы зачитать ответы. Одна группа зачитывает, остальные дополняют. Сравните со слайдом, внесите дополнения, если требуется.
Слайд 5
• Цель всегда одна. Формулируется как результат деятельности и должна быть :
• конкретной,
• реалистичной,
• достижимой в данный период времени,
• диагностируемой.
Что необходимо помнить при формулировании задач?
Слайд 6
• Задачи должны носить триединый характер, т. е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть более трех.
• Формулирование образовательных задач должно отвечать программным задачам и обязательно начинаться с глагола.
• Задачи должны отражать все интегрируемые ОО
• Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете: по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
• методы и приемы, используемые в ННОД должны работать на решение поставленных задач и привести к достижению цели занятия
Следующее задание будет касаться постановки задач. Самостоятельная работа
Определите, на что должны быть направлены задачи, которые вы ставите при проектировании ННОД. Поработайте индивидуально, выберите правильное определение задач, подчеркните, озвучьте:
Сверьте свои ответы со слайдом
Слайд 7
5. Образовательные задачи направлены на:
увеличение объема знаний дошкольников;
повышение уровня развития ребёнка;
повышение уровня знаний об окружающем мире у дошкольников.
Воспитательные направлены на
формирование бережного отношения к окружающему миру;
формирование нравственных качеств личности, взглядов, убеждений;
воспитание коммуникативных качеств.
Развивающие направлены на
развитие умения работать в малых группах;
развитие психических процессов: речи, памяти, внимания, воображения, восприятия;
развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных процессов – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
Дальше работаем в группах.
Вам будет дана тема занятия, возраст, образовательные области. Ваша задача - используя программу «От рождения до школы», сформулировать цель и триединые задачи (2-3 образовательные, 1 развивающую, 1 воспитательную,
Подберите задачи для ННОД (1,2 группа) формирующего характера, (3,4 группа) тренировочного (итогового) занятия.
Помните, что при постановке образовательных задач учитывается характер ННОД От этого будет зависеть характер глагола.
(Записать наиболее удачные задачи для развивающей ННОД для последующей практической работы)
Слайд 8
Тема: Перелетные птицы. Возраст: подготовительная группа. Приоритетная ОО - Познавательное развитие. В интеграции – Художественно-эстетическое развитие
Обсуждение, дополнение
Проектируя организацию занятия, необходимо продумать определенные шаги (последовательнось). Поработайте в группах, определите, что необходимо продумать при проектировании ННОД педагогу. (2 мин)
Зачитывают, дополняют друг друга, сверим со слайдом, вносят изменения, если это необходимо.
Слайд 9
• Определить приоритетную образовательную область, какие образовательные области будут интегрированы в вашем занятии;
• Поставить задачи для достижения цели;
• Отобрать методы и приемы для решения поставленных задач;
• Выбрать средства, используемые при проведении НОД, в том числе использование развивающей среды группы; продумать предварительную работу.
• Продумать соблюдение требований СанПиН (профилактика утомляемости, смена видов деятельности и др.)
• Запланировать организацию рефлексии.
Практическая работа по проектированию НОД.
Мы с вами рассмотрели основные моменты подготовительного этапа, которые необходимо учитывать при проектировании ННОД, теперь давайте попробуем на практике смоделировать содержательную часть ННОД.
В предыдущей работе мы спроектировали задачи ННОД по теме Перелетные птицы. Подберите формы, методы, приемы, которые позволят вам реализовать поставленные задачи.
Обсуждение
3. Знакомство с картой анализа ННОД
Готовясь к сегодняшнему семинару, коллектив нашего учреждения разработал и начал апробацию карты анализа ННОД, которую можно использовать как при проектировании ННОД, так и при составлении самоанализа или анализа ННОД.
Мы предлагаем Вам стать критическими друзьями по работе с этой картой для того, чтобы создать универсальный инструмент, удобный и понятный в нашей профессиональной деятельности. Будем рады услышать Ваши предложения и комментарии.
Анализ НОД включает следующие компоненты:
Слайд 10
I. Подготовка к НОД
II. Методика проведения НОД
III. Деятельность детей и педагога
IV. Выполнение санитарно-гигиенических требований
V. Общие выводы и предложения
В каждом разделе вы видите выделенные жирным шрифтом компоненты. Эти компоненты вам обязательно нужно учитывать при проектировании и самоанализе ННОД. А при анализе ННОД - рассматриваете все компоненты анализа, представленные в карте.
Работа с картой анализа.
Каждый критерий оценивается по балльной системе: 0 – не соответствует; 1 – соответствует частично; 2 – соответствует полностью. Затем просчитывается общий итоговый балл, который соответствует уровню проведенной ННОД. 5-й пункт анализа – выводы и рекомендации.
На основании оценки качества проведения занятия вы можете сделать соответствующий вывод : проведено в соответствии с требованиями или были допущены какие-либо ошибки, выпущены некоторые этапы ННОД и т. п.
В рекомендациях можете написать, над чем необходимо поработать для достижения более качественного проведения ННОД.
Сейчас вашему вниманию будет предложены занятия, используя карту, проанализируйте его, сделайте выводы, напишите рекомендации.
4. Просмотр ННОД, самоанализ педагога.
5. Методический диалог (анализ ННОД участниками семинара с использованием карты)
6. Рефлексия:
1. вернитесь к началу рабочего листа, задание №1 и №2.
Изменилось ли ваше представление о проектировании НОД. Озвучьте, пожалуйста.
Какого результата Вы ожидали от семинара, что получилось
Дальнейшая работа в рамках нашей проектировочной лаборатории будет проходить следующим образом :
Каждый участник семинара должен разработать свою ННОД (тему вы определяете самостоятельно). На открытом показе будут присутствовать ваши коллеги, наш куратор, руководитель Творческой лаборатории и участники Творческой лаборатории.
Рабочий лист
I. Мотивационно-целевой этап
1. Оцените свою профессиональную компетентность по 5-балльной шкале, учитывая, что «0» - ничего не умею, «5» - умею это делать хорошо, могу научить другого педагога.
1. Умение проектировать ННОД
2. Умение проводить самоанализ ННОД
3. Умение проводить анализ ННОД
2. Сформулируйте и запишите, какого профессионального результата Вы ожидаете от участия в семинаре
II.Процессуальный этап
3. Сравните и запишите, в чем отличия организации образовательной деятельности до и после введения ФГОС
Организация образовательной деятельности до введения ФГОС
(форма, особенности) Образовательная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС
(форма, особенности)
4. Что необходимо учитывать при постановке цели и задач НОД
Цель:
Задачи:
5. Выберите и подчеркните правильный ответ
Образовательные задачи направлены на:
увеличение объема знаний дошкольников;
повышение уровня развития ребёнка;
повышение уровня знаний об окружающем мире в дошкольников.
Воспитательные направлены на:
формирование бережного отношения к окружающему миру;
формирование нравственных качеств личности, взглядов, убеждений;
воспитание коммуникативных качеств
Развивающие направлены на:
развитие умения работать в малых группах;
развитие психических процессов: речи, памяти, внимания, воображения, восприятия;
развитие познавательного интереса, творческих способностей, воли, эмоций, познавательных процессов – речи, памяти, внимания, воображения, восприятия.
6. Используя программу «От рождения до школы», сформулируйте цель и задачи (2-3 образовательные, 1 развивающую, 1 воспитательную, в зависимости от характера ННОД формирующая, итоговая (тренировочная) (подчеркнуть)
Цель для ННОД формирующего характера:
Задачи:
7. Шаги (последовательность) проектирования НОД
8. Проектирование ННОД
Тема: Перелетные птицы.
Тип ННОД : формирующая, итоговая (тренировочная) (подчеркнуть)
Возраст: 6-7 лет
Приоритетная ОО: ПР. ОО в интеграции: Х-ЭР
Цель и задачи из задания № 6:
- Начало НОД (мотивационно-целевой этап)
- Основная часть (процессуальный этап)
- Подведение итогов (рефлексивный этап)
Карта анализа ННОД
Ф. И. О. воспитателя
Квалификационная категория
Возрастная группа, длительность ННОД
Тема ННОД
Цель посещения
ОО приоритетная и в интеграции
Ф. И. О. анализирующего, дата просмотра ННОД
0 – не соответствует; 1 – соответствует частично – 2 – соответствует
№ п/п Критерии анализа Оценка выполнения Для заметок
I. Подготовка к НОД
1. Определение цели и задач ННОД уровню развития и возрасту детей
2 Отбор содержания образовательной деятельности поставленным задачам
3 Выбор форм организации детей (индивидуальная, фронтальная, подгрупповая, обоснованность выбора
4 Предварительная работа с детьми
5 Подготовка демонстрационного и раздаточного материала:
• обоснованность и достаточность подбора,
• качество и эстетичность,
• эффективность использования,
• продуманность его расположения для использования детьми.
6 Продумывание использования развивающей среды группы
II. Методика проведения НОД
7 Разнообразие приемов (методов) :
Подготовительный этап
• привлечения внимания к совместной деятельности (переход от одного вида деятельности к другому);
• постановки проблемы, цели
8 Основной этап
• выбора путей достижения цели (степень участия детей);
• обеспечения интереса в процессе всей образовательной деятельности,
• подачи нового материала, с опорой на имеющиеся знания,
• активизации самостоятельной поисковой деятельности и приложения волевых усилий • организации самоконтроля и взаимоконтроля.
9 Итоговый этап
привлечения детей к оценке достижений в ходе образовательной деятельности
10 Разнообразие и уместность использования видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, трудовая, конструктивная, изобразительная, музыкальная, двигательная)
11 Создание условий для речевой активности детей
12 Обучающая ценность занятия (развитие ребенка).
III. Деятельность детей и педагога в ходе НОД
13 Особенности поведения детей в процессе ННОД:
• умение слушать, слышать, и принимать задание,
• активность, интерес, внимание, эмоции детей,
• проявление самостоятельности в соответствии с возрастом
• контроль за качеством выполнения заданий.
14 Реализация принципа индивидуализации
15 Умение педагога организовывать детей, регулировать их поведение в процессе ННОД
16 Четкость, ясность, доступность
объяснения материала, постановки вопросов к детям
17 Речь педагога: грамотность, доступность, эмоциональность.
IV. Выполнение санитарно-гигиенических требований к организации ННОД
18 • оборудование,
• сохранения здоровья
• соответствие длительности ННОД (основной части) санитарным нормам.
19 • рациональность смены видов деятельности детей,
• использование отдыха (наличие физкультурной паузы) в зависимости от
степени утомляемости детей
Итого баллов 38-32 «отлично»
31-26 «хорошо»
25 -19 «удовлетворительно
18 и ниже «неудовлетворительно»
Выводы. ___
Рекомендации ___