Галина Марушкина
Проектирование игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование игровой деятельности.
Современные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности, систематизировать информацию, использовать полученные знания и умения, навыки в играх и практической деятельности.
Публикация «Проектирование игровой деятельности» размещена в разделах
Такую возможность дает проектирование. Проектирование в энциклопедическом словаре трактуется как процесс создания проекта, т. Е. прототипа. Это комплексная деятельность, (без специально подготовительной дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.
Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия.
Проектная деятельность в условиях ДОУ организуется в разных видах деятельности. Но ведущий вид деятельности – это игра. Ведь именно во время проектирования мы увидим, что источником всего хорошего лежат в игре и исходят из нее, что игра не пустая забава: они имеет высокий смысл и глубокое значение.
Начиная с младшего возраста, используется ролево – игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику игровой проектной деятельности с дошкольниками.
Проекты могут быть : индивидуальными, парными, групповыми, краткосрочными, долгосрочными.
В практике выделим следующие этапы работы над игровыми проектами :
1. Целепологание: работа над темой проекта (инициатива может пойти от детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослого).
2. Разработка проекта, план деятельности по достижению цели :
- к кому обратиться за помощью;
- в каких источниках можно взять информацию;
3. Выполнение проекта (практическая часть);
4. Подведение итогов.
Чаще всего любая проектная деятельность начинается с вопросов: Что я уже знаю об этом? Что хочу узнать? Что надо для этого делать?
Затем педагоги и дети начинают план игрового проекта.
Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны.
Младший дошкольный возраст:
- вхождение детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
В старшем дошкольном возрасте дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все – таки является ролево – игровая.
Рассмотрим игровой проект, чтобы понять, чем он отличается от обычной сюжетно – ролевой игры.
Вирус Фантазус в детском саду.
Утром воспитатель сообщает детям о том, что в детский сад проник необычный вирус – не гриппа, и не кори, а вирус Фантазус.
Воспитатель: Вирус заразил многих детей и взрослых и чувствую, мне тоже не устоять перед ним. Хочется придумывать, сочинять, изобретать. Возьмите меня за руки, чувствуете? Тепло фантазии, которое бродит во мне, хочет выйти! Ой, вижу и в ваших глазах признаки этого вируса. И в вас он попал! Слышу: в ушах (прикладывает ладони к ушам) звенит веселый голос фантазуса: «Принимайся скорей за дело! Не сиди! Вокруг столько интересного».
Как видим, взрослый предложил детям проблему. Дети «заразились» вирусом и проектировали свои действия, ориентируясь на заданные условия, на «игровую позицию».
Игровая позиция включает в себя как аспект развития ребенка, так и свойства личности. Дети с игровой позицией способны на шутливо – доброе обыгрывание различных реальных ситуаций, они выдумщики и фантазеры, создают доброжелательную веселую атмосферу. Игровая позиция значительно повышает гибкость, подвижность целей и мотивов деятельности ребенка. Все это устраняет или снижает стрессы и неблагоприятные ситуации, повышает общий тонус.
Игровые проекты строятся по принципу развивающей интриги. На протяжении всего решения проблемы активность детей не ослабевает. Дошкольники прогнозируют, строят догадки, предположения до полного достижения поставленной цели.
Таким образом, современный педагог должен владеть знаниями и умениями педагогического проектирования, нацеленного на преобразование будущего в сфере воспитания и образования подрастающего поколения.