Элла Вассина
Образовательная программа дополнительного образования детей «Игралочка» для детей с 1 до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа предназначена для развития восприятия, мышления, внимания, памяти у детей с года до двух лет; направлена на формирование навыков культурного поведения, воспитания полноценной, разносторонней личности и облегчение прохождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
В раннем возрасте возможно интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие малышей. Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребенка. В игре, игровых упражнениях развивающие взаимодействие взрослого и ребенка особенно эффективно.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования детей „Игралочка“ для детей с 1 до 2 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Ранний возраст – период, благоприятный для общего психического развития ребенка, именно в этом возрасте зарождается личность человека.
Важно вовремя заметить первые росточки личности, поддерживать, лелеять их осознанно выращивать Человека. Каждое из предлагаемых занятий – игр многофункционально, направлено на комплексное развитие ребенка. Задачи речевого, физического воспитания решаются в единстве с задачами по формированию таких качеств личности, как самостоятельность, коммуникативность, инициативность и др.
В раннем возрасте общение, а затем предметная деятельность являются ведущими, поэтому в задачах и содержании занятий предусмотрено овладение детьми способами общения и элементарными предметными действиями, т. е. непосредственно-эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным.
Содержание игр – занятий направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребенком. Взрослый и ребенок объединены общей игровой задачей, совместным выполнением игровых действий. В итоге малыш не только усваивает то или иное «учебное содержание», но и испытывает чувство радости от общения, одобрения взрослого и своих успехов. Он испытывает чувство безопасности, защищенности, ощущает свою нужность взрослым, тем более, когда рядом мама. Взрослый также испытывает радость от общения с ребенком, о возможности видеть успехи, продвижения малыша в его развитии.
Цель программы – воспитать полноценную и разностороннюю личность ребенка, помочь безболезненно перенести поступление в детский сад.
Задачи:
• укреплять здоровье ребенка и содействовать развитию основных движений;
• создать условия для развития предметной деятельности, ознакомления с миром предметов и действий с ними;
• стимулировать познавательную активность;
• развивать основы всех сторон речи: словаря, грамматического строя речи, связной речи, звуковой культуры речи;
• создавать условия для развивающего взаимодействия в общении, познании и выполнении элементарных правил поведения, ощущения успешности в деятельности и развития позитивного образа «я»;
• содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические особенности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные художественные образы;
• адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
• педагогическое просвещение родителей.
Результативность освоения программы.
Возможные достижения в общем развитии ребенка второго года жизни:
• У малыша ярко выражена двигательная активность, он умеет ходить, садиться, вставать, ползать. Может выполнять основные движения, в том числе движения рук, влезает и слезает с лестницы, бросает или катает мяч. Играет в подвижные игры («прятки», «догонялки», «передай мяч» и т. д.).
• Выражена познавательная активность. Сформированы первые представления об окружающих предметах, явлениях.
• Сформировались первые сенсорные ориентировки в предметах: различие основных форм (шар, кубик) цвета, величины (большой- маленький, высоко-низко, фактуры.
• Увеличивается запас понимаемых слов. Развивается способность понимания предложений, несложных сюжетов. Увеличивается активный словарь. Ребенок говорит предложения из 3 – 4 слов. Понимает и показывает определенные части тела, признаки предметов, состояния (чистый, грязный, грустный, веселый). Подражает речи животных. Выражает свои просьбы с помощью слов.
• В сюжетных играх ребенок воспроизводит цепочку предметных действий на знакомые темы, в основном играет рядом с другими детьми.
• Более четко оформляется потребность и интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Остро нуждается в одобрении и похвале. Знает имена близких ему взрослых и детей.
• Развивается интерес к музыке, ее слушанию и элементарная музыкальная активность (в пении, в движениях, в играх).
• Ярко выражен интерес к рисованию цветными карандашами. Малыш рисует линии, штрихи, округлые формы, учится работать в пластилином.
Учебно-тематический план
№
п/п Разделы
1 Подвижные игры
2 Спортивные игры
3 Музыкальные игры
4 Стихотворные игры (физкультминутки, пальчиковые игры, хороводы, марши)
5 Упражнения для развития речи
6 Игры-драматизации
7 Игры на развитие мелкой моторики рук
8 Артикуляционная гимнастика
9 Игры с дидактическими предметами
10 Сюжетно-ролевые игры
11 Обучающие игры на развитие памяти, внимания, мышления и т. д.
12 Конструирование
13 Рисование
14 Лепка
15 Аппликация
Количество часов в неделю – 2
Содержание программы
«Игралочка»
Занятия
Занятия направлены на формирование эмоциональных отношений в системе мать и дитя второго и третьего года жизни.
Цели занятий:
1) Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребёнком раннего возраста.
2) Оказание помощи родителям в процессе воспитания и развития детей
Задачи:
1) Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста.
2) Развитие социальных и коммуникативных умений у детей преддошкольного возраста путём взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
3) развитие познавательной активности детей раннего возраста через знакомство с природным материалом.
4) Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики).
5) Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста.
6) Установление взаимодействия между семьёй и детским садом. Создание партнёрских отношений с общими целями воспитания ребёнка.
7) Знакомство ребёнка и родителей с детским садом. Адаптация и социализация.
Структура программы.
Программа состоит из трё х основных блоков: «Осень», «Зима», «Весна».
Каждый Блок включает в себя 24 занятия продолжительностью 1 час, которые проводятся 2 раза в неделю.
Количество пар на занятии -8
Краткая характеристика основных частей занятия
1) Приветствие (прощание.)
• Учитывая важность традиционности в данном возрасте, мы начинаем занятия с музыкального приветствия, которое направлено на развитие коммуникативной культуры.
2) Пальчиковые игры.
• Упражнения для развития мелкой моторики у малышей. Забавные тексты песенок являются подсказкой для предлагаемых движений, и весёлая красивая музыка создаёт нужное настроение, поможет ритмичному и выразительному исполнению.
• Предлагаемые пальчиковые игры способствуют развитию внимания, памяти и мышления малышей, особенно такие игры важны для коррекционной работы. Они используются для отдыха после других занятий и для праздничных выступлений.
3) Творческие игры.
• Творческая часть включает в себя: рисование восковыми мелками, рисование по мокрому листу, рисование пальцами и ладошкой. Рисование гуашью; аппликация с использованием ниток, цветной шерсти, ваты, природного материала; лепка из воска и теста.
4) Игра с тестом
Податливость теста, его мягкость располагают ребёнка к игре, активизируют тактильные ощущения, пробуждают чувство радости.
Сочетание теста с другими изобразительными материалами предоставляет дополнительные возможности развития творческих способностей.
Сначала мы даём возможность изучить свойства теста, для этого предлагаю кусочек теста маме. Как правило, солёное тесто очень приятно на ощупь.
Что даёт лепка из теста на занятиях с детьми раннего возраста?
• Успокаивает,
• пробуждает чувство радости,
• позволяет устанавливать контакт с другими детьми и взрослыми,
• развивает мелкую моторику и творческие способности
• Дети занимаются совместно с мамами.
Основная задача – познакомить малышей со свойствами материалов, с их особенностями и возможностями взаимодействия. Такие занятия творчеством очень сближают маму и ребёнка.
5) Детский игровой массаж.
• Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие самых маленьких. Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки и др. Малыши также оценивают холод и тепло, силу давления, характер прикосновения, направление движения, гладкость или шершавость материала и др. Благодаря массажу дети начинают различать части тела.
• При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.
• Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.
• Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.
• Игровой массаж способствует развитию фантазии детей : бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям, проводящим и «получающим» игровой массаж
• Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.
• Фитбол для малышей – это комплекс упражнений на фитнес – мяче, которые направлены на гармоничное укрепление основных групп мышц а главное формирование сложного и длительного вырабатываемого в обычных условиях навыка правильной осанки. Благодаря округлой форме, эластичности и мягкости мяча занятия практически к нулю сводят вероятность получения травм. Когда ребёнок подтягивается на мяче, возникают особые колебания, которые передаются через позвоночник к головному мозгу, создавая положительные эмоции.
6) Сказка на столе.
• Сказка появляется в жизни малыша с самого рождения. Учитывая важную роль сказки в жизни малыша, мы не могли не ввести её в занятие. Просмотр сказки длится не более 5 – 7 минут. Сказка должна быть короткой. Ритмичной, в ней не должно быть много героев. Воспитывает в малышах такие качества, как внимательность и усидчивость, чуткость, а для мам и пап это материал для игр в семейном кругу.
7) Музыкально – ритмическая часть.
• Хороводы, подвижные игры, пальчиковые игры, музыкальное сопровождение занятия.
• Родители являются активными соучастниками занятия, они выполняют все движения за психологом, вместе с детьми поют и играют.
8) Сенсомоторное развитие.
• Сенсомоторная потребность, т. е. потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, проявляется уже в первые три месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребёнка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.
9) Свободная игра, упражнение на развитие общей моторики.
• В свободной игре дети могут отпустись маму, учатся взаимодействовать с игрушками. Постепенно в свободной игре дети учатся конструктивным партнёрским отношениям.
• Упражнение на развитие общей моторики – это комплекс упражнений направленных на развитие основных физических движений. Дети получают посильную физическую нагрузку, благодаря которой укрепляются мышцы, повышается гибкость, улучшается координация движений.
10) Социально-эмоциональные навыки.
• С 2х летнего возраста мы выделяем эти упражнения как часть занятия. Эти упражнения способствуют развитию позитивного отношения к себе, вырабатывают осознание своей индивидуальности, учат общаться друг с другом.
Список используемой литературы
1. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста: Методические рекомендации. /Сост. М. А. Аралова. - М. : Т Ц Сфера, 2008,-128с.
2. Григорьева Г. Г. Играем с малышами : игры и упражнения для детей раннего возраста : Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. – М. : Просвещение, 2003. – 80 с.
3. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1 – 2 лет. М. : Сфера, 2012. 112
4. Клуб «Аистенок» // Старший воспитатель, №10. М., 2011. С. 45-57.
5. Григорьева Г. Г. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннеговозраста в условиях дошкольных учреждений. М. : Просвещение, 2007. 80 с.
6. Григорьева Г. Г. Играем с малышами. М. : Просвещение, 2007. 79 с.
7. Коробова М. В. Малыш в мире природы. М. : Просвещение, 2006. 93 с.
8. Растоскуева М. В Успешный малыш: программа развивающих занятий для детей от одного года до двух лет. Феникс, 2015