Вишнякова Жанна Викторовна
Личностно ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми ОВЗ
МБДОУ ЦРР «Детский сад» №8
Муз. руководитель: Вишняква Ж. В
.
В настоящее время изменился подход к образованию детей с особыми образовательными потребностями. Он направлен на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является инклюзивное образование, которое обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего индивидуального образовательного маршрута для любого ребёнка вне зависимости от его физических и других возможностей.
Публикация «Личностно ориентированный подход в проектировании индивидуального образовательного маршрута с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Индивидуальный образовательный маршрут – это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребёнка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.
Одной из форм индивидуальной работы с детьми, применяемой мною в работе с детьми ОВЗ, является индивидуальное сопровождение ребёнка. С этой целью мною, совместно с педагогами нашей дошкольной организации, разработаны индивидуальные маршруты развития детей. Составляя индивидуальный образовательный маршрут, мы используем личностно-ориентированный подход. Говоря о личностно-ориентированном подходе, нельзя не обратить внимание на способы и направления поддержки детской инициативы. Что бы дети верили в себя, развивались и экспериментировали, взрослые и педагоги, и родители, должны подкреплять детскую инициативу, даже когда она сопровождается ошибками, поскольку, развитие – это всегда что-то новое, а новое сопровождается и ошибками в том числе.
Реализация маршрутов в нашей дошкольной организации осуществляется в тесном сотрудничестве с семьей ребёнка. В семье должны придерживаться той же позиции образования ребёнка, что в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату. При проектировании индивидуального маршрута развития ребёнка педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ОВЗ. Индивидуальный маршрут сопровождения развития и обучения является документом, фиксирующим проводимые специалистами ДОУ диагностика-коррекционно-развивающие мероприятия, их эффективность, характер индивидуальных изменений в обучении и психическом развитии дошкольника, данные готовности ребёнка к школе. Такой подход к индивидуальному воспитанию и обучению открывает широкие возможности и положительный результат помощи детям с особыми образовательными потребностями.
Индивидуальный маршрут включает в себя следующие разделы: состояние здоровья, физическое развитие, психическое развитие, уровень усвоения программного материала, планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы всех специалистов, работающих с ребёнком, а также формы работы с родителями. В нём отражена деятельность всех специалистов детского сада (воспитателей, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, ИЗО руководителя) в ходе воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
В начале учебного года, в ходе наблюдения за детьми в спонтанной и специально организованной деятельности, всеми специалистами выявляется уровень индивидуального развития ребёнка. На основе полученных данных планируется коррекционно-образовательная работа с ребёнком по всем образовательным областям (на первое полугодие). Специалистами ставятся задачи коррекционно-развивающей работы с детьми, определяются формы работы (игры, упражнения, задания и т. п., а также планируются различные формы работы с родителями. Реализация поставленных задач производится в ходе режимных моментов, организованной образовательной деятельности, в свободной деятельности, на прогулке и игровой деятельности.
Актуальность музыкального индивидуального образовательного маршрута заключается в том, что он позволяет каждому ребёнку с ОВЗ, не зависимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научится понимать и любить музыку,песни, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определённые отклонения в физическом и психическом развитии.
В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического воспитания, обогащение впечатлений, формирование душевного равновесия. Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:
- оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребёнку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;
- нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;
- тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений, формирование правильной осанки и походки;
- развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;
- обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.
Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах музыкальной деятельности - это слушание, песенки-распевки, потешки, прибаутки, пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения, пение, музыкально ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкально-подвижные игры.
Очень важным направлением в коррекционной работе является пение, которое издавна используется как одно из средств реабилитации детей с ОВЗ. Процесс обучения пению ребёнка с ОВЗ длителен и сложен, поскольку требует интенсивной мыслительной активности и интеллектуального напряжения, но в результате формируется вокальная и исполнительская культура, умение прислушиваться к инструментальному сопровождению, одновременно осуществляется коррекция имеющихся отклонений в развитии. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус. В процессе ознакомления и исполнения песен, дети учатся различать добро и зло, уважать труд людей, бережно относится к окружающей природе и животным, с любовью и уважением общаться с близкими людьми, умению сопереживать и поддерживать других людей. Процесс хорового пения объединяет детей, создаёт условия для эмоционального позитивного общения, воспитывает культуру поведения, развивает коммуникативные креативные способности, закрепляет интерес к музыке, развивает музыкальные способности.
Способами включения родителей в коррекционный процесс являются индивидуальные консультации, советы, рекомендации, беседы и т. п.
В середине учебного года выявляется динамика освоения ребёнком образовательной программы. Используя предварительные и промежуточные данные об уровне развития детей, происходит корректировка индивидуальной работы с детьми, намечаются дальнейшие пути развития, что дает положительную динамику их развития.
В конце года подводится оценка индивидуального развития ребёнка, которая подтверждает эффективность и качество деятельности всех специалистов детского сада.
Реализация всеми специалистами дошкольной образовательной организации маршрутов индивидуального развития детей обеспечивает повышения уровня усвоения программного материала по следующим образовательным областям : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В результате проведенной работы повышается уровень познавательной активности, инициативности и самостоятельности, расширяется кругозор, увеличивается объем представлений об окружающем мире, расширяется пассивный и активный словарь, повышается уровень развития речи и мелкой моторики.
Таким образом, реализация намеченных форм работы с детьми и их родителями в течении года позволяет повысить уровень развития детей с ОВЗ и наметить пути дальнейшей работы на следующий учебный год.
Список литературы
1. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой Инклюзивная практика в дошкольном образовании : Пособие для педагогов дошкольных учреждений – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Котышева Е. Н. Музыкальная коррекция детей с ОВЗ. — Омский вестник: Издательство Речь, 2010.
3. Котышева Е. Н. Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. — Психологическая газета, 2008.
4. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
5. Л. М. Шипицыной Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста – СПб. : Речь, 2005.