Чехун Светлана
Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Вид проекта :
По продолжительности: кратковременный.
По количеству участников: фронтальный.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
Участники:
Дети старшей группы № 7 «Солнышки»;
родители детей;
Публикация «Проект „Знакомство с творчеством С, Я, Маршака детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Проекты
- Проекты творческие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Воспитатели: Елфимова А. В, Чехун С. Н
Тип проекта : познавательно – творческий.
Сроки реализации проекта : 13.10.2017 - 13.11.2017
Проблема:
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта :
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака
Задачи проекта :
• Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
• Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака :
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
• Обогатить знания детей об окружающем мире : объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
• Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом,чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений. Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы. Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
• Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Длительность – в течение месяца
Ожидаемый результат:
1. Оснащение развивающей среды в группе:
• Библиотека произведений С. Я. Маршака.
• Подбор фонотеки, видеотеки произведений
• Оформление книг, альбома рисунков по произведениям С. Я. Маршака
• Создание развивающих игр
• Театрализованные игры
2. Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умение высказывать идеи и предположения.
5. Развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые произведения по отрывкам из них.
6. Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.
7. Развитие интереса к литературе, творчеству с. Я. Маршака.
8. Популяризация семейного чтения.
9. Развитие коммуникативных способностей детей, умения договариваться, помогать друг другу.
10. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.
Участники проекта :
- дети старшей группы №7
- родители воспитанников
- воспитатели: Елфимова А. В, Чехун С. Н
Тип проекта : Творческий
По методу:Метод развития творческого познавательного мышления
По количеству участников: Групповой
По продолжительности: Краткосрочный
Виды детской деятельности:
• Познавательно-речевое развитие
Формирование элементарных математических представлений
- Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»
Формирование целостной картины мира
- Знакомство с детскими годами С. Я. Маршака
- Формирование представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»
Формирование интереса и потребности в чтении
- Знакомство с творчеством С. Я. Маршака
- Вечер загадок и викторина по произведениям С. Я. Маршака
Развитие всех компонентов устной речи
- Разучивание стихотворений «Котята», «Рассеянный с улицы бассейна» отрывок из произведения «Лампа»
- Формирование грамматического строя речи, образование форм множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употребление этих слов в именительном и винительном падеже на основе произведения «Детки в клетке»
Развитие конструктивной деятельности
- Конструирование «Вокзал» из напольного конструктора «Лего»
• Художественно-эстетическое развитие
- Рисование по произведению «Детки в клетке»
- Аппликация «Поезд»
- Конструирование «Вокзал»
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»
- Слушание музыки, аудио сказок по произведениям С. Я Маршака
• Физическое развитие
- Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом
- Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька»
• Социально-личностное развитие
Игровая деятельность
- Д/и «Где обедал воробей?»
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»
- Развитие умения использовать в сюжетно-ролевой игре постройки собственного конструирования «Вокзал»
- Театрализованная игра «Зоопарк» по стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?»
- Инсценировка стихотворения «Сказка о глупом мышонке»
Приобщение к элементарным общепринятым нормам
- Воспитание любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»
- Закреплять знания о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»
- Воспитания правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте
- Развитие умения распределять роли в театрализованной игре «Зоопарк»
Трудовая деятельность
- Организованная деятельность в книжном уголке
- Подбор книг по теме «С. Я. Маршак»
- Реставрационная совместная деятельность детей и воспитателей
• Сотрудничество с родителями
- изготовление поделок к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми
- домашнее чтение произведений С. Я. Маршака
- изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке «Сказки о глупом мышонке»
- изготовление альбома с иллюстрациями «Разноцветные страницы»
Ресурсное обеспечение проекта :
- сотрудничество с семьями воспитанников
Презентация проекта
- мультимедийная презентация литературно-образовательного проекта «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»
Подведение итогов
- проведение вечера посвящённый творчеству С. Я Маршака
- выставка иллюстраций по произведениям С. Я Маршака, сделанных детьми группы совместно с родителями
Мероприятия проекта
Содержание работы Сроки Результаты
I. Подготовительный этап (1неделя)
1 Методическая работа с педагогами:
Консультации:
– «Методика организации детского чтения»
– «Жизнь и творчество С. Я. Маршака»;
– подбор детской художественной литературы писателя.
Мастер-класс;
аннотация биографии и творчества С. Я. Маршака;
картотека произведений.
2 Работа с детьми:
– подбор детских книг С. Я. Маршака для смены в книжном уголке.
аннотация произведений.
3 Работа с родителями:
– консультация «Произведения С. Я. Маршака в вашем доме»
информационный стенд (список литературы по возрасту).
II. Формирующий этап
1 Работа с педагогами:
– открытые занятия по ознакомлению с творчеством писателя;
– д/и (словесные) с использованием отрывков из произведений С. Я. Маршака;
– разработка сценариев по его произведениям.
конспекты занятий;
картотека игр;
список постановок к произведениям писателя;
2 Работа с детьми:
– чтение произведений писателя;
– рассматривание иллюстраций;
– проведение литературных викторин;
– заучивание стихов;
– рисунки детей;
– изготовление «Книжки-малышки» (творчество детей);
– инсценировка по произведениям;
– вечер, посвященный творчеству писателя;
– семинар «Ребенок и творчество писателя».
оформление выставки «Любимые герои из произведений С. Я. Маршака»;
театрализованное представление;
конспект развлечения;
3 Работа с родителями:
– участие родителей в проведении мероприятий;
– участие в конкурсах;
– практическая деятельность совестно с детьми;
– посещение магазина «Книги» и приобретение литературы.
создание фото и видеотеки;
III. Итоговый этап
1 Работа с педагогами:
– выступление на педсовете по итогам работы;
– мастер-класс.
отчет (тезисы) о проделанной работе;
2 Работа с детьми:
– рисунки детей;
– проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака.
выставка «Юные художники-иллюстраторы»;
конспект викторины;
3 Работа с родителями:
Летопись семьи «ОтАдо Я» по произведениям писателя (опыт семейного воспитания на произведениях С. Я. Маршака).
выступление на родительском собрании.
Практическая значимость:
- обобщение знаний у детей о С. Я. Маршаке и его произведениях
- развитие умение отгадывать загадки
- развитие артистических способностей детей
- воспитание интереса к родной литературе, к творчеству С. Я. Маршака
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Котята» ,«Рассеянный с улицы бассейна»,отрывок из произведения «Лампа», «Сказка о глупом мышонке»
Познавательной оказалась сюжетно-ролевая игра «Вокзал». В первой половине дня дети из больших строительных блоков создавали здание вокзала, потом в ход пошли стулья, конструктор. Очень пригодились для этой постройки иллюстрации в книжках С. Я. Маршака, т. к. у современных детей мало собственных познаний о вокзале, поездах и поездках на поезде. Во второй половине дня игра получила сюжетно-ролевое направление. Развитие сюжета началось по стихотворению «Багаж». По ходу игры распределялись роли, раздавались атрибуты и костюмы. Дети много узнали из жизни вокзала: о пассажирских и товарных поездах, о правилах поведения в транспорте.
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака с использованием слайд-шоу.
Кульминацией проекта стала инсценировка «Сказка о глупом мышонке». Дети с удовольствием в театрализованной постановке. Все выучили свои слова и слова общего проговаривания, декорации и костюмы для инсценировки готовили совместно с родителями. Эту шуточную сказку дети выбрали сами, т. к. в этой инсценировке могут участвовать все дети группы, стихи выучили быстро и часто дети самостоятельно разыгрывали отдельные сцены стихотворения.
Выдвинутые ранее нами гипотезы подтвердились, организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Перспективы дальнейшей работы
Цель:
- воспитание любви к произведениям классиков советской литературы
Задачи:
- знакомить детей с другими советскими детскими поэтами и писателями
- укрепление детско-родительских отношений
- продолжение деятельности «Чтение с мамой»
- в перспективе, работая над проектом по ознакомлению с творчеством С. Я. Маршака, можно вывести отдельную линию о пожарной безопасности, о поведении в чрезвычайных ситуациях, о работниках спасательных служб по таким произведениям, как «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар».