Татьяна Евачева
Проект «Знакомство с мордовской матрешкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
проекта «Народная игрушка»
Содержание Пояснение
Название проекта Знакомство с народной игрушкой
Тип Педагогический
Вид Практический, групповой, долгосрочный
Участники проекта Педагоги, дети
Целевая группа Воспитанники младшей группы
Сроки реализации С октября по апрель
Основание для разработки проекта Углубить знания о народных игрушках.
Публикация «Проект „Знакомство с мордовской матрешкой“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Мордовия
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Цель Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)
Задача 1. Формировать представления детей о народных игрушках: Ванька- Встанька, Матрёшка, Дымковская игрушка.
2. Воспитывать умения находить отличительные признаки этих игрушек, узнавать их и правильно называть
3. Побуждать детей понимать смысловое значение содержания потешек и песенок
4. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при подборе потешек к определённым жизненным ситуациям
Актуальность Актуальность проекта :
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду
Итоговое мероприятие Мордовская народная матрешка
Ожидаемые результаты 1. Имеют представления о Ваньке –Встаньке, Мордовской Матрёшке, Дымке.
2. Бережное отношение к окружающим предметам
3. Использование потешек в определённых жизненных ситуациях
Организация проектной деятельности.
1. Обсуждение проблемной ситуации.
Педагог вносит в группу картонные куколки Алёнки и Иванушки и коробку с их костюмами. Дети заинтересовываются и начинают задавать вопросы.
Воспитатель записывает вопросы, обсуждает с детьми, и решает,кто и что может узнать вместе с родителями. Распределяются темы для сбора информации, планируется образовательная деятельность и развлечения по заданной теме.
2. Практическая деятельность по реализации проекта
2.1. Познавательно-исследовательская деятельность.
Организовывается работа по сбору иллюстративного материала.
В группе организуется выставка «Игрушки мордовского народа», фотовыставка «Мордовские деревянные игрушки».
Родители вместе с детьми создают книгу с рисунками «Русский и мордовские народные костюмы».
Посещение музея. Встреча в музее – родители, дети.
Экскурсии детей и родителей по городу.
2.2. Коммуникативная деятельность.
Дети совместно с педагогом и дома с родителями составляют небольшие сказки о быте мордовского народа, заучивают стихи.
Проводятся обобщающие беседы с детьми по темам краеведения, свободными рассказами детей о семейных путешествиях в выходные дни и другие эпизодические формы общения по теме ознакомления с музеями города. Беседы велись с применением эффективных методических приемов: вопросы, сравнивания, индивидуальные задания. Беседы на темы «Ой, что за народ!», беседа о музыкальных игрушках : дудочка, трещётка, погремушка, «Любимые игрушки», «Кто такой Ванька-встанька», беседа «Народные игрушки», беседа с рассматриванием дымковской игрушки.
2.3. Чтение художественной литературы.
Знакомство с творчеством детских писателей Мордовии
Разучивание стихов, песен о родном крае.
2.4. Игровая деятельность.
Дидактические игры «Матрешки в гости к нам пришли», «Кто что делает», «Вежливый разговор по телефону» и т. д.
Сюжетно-ролевые игры.
Русские и мордовские народные игры.
2.5. Продуктивная деятельность
Лепка «Неваляшка»
Конструирование «Кроватка для матрешки»
Рисование «Украсим кукле платье»
Рисование «Украсим матрешке сарафан».
2.6. Двигательная деятельность.
Подвижные и хороводные игры мордовского народа, русские народные игры, физкультминутки.
2.7. Музыкально-художественная деятельность.
Занятие – игра «Знакомство с играми бабушек и дедушек»
«Пришла коляда накануне Рождества»
«Мы играем в оркестр народных инструментов»
«В гости к кукле»
Вечер игр «Сказка про то как мишка готовился Новый год встречать»
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Формы и методы работы с родителями
1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
2. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»
3. Изготовление семейных альбомов
4. Привлечение родителей к пополнению уголка краеведения предметами мордовского быта
5. Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, городе»
6. Выставка «Любимые игрушки детей» (совместно с родителями) «Кукла в народном костюме
7. Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, «Мордовская народная игрушка», «Мордовский народный костюм»
8. Информация для родителей «Какие игрушки необходимы ребенку», и т. д.
Подведение итогов
1. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
2. Развлечение “Мордовская матрешка ”
3. Выставка продуктов детской деятельности.
4. Оценка этапов реализации проекта детьми.