Ирина Ананьина
Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской матрешкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию
для детей средней группы
«Знакомство с русской народной игрушкой – Матрёшкой»
Составила и провела воспитатель
Детский сад № 15 ОАО «РЖД»
Ананьина И. В.
Цель:
Познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой, как символом русского народного искусства через интеграцию образовательных областей: «Художественное –эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Знакомство с русской матрешкой“» размещена в разделах
Задачи.
Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Привлечь родителей к историческому и культурному наследию России.
Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца.
Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними.
Воспитывать интерес к русским народным игрушкам, народному творчеству.
Звучит музыка. Воспитатель в костюме матрёшки входит в группу.
-Здравствуйте, ребята! Я – весёлая матрёшка, пришла к вам в гости. Посмотрите, какой у меня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину носили длинные сарафаны, вот такие как у меня.
Ребята, а вы знаете, откуда взялась матрёшка? Тогда давайте я вам расскажу, как родилась матрёшка.
Давным-давно привезли в Россию из далёкой страны Японии игрушку фигурку добродушного лысого старичка Фукуруму. И таким умным – преумным был этот Фукурума, что его голова даже вытянулась от постоянных раздумий верх. Игрушка – старичок раздвигалась, а внутри неё сидела вся его многочисленная семья. Поэтому выражение лица у Фурукума было озабоченным, ведь всю семью надо как-то прокормить. Игрушка эта была выточена из дерева. Значит, она была какая? (ответы детей).
Когда в Японию приехал русский художник Сергей Васильевич Малютин, он увидел фигурку деревянного Фукурумы и так она ему понравилась, что он решил привезти её в Россию. Показал её русским умельцам, народным мастерам. Заморский гость им тоже понравился, по душе пришёлся. Только решили мастера переодеть куклу в русский сарафан, голову покрыть платочком. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Расписали русские художники матрёшку на славу : губки бантиком, румянец на щёчках, прикрыл голову платочек, свесилась из-под него длинная коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матрёша! И стали новые игрушки матрёшками. Прошло много лет, а матрёшка не надоела людям. И сейчас она любима и дорога нам. Матрёшка украшает наши квартиры. Её охотно дарят друзьям на добрую память. Туристы, которые приезжают в нашу страну покупают матрёшек и как сувениры увозят на свою Родину. Суть матрёшек остаётся. Она дарит людям любовь и дружбу.
Разные мастера матрёшек расписывали по-разному. Поэтому, хоть и похожи матрёшки между собой, да у каждой свой характер.
Посмотрите внимательно, полюбуйтесь красотой игрушек.
Какая из них вам понравилась больше? Почему? (ответы детей).
Хочется вам поиграть с матрёшкой?
Ну что же, есть у меня одна игра! Собирайся детвора!
(воспитатель берёт матрёшку, даёт её детям, и они передают её друг другу под музыку, когда музыка заканчивается, то, тот, у кого осталась в руках матрёшка, выполняет задание).
У кого в руках матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто матрёшку в руки взял.
Тот красиво приседал!
Гости дорогие, а не хотите ли вы послушать озорные частушки, в исполнении наших матрёшек? (девочки поют частушки)
1. Ах, матрёшки, ах, матрёшки…Раз, два, три, четыре, пять.
Все упали на пол с полки, я устала вас считать…
2. Собирала я матрёшек, помещала всех в одну.
Как они все поместились, я сама и не пойму…
3. Ах, матрёшки, вы, матрёшки…ротик улыбается
Что вы нравитесь всем детям, Никто не сомневается.
4. Ах, матрёшки, вы, матрёшки…глазки удивляются…
Кто вас видит, всякий раз, вами восхищается!
5. Все матрёшки хороши с первой по седьмую…
Я себе играть возьму самую большую!
Воспитатель: Молодцы девочки. Задорно спели частушки.
А теперь вместе с матрёшками всем предлагаю поплясать – самое время повеселиться, отдохнуть. Собирайся детвора, ждёт вас новая игра!
(проводится игра «Бабушка Маланья». Ребёнок –бабушка выполняет главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Остальные дети подражают бабушке, берутся за руки, идут хороводом и приговаривают:
У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке. Семь дочерей, семь сыновей. Все без бровей, с такими глазами. С такими усами. С такой головой. С такой бородой. Целый день сидели. На неё глядели. Делали вот так…
(дети выполняют движения согласованно с текстом, потом присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за «бабушкой» любое смешное движение).
Воспитатель: Делу время – потехе час. Приглашаю вас всех в художественную мастерскую, где мы можем сделать красоту своими руками: расписать матрёшку.
(Дети проходят за столы, где для работы уже всё готово: фигурки матрёшек, кисти, краски).
Воспитатель: Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте поговорим, во что одета матрешка.
Что у неё на голове? (косынка)
Что у неё на туловище (сарафан)
Чем украшен сарафан? (цветами)
Иногда у матрёшки на сарафане надет фартук, он тоже украшен цветами или узорами.
У каждого из вас есть и ватные палочки и кисточки, ими вы и будете расписывать матрёшку. Сначала нужно украсить платочек, а затем сарафан.
(дети расписывают своих матрёшек).
Воспитатель: Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера из вас получились. Молодцы!