Людмила Горбунова
Проект «Знакомство с городами и районами Республики Мордовия»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Знакомство с городами и районами Республики Мордовия»
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Если мы не научим ребенка любить свою родину, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям, и болеть ее горестями?
Публикация «Проект „Знакомство с городами и районами Республики Мордовия“» размещена в разделах
Важным аспектом воспитания ребенка – дошкольника является развитие тех качеств личности, которые определяют его отношение к самым близким людям, к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, родному краю.
Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщении его к красоте, добру, на желание видеть свою национальную культуру, природу родного края, на проявление участия в сохранении и преумножении достояния своего города, республики; наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Если мы не научим детей любить свой город, беречь, а в будущем и преумножать его богатства – кому он будет нужен?
Направленность проекта - Проект направлен на расширение и углубление знаний детей о республике.
Основная цель проекта :
- Воспитывать любовь и уважение к родному краю.
- Дать детям знания о родном Республике.
- Развивать чувство гордости за регион, желание сохранить его чистым и красивым.
В основу проекта заложена идея воспитания у детей любви к родному городу и гордости за таланты мордовской земли.
Задачи проекта :
1. Дать детям общие представления о Мордовской республике.
2. Расширить и углубить знания детей о родном городе, республике (основные достопримечательности, названия улиц, известные земляки, транспорт, национальности.
3. Дать детям первоначальные знания о памятниках архитектуры.
4. Познакомить с обычаями и традициями мордовского народа, с их творчеством.
5. Познакомить с мордовским фольклором и народными играми.
6. Формировать начала экологической культуры у детей на основе ознакомления с флорой и фауной родного края.
7. Воспитывать в детях любовь к родному городу, чувство восхищения его красотой, гордости за свой город, чувство толерантности.
Тип проекта :
- по доминирующей в проекте деятельности : познавательный, игровой.
- по времени проведения: краткосрочный
Участники проекта : дети старшей младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
1.«Патриотическое воспитание дошкольников» Алешина Н. А
2.«Валдоня» («Светлячок») авторский коллектив МГПИ им. М. Е. Евсевьева
3. «Красная книга Республики Мордовия».
4. «С чего начинается Родина? Кондрыкинская А. А.
5. «Патриотическое воспитание дошкольников» Остапцев Г. Н.
1. «Мышление дошкольника». Поддьяков Н. Н.
2. «Традиции народной культур» .Рыжов Д. А.
8. «Невидимые ниточки природы» Рыжова Н. А.
9. Е. Н. Киркина «Хрестоматия» к программе Валдоня.
10. А. Ф. Терёхин, И. С. Терёшкин «Достопримечательности Мордовии».
11. О. В. Мариничева, Н. В. Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать»
Материально-техническое:
Иллюстрации с изображением достопримечательностей города, картинки с изображением людей различных профессий; альбомы: «Новостройки Мордовии», «Мы - мордва», «Выдающиеся люди Мордовии», «Мордовия - спортивная республика», кукла в национальном мордовском костюме, изделия мордовских умельцев (плетеные, деревянные, берестяные).
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Дети должны знать и называть:
• Место проживания: город, республику; символику города и республики, достопримечательности, флору и фауну, города и республики, свою национальность.
• Должны научиться бережно относиться к природе родного края.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
1этап- Организационно – диагностический
Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
Содержание деятельности:
- Определение актуальности, проблемы, постановка цели и задач;
- Определение методов работы;
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- Подбор материалов, игрушек, атрибутов;
- Подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- Составление перспективного плана мероприятий;
2 этап- Формирующий
Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями
Содержание деятельности:
1. Работа с детьми:
• введение детей в проблемную ситуацию, доступную их
пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
• формирование устойчивого интереса к тематике проекта;
• определение круга актуальных и посильных задач;
• формирование знаний, умений, навыков, в частности при
решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно
• дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы, индивидуальная работа с детьми.
2. Работа с родителями:
Консультации, беседы.
3 этап - Заключительный
Формы работы:
1. Сравнительный анализ результатов
2. Перспективы на будущее
3. Обобщение результатов работы.
Реализация проекта строится на следующих принципах:
1. Системности
2. Учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей
3. Интеграции
4. Гуманизации
5. Координации деятельности педагогов
Пути реализации проекта :
• Разработка тематических планов, конспектов занятий
• Рекомендации для родителей
Предполагаемые итоги реализации проекта
Работа по данному проекту позволит :
- сформировать интерес дошкольников к городу Саранск, городам республики, их духовным ценностям
- развить познавательную и творческую активность, коммуникативные навыки
- обогатить внутренний мир ребенка
- подвести к пониманию того, что любить свою республику – это значит делать все для ее дальнейшего развития и процветания
- воспитывать любовь к родному городу, республике
Этапы реализации проекта
I ЭТАП
№ п/п Мероприятия
1. Анкетирование родителей
2. Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
3. Создание и рассматривание альбомов «Достопримечательности города»; «Города Республики», «Памятники г. Саранск», «Мордовские узоры»
4. Чтение и обсуждение произведений по данной тематике.
5. Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6. Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
II ЭТАП
Направление
развития Совместная с детьми деятельность
Физическое развитие Игры с ходьбой и бегом: «В волков», «В журавлей», «В петушка», «В ворону».
Игры на ориентировку в пространстве: «В круги», «В платочки».
Речевое развитие
Рассказы детей из личного опыта: «Поездка в парк им. А. С. Пушкина», «В деревне у бабушки», «Тавлинская лошадка».
Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых Мордовии;
Разучивание пословиц, поговорок, потешек, закличек колядок;
Чтение мордовского фольклора (сказки, загадки, авторские художественные произведения;
Социально-коммуникативное развитие
«Моя семья - моя радость»/беседа с творческим заданием/;
«Уважения достойны» /Беседа о пожилых людях/;
«Город, в котором я живу» /беседа/;
«Мордовский костюм» /беседа с показом презентации/;
«Моя семья», «Детский сад» /сюжетно-ролевые игры/;
«Составь мордовский узор», «Знаешь ли ты свой город» /дидактические игры/;
Познавательное
развитие «Районы республики Мордовия», «Достопримечательности нашего города» /беседы/
Рассматривание альбомов и иллюстраций: «Мы - мордва», «Знаменитые люди Мордовии», «Мордовия - спортивная республика», куклу в национальном мордовском костюме, изделия мордовских умельцев;
Рассматривание красной книги Мордовии;
Посещение мини музея ДОУ, рассматривание мордовской утвари;
Художественно-эстетическое развитие Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Мордовии;
«Украсим платочек», «Составь узор», «Собери флаг» /дид. игры/;
Работа с родителями Анкетирование на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», «Наш город»;
«Ознакомление дошкольников с мордовским фольклором» /буклет для родителей/;
Словотворчество для родителей «Придумай рассказ про свою деревню»;
«Познакомьте ребенка с родным городом» /консультация/;
«Готовимся к прогулкам, путешествиям по городу, району.» /консультация»;
«Мордовия- край мой родной» /консультация/;
Конкурс рисунков «Мой край родной – Мордовия моя!» «Мой Саранск»;
Совместные экскурсии детей и родителей в краеведческий музей им. В. Д. Воронина, в музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, экскурсии по городу;
III ЭТАП
«Отчет о проделанной работе в рамках образовательного проекта»
Список литературы
1. Алешина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : УЦ «Перспектива», 2011.
2. Багрова Т. С. Близкий сердцу край. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2002.
3. Валдоня (Светлячок) : Программа и метод. рекомендации: для доу РМ / М-во образования РМ. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001.
4. Всё о Мордовии : энциклопедический справочник / сост. : Н. С. Крутов, Е. М. Голубчик, С. С. Маркова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
5. Гаранькина В. П. Использование этнокультурного компонента в практической деятельности дошкольников в образовательных учреждениях Республики Мордовия. – Саранск, 1999.
6.«Мордовские народные игры» // Метод. рекомендации для воспитателей детск. дошк. учреждений. – Саранск, 1993.
7. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева [и др. ]– Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011.
8. Тараскина Э. Н. Мордовский детский фольклор. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 2009.
9. Саранск – столица Мордовии. – Саранск: Издат. центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.