Татьяна Волкова
Проект «Знакомим детей с творчеством писателя и художника Е. И. Чарушина»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Знакомим детей с творчеством писателя и художника Е. И. Чарушина».
Тип проекта – информационно – творческий.
Продолжительность проекта – долгосрочный.
Предмет исследования – произведения детского писателя – художника Е. И. Чарушина о животных и птицах.
Участники – воспитатели, дети, родители.
Публикация «Проект „Знакомим детей с творчеством писателя и художника Е, И, Чарушина“» размещена в разделах
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Чарушин Е.И.
- Темочки
Цель проекта : Познакомить детей с творчеством писателя и художника Е. И. Чарушина.
Задачи проекта :
1. Расширить знания детей о животном мире, через произведения Е. И. Чарушина.
2. Формировать у детей интерес к художественной литературе.
3. Содействовать развитию речи, обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность.
4. Развивать навыки художественного творчества детей.
5. Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
6. Расширять представления родителей о детской литературе, приобщать родителей к семейному чтению.
7. Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
организованная работа с дошкольниками по ознакомлению с творчеством
писателя Е. И. Чарушина в соответствии с современными требованиями;
способствует повышению интереса детей к художественной литературе
у детей появился интерес к самому процессу чтения
дошкольники научатся преодолевать трудности, не бояться ошибок
сформированность у воспитанников понятия, что книга не только развлечение, но и источник познавательных интересов
воспитание у дошкольников стремления к достижению поставленной цели
расширение знаний о животных
эффективность педагогической деятельности за счет организованных
форм и средств обучения
Тема Задачи Деятельность педагога и детей Деятельность с родителями.
Сентябрь.
«Уж небо осень дышало…» Систематизировать и обобщить знание детей об осени;
Научить детей нетрадиционной технике художественной
деятельности - выдуванию из трубочки.
-Продолжать формировать устойчивый интерес к чтению художественной литературы.
-Развивать внимание к выразительным литературным средствам.
-Расширять литературные познания при помощи глубокого изучения творчества Е. Чарушина.
-Формировать понимание значения иллюстрации в книге через творчество Е. Чарушина.
Беседа о Е. Чарушине :
биография,автор рассказов и художник-иллюстратор.
Беседа «Кого можно встретить в лесу осенью»
Аппликация «Пушистые комочки»;
Рисование «Лес, точно терем расписной»;
Аппликация: «Кудрявые деревья».
Д. и. «Что где растет», «Найди себе пару», «Что лишнее?», «Расскажи без слов», «Чей это дом?», «Кто чем питается?»;
Рассказывание по моделям «Правила поведения в осеннем лесу»;
- игровые ситуации «Что в природе изменилось»;
Коллективная аппликация: «Лесные жители».
Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека»
Сбор сухих листьев для гербария.
Раскраски на осеннюю тематику.
Подклейка книг в книжном уголке.
-Оформление книжного уголка в группе для детей;
-Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (изготовление жетонов для гардероба, заполнение формуляров)
-Подборка детских книг с иллюстрациями Е. И. Чарушина;
-Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения);
-Изготовление карточек-моделей: «Правила поведения в осеннем лесу» Оформление информационной зоны для родителей.
Оформление родительского уголка «Мир Чарушина» :
размещение статей, рекомендации по теме проекта, (в виде настенной газеты).
Консультация для родителей на тему «Экскурсия в осенний лес»
Октябрь
«Летят перелетные птицы» -Обогащать знания детей о птицах, улетающих в теплые края, их названия, значение в природе.
-Закреплять представления детей о строении птицы, побуждать узнавать птицу по ее характерным особенностям силуэта: клюву, лапам, шее, хвосту, крыльям.
-Воспитывать интерес, бережное, заботливое отношение к птицам.
-Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных птиц.
Чтение Е. Чарушин «Яшка», «Захочешь есть — говорить научишься»,«Перепёлка»,«Рябчонок».
Наблюдение за перелетными птицами на прогулке.
Беседа «Перелетные птицы и осенние заклички», учимся отличать клин, вереницу и стаю.
Беседа – рассуждение: «Какую пользу приносят птицы?»
Рисование: «Летят перелётные птицы»
Изготовление поделки из бумаги «Птичка».
Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»
Д. и. «Закончи предложение» (на дереве гнездо, а на деревьях…
(гнезда, «Узнай птиц по контуру и назови их»,«Четвертый лишний»,
«Улетает – не улетает»
П. и. «Птички и кошка», «Лягушки и цапля»
Музыкальная деятельность: прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц»
«Песня жаворонка» муз. П. И. Чайковского
Проект «Детское книгоиздательство».
Побуждать детей к изготовлению книжек-самоделок с рисунками и рассказами детей, отражающими жизнь птиц.
Оформление книжного уголка.
(создание картотеки)
Изготовление панно «Перелетные птицы нашего края»,
Изготовление закладок для игры «Библиотека»(совместно с детьми)
Проведение акции «Пополним книжный уголок» Привлечь родителей к сбору информации для создания альбома «Птицы нашего края»
(фотографии, иллюстрации, рассказы-описания)
Ноябрь
«На птичьем дворе». -Уточнение и закрепление у детей представлений о домашних птицах и их детёнышах.
-Уточнение и активизация словаря по теме.
-Побуждать детей к творчеству при изготовлении поделок (птенцов) из природного материала, а также рисунков по данной теме.
Чтение Е. Чарушин «Моя первая зоология». Ч. 1. На нашем дворе,
«Птенцы»,«Цыплячий город»,
Конструирование из природного и бросового материала по произведению Е. И. Чарушина «Цыплячий город».
Лепка: «Домашние птицы», «Петя-петушок, золотой гребешок».
П. и. «Гуси лебеди», «Воробьи, вороны», «Птички и кошка»,
«Коршун и наседка»
Свойства птичьего пера – опыты.
Д. и. «Узнай по описанию»,
«Разрезные картинки»,«Что перепутал художник?», «Кто как кричит?»,
-Отгадывание и составление описательных загадок.
-Сюжетно-ролевая игра «Птице
ферма»
Игры – инсценировки с фигурками домашних птиц.
Создание атрибутов к сюжетно - ролевой игре «Птицеферма»,
-Подбор иллюстраций к произведениям Е. Чарушина
-Создание альбома «Птицы на ферме» Предложить список книг по теме: «Иллюстрации и произведения Е. Чарушин» для домашнего чтения.
Декабрь
«Зимующие птицы наших лесов». -Дать детям обобщенное представление об особенностях жизнедеятельности птиц (воробьи, синицы, сороки, вороны).
-Научить детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Чтение рассказов Е. Чарушина «Про сороку», «Вольные птицы», «Болтливая сорока», «Воробей»,
-Целевая прогулка в лес.
-Подвижные игры: «Воробьи, вороны», «Совушка», «Перелет птиц», «Галки и вороны».
Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина «Сова»
Аппликация: «Птицы на кормушке»-коллективная работа
«Прилетели снегири».
Лепка из соленого теста «Совушка-сова».
Рисование «Каких птиц увидели на прогулке»
Рассматривание тематических альбомов.
Игра – имитация «Птицы»
-Пополнить среду раскрасками на тему «зимующие птицы»
-Изготовление панно «Птицы Нижегородской области»
Подбор аудиозаписей «Звуки леса», «Голоса птиц». Конкурс «Съедобная кормушка для пичужки»
Январь
«Большие и маленькие» (дикие животные) -Развивать интерес к книгам о животном мире.
- Посредством произведений писателя способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия к детенышам, попавшим в беду.
-Научить детей нетрадиционной технике художественной
деятельности – рисование тычками щетинистой кистью. Чтение Е. Чарушин «Про больших и маленьких», «Охотничьи рассказы», «Волчишко», «Медвежата», «Моя первая зоология. Ч. 2. «В лесу», «Друзья»
Беседы на тему: «Лес и его обитатели»,«Лесные жители», «Повадки животных», «Наша помощь лесным жителям».
Отгадывание загадок о лесных обитателях.
Д/и «Определи по контору животное», «Скажи ласково», «Доскажи название рассказа»,
«Отгадай загадку», «Назови: какой, какая»
Сюжетное рисование «Лиса – всему лесу краса».
Рисование «Ежата»,
Аппликация «Мишка»
Конструирование из бумаги «Медведи и зайцы
Д. и. «Кто как устроен?», «Где чья мама?», «Кто чем питается?»
П. и. «Волки и зайцы», «Волк во рву», «Охотники и зайцы», «Белки в лесу», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»
П. г. «Шла лисица», «Ежик колкий»
Гимнастика побудка
«Медвежата - лежебоки»
- динамическая игра «У оленя дом большой»;
Рисование: «Поможем зайцу найти друзей» (техника тычками)
Игра – имитация «Дикие животные»
Сюжетно - ролевая игра «Лесной детский сад», «Зоопарк»
Инсценировки с фигурками настольного театра по ходу рассказа о лесных обитателях.
Игры с фигурками зверей и птиц.
Игры с зеркальцами «Солнечные зайчики»
Д. и. «Зоологическое лото»
Создание книги «Братья наши меньшие» (рисунки детей);
Оформить альбом
«Кто как от врагов спасается»; Пополнить демонстрационный материал по теме «Дикие животные нашей полосы»
Создание макета «Дикие животные в разное время года»
-Придумать загадки о животном, подобрать иллюстраций для группового альбома.
Предложить понаблюдать за птицами и животными на улице.
Консультация
«Учимся составлять описательный рассказ»
Февраль
«Домашние животные» -Дать понятие «художник - анималист», познакомить с произведениями писателей - натуралистов (В. В. Бианки, С. Я. Маршака, Д. Н. Мамина-Сибиряка, М. М. Пришвина, иллюстрированные Е. И. Чарушиным.
-Расширить представление о домашних животных через произведение Е. И. Чарушина «На нашем дворе». Учить находить признаки сходства и различия, выражать их в речи.
-Продолжать развивать умение испытывать чувства сострадания, сочувствия, радости за героев рассказав. Чтение рассказов Е. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой.
Тюпа маленький.
Почему Тюпа не ловит птиц.», «Томка. Как Томка научился плавать», «Томка испугался», «Томкины сны», «Как Томка не показался глупым», «Никита-доктор», «Верный Трой».
Решение Проблемной ситуации – как выжить бездомной кошке;
Беседа «Е. И. Чарушин – художник-анималист»;
Отгадывание загадок о домашних животных.
Рисование «Иллюстрации к любимому рассказу».
Пересказ коротких рассказов.
Д. и. «Большой – маленький»,
«Догадайся, о ком я расскажу?»,
«Какой, какая, какие?»
Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная клиника»
Рисование «Иллюстрации к рассказам», «Любимые моменты из рассказов»
Пение песен о животных.
М/п игра с мячом «Назови животное ласково».
этюды «Угадай, кто это?» (передать повадки домашних животных);
«Домино - животные»;
Внести атрибуты к с/р игре «Ветеринарная клиника»
Организация выставки иллюстраций «Наши любимые животные».
-трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных;
-изготовить модели: «Правила обращения с животными и насекомыми»
Пополнить демонстрационный материал из серии «Домашние животные»; Оформить альбом
«Кто как от врагов спасается»;
-Составление рассказа в стиле Е. Чарушина, оформление его в виде рисунков совместно с родителями.
-Подготовить фотографии своих домашних питомцев для выставки «Наши домашние любимцы»,
Фотогазета.
Март
«Где обедал воробей?» -Познакомить детей с другими известными художниками – иллюстраторами, изображающими животных.
-Воспитывать интерес к книжной иллюстрации, бережное отношение к книжкам.
-Развивать у детей мышление при отгадывании загадок.
-Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес Чтение «Детки в клетке» С. Я. Маршака; «Мой зоосад»
Вечер загадок «Угадай, кто это?»
-Д. и. «Угадай, чьи следы», «Где чье жилище?»,«Кто из животных, какую пользу приносит?»,«Где чей хвост?», «Где чей детеныш?»;
-Составление описательного рассказа по схеме о животном;
-Сравнение изображений животных разными художниками-графиками : Е. Чарушиным, В. Ватагиным, В. Чижиковым, Ю. Васнецов, Е. Рачевым, И. Билибиным.
-Составление
моделей «Правила поведения с животными».
-Прослушивание диска со звуками природы
Игры с фигурками животных и
конструктором «Строим зоопарк»,
Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»
Рисование обитателей зоопарка.
(используя различные материалы и техники)
«Лото» (животные)
Составление загадок-описаний.
- Создание коллекции наборов открыток с изображением
зверей, птиц, рыб, насекомых;
-изготовление
атрибутов с изображением животных в уголок ряженья и спортивный уголок;
-Подбор фотографий, иллюстраций для альбома «В мире животных»; -подбор иллюстраций и создание альбома
«Художники – иллюстраторы изображающие животных»
В. Ватагин,
В. Чижиков,
Ю. Васнецов,
Е. Рачев,
И. Билибин.
-Составление рекомендаций для родителей по созданию книжек-малышек.
Апрель
«Животные жарких и холодных стран». -Рассказать о природных зонах жарких стран и северных (заполярных).
-Расширять и углублять представление детей о диких животных и птицах жарких и северных стран.
-Познакомить с особенностями приспособления животных и птиц к среде обитания.
-Воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Чтение Чарушин Е. «Животные жарких стран», «Звери жарких и холодных стран»
«Джунгли» — птичий рай ;
Лепка «Любимый герой рассказа Е. Чарушина»;
Беседа «Кто в Африке живет»,
«Зачем слону хобот»
Д. и. «Кто лишний», «Кого не стало»
-правила безопасного поведения с дикими животными (в зоопарке, в лесу)
Литературные игры:
«Угадай название», «Вспомни и расскажи».
П. г. «Бегемот разинул рот»
-Слушание детских песен «Про жирафа», «Оранжевый верблюд» и т. д.
-Игра пантомима «Изобрази животное»
Рассматривание энциклопедии «Животный мир Земли»
-Оформление коллажа «Животные Севера»;
«Животные жаркой Африки»
Пополнить демонстрационный материал: «Разные климатические зоны Земли»,
«Материки и океаны»
-Выставка книжек-малышек, созданных детьми совместно с родителями. Консультация
«Важная функция иллюстрации, её значимость в воспитании и развитии детей»
Май
«Что за прелесть эти сказки!» -Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии произведений Е. Чарушина.
-Вызвать у детей интерес к книгам, к творчеству Е. Чарушина, пробудить эмоциональный отклик на его рисунки, рассказать отрывок сказки по предложенной иллюстрации.
Продолжать
Учить детей соотносить иллюстрацию с содержанием текста.
Чтение:
Чарушин Е. Кот, петух и лиса [Пьеса-сказка для театра теней
Чарушин Е. Теремок;
Русские сказки про зверей (собрала О. Капица);
Любимые сказки (в обработке А. Толстого и М. Булатова,
Игра - драматизация по сказке «Заюшкина избушка»
Театрализованная игра по сказке «Теремок»
-Пальчиковые игры:
«Теремок», «Зимовье зверей», «Рукавица»
Подвижные игры:
«Волк и козлята», «Зайцы и лиса»
-Беседы:
«Сказка ложь, да в ней намек»
«Наши добрые сказки»,
«Мои любимые сказки»
Рисование «По страницам любимых сказок»
Лепка «Любимый сказочный герой»
Конструирование «Сказочный замок»
Д. и. «Расскажи сказку»
(с использованием карточек-схем)
Рассматривание альбома на тему:
«Е. Чарушин. Иллюстрации к сказкам»
Инсценировка
отрывков сказок «Заюшкина избушка»;
«Теремок»
-Настольные игры: «Собери сказку», «Составь пословицу»
Настольный, перчаточный, пальчиковый театр в самостоятельных драматизациях.
Придумывание и отгадывание загадок о сказочных персонажах.
Изготовление игр на фланелеграфе по произведениям: С. Маршака «Детки в клетке» с использованием иллюстраций Е. Чарушина;
Сказок «Теремок», «Заюшкина избушка»
Пополнение уголка театрализованной деятельности новыми видами театра.
Изготовление вместе с детьми книги
«Наш любимый Е. Чарушин»
Предложить родителям вместе с детьми придумать свои сказки и проиллюстрировать их.
Организация выставки
«Сказочные книжки - малышки»
Изготовление книжек-малышек.