Лукашова Марина Викторовна
Проект «Зимующие птицы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Зимующие птицы"
Тип проекта : познавательно – исследовательский.
Вид проекта : краткосрочный 1неделя (04. 12.-08. 12. 17г.)
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
Проблема: Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природой. Это взаимодействие становится все более актуальным по мере роста самостоятельности ребенка и расширения сфер его деятельности. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап знакомства. Знакомя детей с окружающим миром через рассказывание экологических сказок, наблюдений на прогулках и в группе мы закладываем основы экологической культуры. Проект «Зимующие птицы» выбран не случайно. Именно птицы нас окружают круглый год, принося нам радость и пользу. В холодное время года птицам страшен не холод, а голод. Иногда птицы не могут пережить зиму и погибают. И наша задача воспитывать в детях любовь и желание помочь птицам.
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки»
Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года. Именно поэтому мы и решили на зимний период взять этот проект : «Зимующие птицы».
Цели проекта :
-Расширить и систематизировать знания детей о зимующих птицах, формировать гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах.
-Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за птицами, по охране и защите природы.
Задачи проекта :
Образовательные:
- закрепить знания детей о зимующих птицах нашего поселка, их образе жизнедеятельности;
-обобщить знания, полученные при наблюдении за повадками птиц;
-формировать умение детей различать зимующих и перелетных птиц по внешнему виду, по повадкам, по среде обитания, по особенностям жизнедеятельности;
- расширять представления детей о взаимосвязи между живой и неживой природой, о роли человека в жизни птиц, о значении подкормки птиц;
-расширять представления детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовления из разного материала;
- заинтересовать детей и их родителей природоохранной деятельностью, ее организацией, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам;
-создать условия на территории детского сада для привлечения зимующих птиц разных видов;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к миру природы, стремление заботиться о природе;
-учить воспринимать красоту природы и передавать ее в изобразительной деятельности;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать;
-развивать эмоциональную отзывчивость;
-формировать интерес к исследовательской деятельности;
-развивать умение прогнозировать последствия своих действий по отношению к природе;
-активизировать творческие способности детей;
-организовать связь дошкольников с социумом.
В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы её построения:
1. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
2. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
3. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
4. Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
5. Личностно-ориентированное взаимодействие: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной продуктивно - творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
Модель трех вопросов
Я знаю:
«Зимой к нам прилетают снегири и синички»
«Снегири и синички – это зимующие птицы»
«Птицам голодно и холодно зимой»
«Для птиц строят кормушки»
«У птиц есть крылья, она умеет летать»
«Птицам зимой нужна помощь»
«Кормушка – это птичья столовая»
Хочу знать:
«Как помочь птицам зимой?»
«Что едят птицы зимой?»
«Где живут во время холодов?»
«Какие птицы ещё прилетают к нам зимой?»
Как узнать:
Понаблюдать за птицами, прочитать книгу, энциклопедию, посмотреть в интернете.
Предполагаемый результат:
-формирование представлений о жизнедеятельности зимующих птицах;
-формирование умения совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала;
-формирование осознанного отношения к объектам живой природы;
-развитие практических действий по охране природы;
-воспитание любви и бережного отношения к птицам.
Этапы реализации проекта :
1 этап- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
- Составление плана деятельности.
- Подбор детской художественной литературы и картинок по теме.
- Создание презентации о зимующих птицах.
- Создание картотеки подвижных игр и дидактических игр.
- Подбор музыкальных композиций, а также записей с голосами птиц.
- Оформление информационного стенда о зимующих птицах.
- Привлечение родителей к акции: «Добрая зима для птиц». «Хлебные крошки для птиц». «Кормушка для птиц»
- Подбор наглядных материалов.
- Разработка конспектов, презентаций, обогащение развивающей среды.
• привлечь внимание родителей и детей к помощи зимующим птицам.
• формировать у детей умение и навыки по уходу за птицами в зимний период.
• воспитывать заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами.
• разработка и накопление методических материалов по теме.
2 этап- ОСНОВНОЙ.
• Беседы: «Как узнать птиц?», «Кто от зимы не улетает?», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети и родители заботятся о птицах».
• Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?», «Как я спас птичку».
. Просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Как мы можем помочь птицам зимой»
• Заучивание и чтение стихотворений: А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Михалков «Птичья столовая», А. Барто «Скачет шустрая синичка», В, Звягина «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А, Прокофьева «Свиристели», О, Григорьева «Синица».
• Чтение рассказов: Г. Скребицкий «Появились синички», В. Бианки «Синичкин календарь», «Холодно в лесу, голодно», Л. Воронкова «Птичьи кормушки».
• Составление рассказов по иллюстрациям.
. Развитие речи: «Зимующие птицы», «Кто от зимы не улетает?»
• Разгадывание загадок о зимующих птицах.
• рисование «Синичка моя любимая птичка»,
• лепка «Снегири»;
• лепка (из теста) «Сорока-белобока»;
• аппликация «Кормушка для птиц».
. ФЭМП: «Сколько птичек прилетело?»
. ПИД: «Узнай по следу»
. ФКЦМ «Зимующие птицы», «Птицы нашего края»
Музыкальная деятельность
• Слушание музыки «Голоса птиц».
Дидактические игры:
.«Один-много», «Счт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Настольные игры:
.«Домино» (птицы, «Разрезные картинки»
Подвижные игры:
.«Птицы в клетке», «Гуси лебеди», «Воробушки и кот», «Совушка»
Взаимодействие с родителями:
• консультация на тему: «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Акции
• «Добрая зима для птиц».
• «Хлебные крошки для птиц».
.Рекомендации на совместные прогулки.
.Совместно с ребенком сделать кормушку.
.Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
.Заучивание стихотворений о зимующих птиц.
.Отгадывание загадок про зимующих птиц.
.Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и
журналах, принести книги в детский сад.
3 этап – заключительный
• оформление результата проекта в виде фотоотчета.
• организация и участия родителей в акции «Добрая зима для птиц». «Хлебные крошки для птиц», «Кормушка для птиц»
• Проведения итогового мероприятия - викторина «Кто больше знает о птицах?» Цель: закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Итоги проекта :
• расширен кругозор детей о зимующих птицах.
• улучшилась предметно-развивающая среда.
• у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
• у детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.
. дети узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
• дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
. Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Используемая литература:
1. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2007.
2. В. В. Гербова Учусь говорить Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Москва «Просвещение» 1999
3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
4. Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2004.
5. Т. И. Гризик Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000.
6. Т. Н. Доронова Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» Просвещение Москва 2000
7. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., 2002.
8. Николаева С. Н. Эколог в детском саду. М., 2003.
9. Интернет ресурсы: nspotal.ru, mybirds.ru.