Светлана Тимченко
Краткосрочный творческо-исследовательский проект в старшей группе «Моя семья — моё богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
СП ГБОУ СОШ «Оц» с. Богатое детский сад «Ромашка».
Проект «Моя семья – моё богатство».
Подготовила
Тимченко Светлана Максимовна
воспитатель 1 квалификационной категории
Проект «Моя семья – моё богатство».
Вид проекта : краткосрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели группы.
Пояснительная записка.
Публикация «Краткосрочный творческо-исследовательский проект в старшей группе „Моя семья — моё богатство“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты
- Проекты творческие
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, Откуда он родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, со-лидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Мы плохо знаем свои родословные корни. Это наша беда. Ведь фамильная гордость и интерес к истокам собственной родословной - это две ветви одного дерева. Нельзя изучать историю Родины в отрыве от истории родного края, от истории своей семьи. Тема "Моя семья" поможет активизировать исследовательскую, творческую работу по составлению своих родословных, поможет сплотить коллектив детей и их родителей.
Цель проекта :
1. Формировать у детей понятие «семья» и повышать роль семейных ценностей в ста-новлении личности ребёнка.
2. Способствовать закреплению интереса к своей семье.
3. Воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам.
4. Формировать и развивать личность.
5. Развивать партнёрские отношения с семьёй.
Задачи проекта.
1. Углублять представления ребёнка о семье и её истории.
2. Учить создавать простейшее генеалогическое древо с опорой на историю семьи.
3. Закреплять знание фамилий, имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек.
4. Углублять представление о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
5. Воспитывать чувство уважения и любви к близким людям.
6. Способствовать активному вовлечению в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Актуальность.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Предполагаемый результат:
1. Владеть понятием «семья».
2. Знать информацию о своей семье, профессии родителей.
3. Знать свои права и обязанности.
4. Составлять творческий рассказ о семье.
5. Уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный:
- анкетирование родителей
- подбор и изучение литературы по теме "Моя семья"
- сбор фотографий для оформления газет
- вовлечение родителей в изготовление иллюстрированного материала
2. Продуктивный.
Представлен в комплексно-тематическом планировании.
3. Заключительный.
Выставка стенгазет «Генеалогическое древо».
Выставка рисунков «Моя семья».
1 неделя. «Моя семья».
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы
Вовлечение семей в образовательную деятельность
Понедельник Ознакомление с социальным миром. «С кем я живу».
см. конспект 1.
Двигательная деятельность. (по плану физинструктора).
Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
см. конспект 2.
Утро.
Пальчиковая игра «Кто приехал?».
Беседа «Что я знаю о своих родных». Рассматривание семейных фотографий.
Инд. работа по закреплению порядкового и количественного счёта. (с использованием семейных фотогра-фий)
Дид. игра «Узнай, кто позвал».
Прогулка.
Наблюдение за ветром.
Инд. работа по развитию движений: ходьба и бег «змейкой».
Игры с выносным материалом.
Подв. игра «Ловишки с ленточками».
Вечер.
Беседа (закрепление) с детьми «Генеалогическое древо».
Дид. игра «Составь семью из картинок» (Детям предлагаются вырезан-ные схематические картинки из журналов, они наклеивают их).
Инд. работа по изодеятельности (рисование).
Прогулка.
Наблюдение за тем, как родители забирают домой своих детей.
Игры с выносным материалом.
Подв. игры «У медведя во бору», «Кто быстрее?».
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы. «Семья» (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи). «У нас гости» (посуда, угощения, «Путешествуем семьей» (фотоаппараты, бинокли, деньги, карта маршрута, палатка, головные уборы и др.).
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи; 2 куклы, 2 колясочки.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы.
С/ролевая игра «Семья» (включать в игру новые сюжеты).
Выносной материал: лопат-ки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки.
Консультация в «Уголок для родителей» на тему «Генеалогическое древо моей семьи».
Попросить родителей вместе с детьми изготовить плакат (формат А3) на данную тему.
Предоставить распечатку с краткими рекомендациями по изготовлению плаката.
Вторник Познавательное развитие. ФЭМП. Занятие 7.
В. А. Позина, И. А. Пома-раева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий»
Коммуникативная дея-тельность. «Моя семья».
см. конспект 3.
Изобразительная дея-тельность. Рисование. «Осенний лес, в котором мы гуляли».
Т. С. Комарова, занятие 12, стр. 14
Утро.
Пальчиковая игра «Кто приехал?».
Ситуативная беседа «С кем я пришёл в детский сад».
Инд. работа по ФЭМП.
Дид. игра «Кому что?». (члены семьи).
Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня».
Прогулка.
Наблюдение за гуляющими с малышами мамами. Отметить, как нежно они с ними общаются, играют.
Инд. работа по развитию движений: прыжки приставным шагом левым и правым боком.
Игры с выносным материалом.
Подв. игры «Гуси-лебеди», «Прыжки через скакалку».
Вечер.
Показ настольного театра. Сказка «Репка».
Инд. работа по развитию связной речи.
Дид. игра «Кто знает больше вежливых слов». Отгадывание загадок о вежливости.
Прогулка.
Наблюдение за растущими на участке деревьями: назвать их, отметить цвет листвы.
Подвижная игра «Дорожки». Центр сюжетноролевых игр: атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. «Путешествуем семьей» (фотоаппараты, бинокли, деньги, карта маршрута, па-латка, головные уборы и др.);
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки; 2 куклы, 2 коляски.
Игры в уголке ряжения, кук-лами настольного театра.
Игры со строительным мате-риалом.
Выносной материал: лопат-ки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки.
Рекомендовать погово-рить с детьми об имею-щихся родственниках и степени их родства.
Среда Ознакомление с миром природы.
Изобразительная дея-тельность. Аппликация. «Осенний ковёр» (кол-лективная).
Т. С. Комарова, занятие 15, стр. 15
Музыкальная деятельность. (по плану музыкального руководителя). Утро.
Беседа- разговор с детьми «Кто есть в моей семье».
Пальчиковая игра «Дружная семья».
Инд. работа на закрепление знаний о временах года.
Прогулка.
Наблюдение за проезжающими машинами : грузовая или легковая, куда едут?
Инд. работа по развитию движений: метание в цель левой и правой ру-кой.
Игры с выносным материалом.
Подв. игра «Мы весёлые ребята».
Вечер.
Дид. игра «На кого я похож?»-формировать интерес к своей родо-словной.
Чтение рассказа В. Драгунского «Се-стра моя Ксения», беседа по содер-жанию.
Прогулка.
Наблюдение за птицами на участке.
Подв. игра «Кто быстрее до флажка».
Инд. работа; упражнять в умении ориентироваться в пространстве.
Рассматривание иллюстраций в журнале «Всё для семьи».
Наборы для рисования.
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки; машины, куклы, коляски.
Дид. игра «Пора идти за по-купками» :уметь классифи-цировать предметы по при-знакам, свойствам.
Выносной материал: лопат-ки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки; трёхко-лёсный велосипед.
Попросить родителей предоставить фотографии братьев и сестёр ребят нашей группы.
Четверг Коммуникативная деятельность. «Семья и родной дом».
см. конспект 6.
Двигательная деятельность. (по плану физинструктора).
Конструирование. «Дом, в котором я живу».
см. конспект 7.
Утро.
Разучивание пальчиковой игры «Наша семья».
Беседа «Мои братья и сестры».(с использованием фотографий)
Словесная игра «Какие мои братья и сестры» (подбор прилагательных).
Прогулка.
Наблюдение за цветами на клумбе: что изменилось с приходом осени?
Дид. игра «Назови ласково» (с использованием поощрительных фишек).
Инд. работа по развитию движений: ходьба приставным шагом влево и вправо.
Игры с выносным материалом.
Подв. игры «Удочка», «Охотники и зайцы».
Вечер.
Оформление книжки- малышки
«У меня есть брат (сестра)».
Инд. работа по ориентированию на листе бумаги.
Дид. игра «Узнай, кто позвал».
Прогулка.
Игры детей с выносным материалом. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей.
Подв. игра «Лохматый пёс».
Игровая деятельность детей по интересам.
Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Настольно-печатные игры.
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки; машины, куклы, коляски
Палочки для рисования на мокром песке.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки; машины, куклы, коляски.
Пригласить семьи для участия в спортивном развлечении «Папы и дочки, мамы и сыночки».
Рекомендовать одевать ребят для прогулки на улицу в облегчённую одежду.
Пятница Изобразительная дея-тельность. Рисование. «Чебурашка» в подарок родным.
Т. С. Комарова, занятие 9, стр. 14.
Музыкальная деятель-ность. (по плану музы-кального руководителя).
Двигательная деятель-ность. (на улице).
Утро.
Наблюдение в окошко за положением солнца в утреннее время. Отметить положение тени на подоконнике игрушкой.
Ситуативный разговор «Я люблю своих бабушку и дедушку».
Инд. работа по ФЭМП: упражнять в умении сравнивать полоски по дли-не в возрастающем и убывающем порядке.
Дид. игра «Я начну, а ты продолжай».
Прогулка.
Наблюдение за положением солнышка. Какое оно стало? (поднимается не так высоко над верандой, как летом, часто закрыто тучами, плохо греет).
Инд. работа по развитию движений: упражнять в прокатывании мяча пе-ред собой двумя руками.
Игры с выносным материалом.
Подв. игра «Бездомный заяц».
По возвращении с прогулки второй игрушкой отметить положение тени на подоконнике.
Вечер.
Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», беседа по содержанию.
Спортивное развлечение «Папы и дочки, мамы и сыночки».
Настольный и пальчиковый театр.
Игры со строительным мате-риалом: построить дом, надворные постройки. игры по интересам.
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки;
машины, куклы, коляски.
Рекомендовать в выходные дни активные пешие прогулки по улицам родного села, рассматрива-ние строений и беседы о достопримечательностях.
2 неделя. «Мой дом. Профессии моих родителей».
День недели
Непосредственно образовательная деятельность
Совместная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
Создание/организация развивающей предметно-пространственной образовательной сре-ды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы
Вовлечение семей в образовательную деятельность
Понедельник Ознакомление с социальным миром. «Моя малая родина».
см. конспект 8.
Двигательная деятельность. (по плану физинструктора).
Восприятие художественной литературы и фольклора. Чтение Н. Носова «Весёлые рассказы».
В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», стр. 40
Утро.
Беседа с детьми о том, что им запомнилось во время прогулок в выходные дни. Рассматривание с детьми фотографий «Моё село – Богатое».
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Дом стоит с трубой и крышей. На балкон гулять я вышел. (На первой строчке ладони прямые, касаются друг друга пальцами, изображая крышу дома. Указательный палец отогнуть вверх (труба). На второй строчке согнут мизинцы, изображая балкон).
Дидактическая игра «Что изменилось». Инд. работа: закрепить знание частей суток.
Прогулка.
Наблюдение за берё зой: описать внешний вид, отметить происходящие изменения.
Инд. работа по развитию движений: упражнения с мячом: бросить вверх и поймать (од-ной) двумя руками (10 раз).
Игры с выносным материалом.
Подвижные игры «Найди себе пару», «Прыгай выше».
Вечер.
Побеседовать с детьми о том, чем они занимаются дома вечером, с кем играют, какие книжки им читают перед сном родители.
Инд. работа по ФЭМП.
Прогулка.
Наблюдение за ветром.
Подвижная игра «У медведя во бору». Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Наборы для рисования. Предложить нарисовать «Что я видел в выходные».
Выносной материал: лопатки, ведёрки, фор-мочки, мячи, кегли, скакалки;
машины, куклы, коляски.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы.
Сюжетно-ролевая игра «Строители».
Попросить родителей принести изготовленные вместе с детьми плакаты «Генеалогическое дре-во».
Вторник Познавательное развитие. ФЭМП. Занятие 9.
В. А. Позина, И. А. Помараева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий».
Коммуникативная деятельность. «Профессии моих родителей».
см. конспект 9.
Изобразительная деятельность. Рисование. «Моя дружная семья».
см. конспект 5.
Утро.
Рассмотреть принесённые плакаты «Генеалогическое древо», попросить детей рассказать о том, кто изображён на плакате, с кем и как его делали.
Инд. работа: закрепить умение составлять узор из геометрических фигур на круге и квадрате («Составь узор»).
Дидактическая игра «Скажи ласково».
Прогулка.
Наблюдение за идущими по улице прохожими: в какую одежду одеты, куда спешат (по мнению детей).
«Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «улица» : научить составлять предложения с заданным словом. «Подбери признак» : образование относи-тельных прилагательных
Инд. работа по развитию движений: ходьба по ограниченной поверхности (по шнуру) приставным шагом: прямо, по кругу, зигзагообразно
«Загони волан в круг» - ударив ракеткой по волану, попасть в горизонтальную цель. «Кто дальше?» : упражнять в умении прыгать в длину с разбега.
Вечер.
Дидактическая игра «Пожалуйста» : формировать у детей навык использовать в речи слов благодарности.
Чтение В. Маяковский «Кем быть?».
Инд. работа по формированию умения вырезать из бумаги.
Прогулка.
Рассмотреть расположенные рядом с детсадом дома: отметить этажность, форму дома, цвет стен и крыши, забора, этажность.
Подвижные игры «Удочка», «Сбей кеглю». Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы-заместители для игр, костюмы.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки;
машины, куклы, коляски
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы.
Самостоятельная художественная деятельность: природный материал.
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки;
машины, куклы, коляски.
Рекомендовать на-помнить детям д-машний адрес, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек.
Среда Ознакомление с миром природы.
Изобразительная деятельность. Лепка. «Вы-лепи свою любимую игрушку в подарок бабушке и дедушке.» Т. С. Комарова, занятие 32, стр. 18.
Музыкальная деятельность. (по плану музыкального руководителя). Утро.
Продолжать рассматривание изготовленных плакатов «Генеалогическое древо».
Инд. работа: уточнить знание детьми имён и отчеств родителей, бабушек и дедушек.
Дид. игра «Кому что нужно для работы».
Закрепить умение ориентироваться в пространстве (относительно себя).
Прогулка.
Отметить состояние погоды, активизировать в речи детей прилагательные, обозначающие погоду.
Инд. работа по развитию движений: перешагивание через предметы.
Игры с выносным материалом.
Подвижные игры «Бездомный заяц», «Кто сделает меньше шагов».
Вечер.
Показ настольного театра. Сказка по выбору детей.
Инд. работа по лепке.
Дид. игра «Я начну, а ты продолжай…»
Прогулка.
Отметить состояние погоды. Назвать изменения, произошедшие с дневной прогулки.
Подвижные игры по желанию детей.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы- заместители для игр, костюмы.
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки;
машины, куклы, коляски.
Самостоятельная художественная деятельность.
Рассматривание иллюстраций в альбомах и журналах.
Рекомендовать рас-сказать детям о профессиях бабушек и дедушек.
Четверг Коммуникативная деятельность. «Кем я хочу стать».
см. конспект 10.
Двигательная деятельность. (по плану физинструктора).
Конструирование. «Мост для Буратино».
см. конспект 11.
Утро.
Дид. игра «Скажи, что делает?» (подбор глаголов к существительным).
Инд. работа по уточнению и закреплению знаний цветов.
Беседы на интересующие детей темы.
Прогулка.
Наблюдение за прилетевшими на участок птицами.
Дид. игра «Узнай птицу по описанию».
Инд. работа по развитию движений.
Игры с выносным материалом.
Подвижные игры «Перелёт птиц», «С кочки на кочку».
Вечер.
Чтение художественной литературы. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла».
Дид. игра «Кому что нужно для работы».
Инд. работа по изобразительной деятельности.
Вместе с детьми оформить выставку плакатов «Генеалогическое древо».
Прогулка.
Наблюдение за уходящими домой детьми.
Подвижные игры по желанию детей.
Центр сюжетно-ролевых игр: атрибуты к играм, предметы-заместители для игр, костюмы.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская».
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки; машины, куклы,коляски.
Игры в уголках.
Самостоятельная художественная деятельность.
Индивидуальные беседы с родителями на интересующие их те-мы.
Пятница Музыкальная деятельность. (по плану музыкального руководителя).
Изобразительная деятельность. «Мы – дружная семья!»
Утро.
Экскурсия на выставку плакатов. Беседа «Кем работают мои родители, бабушки и дедушки».
Дид. игра «Назови слово с заданным звуком».
Инд. работа по закреплению количественного и порядкового счёта.
Прогулка.
Обратить внимание детей на то, что куда-то исчезли насекомые. Где же они?
Инд. работа: упражнение на сохранение равновесия.
Игры с выносным материалом.
Подвижные игры «Удочка», «Сбей кеглю».
Вечер.
Продолжить рассматривать плакаты. поощрять желание рассказать о своём опыте создания плаката. инд. работа по лепке.
Подв. игра «Бездомный заяц».
Прогулка.
Самостоятельная игровая деятельность.
Самостоятельная игровая деятельность детей.
Выносной материал: лопатки, ведёрки, формочки, мячи, кегли, скакалки;
машины, куклы, коляски Поблагодарить родителей за активное участие в жизни группы, пригласить детей вместе с родителями на нашу вы-ставку плакатов.