Наталья Волкова
Экологический проект «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Малиновский детский сад.
Экологический проект.
Тема: «Зимушка- зима».
Вид проекта : познавательно- исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети старшей подгруппы, родители.
Срок реализации: краткосрочный
Воспитатель: Волкова Н. М.
деревня Малиновка 2017 год
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Публикация «Экологический проект „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты
- Зима. Экологическое воспитание
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Но мало кто из дошкольников имеет представление о характерных признаках зимы (кроме того, что идет снег и можно кататься с горки и т. д). Для того чтобы показать детям, какое чудесное время года зима, как прекрасна природа зимой, пробудить в них интерес к данному времени года, мной был запланирован данный проект.
Проблема. «Что интересного бывает зимой?
Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : формирование у детей целостной картины о зиме как времени года, зимних явлениях в природе, через интегрирование образовательных областей.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.
-Расширять и систематизировать представления детей о живой и неживой природе в зимний период, о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
- Создавать условия для выявления свойств и качеств снега и льда; познакомить с процессом превращения воды в лёд, льда и снега в воду.
-Формировать умения устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, анализировать, умение делать выводы.
- Развить познавательный интерес, коммуникативные навыки.
-Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
1 этап. Подготовительный.
-Диагностика знаний детей о сезонных изменениях в природе;
-Анкетирование родителей;
- Подбор материалов, оборудования;
- Постановка целей и задач, определение направлений, работы.
Проблема Цель
Слабо сформированы представления о сезонных изменениях в природе зимой. Сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе зимой.
Во время общения с детьми группы, я обратила внимание на то, что дети охотно говорят о лете, весне, осени, но мало кто из дошкольников имеет представление о характерных признаках зимы (кроме того, что идет снег и можно кататься с горки и т. д).
Для того чтобы показать детям, как прекрасна природа зима, пробудить в них интерес к данному времени года, мной был запланирован данный проект.
Задачи.
Расширять и систематизировать знания детей о зиме; о сезонных изменениях в живой, неживой природе зимой.
Способствовать формированию представления детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность, анализировать, делать выводы.
Развивать познавательный интерес природе.
-Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Расширять предметно пространственную среду для ознакомления детей по данной теме.
-Способствовать включению семьи в процесс реализации проекта : «Зимушка- зима»
Разрабатывая проект, используя методику «трех вопросов:
Вопросы воспитателя Ответы детей
-Что мы знаем? -Зимой бывает снег и лед. Снег холодный, блестит. (Егор)
-Елочки зимой укрываются снегом, чтобы не замерзнуть. (Матвей).
-На окнах бывают красивые узоры. (Яна)
-Зимой, бывает метель, вьюга. (Влада)
-Зимой некоторые животные впадают в спячку, исчезают насекомые. Егор)
-Зимой, можно кататься на санках, лыжах, коньках, ледянках. (Илья)
-Зимой можно делать снежного ангела на снегу, строить крепость, лепить снеговика. (Матвей)
-Зимой празднуют Новый год: наряжают ёлку, развешивают гирлянды, делают снежинки из бумаги, готовят подарки.
Надевают карнавальные костюмы на праздник, приходят Дед Мороз и Снегурочка.
Что хотим узнать? -Я хочу узнать, откуда берется снег и лед, как образуются снежинки? (Яна)
-Куда уходит Дед Мороз? (Егор)
-Почему зимой деревьям тепло? (Матвей)
-Почему зимой холодно? (Илья)
-Кто, как зимует. (Егор)
-Зимних праздниках и традициях народов разных стран. (Яна).
-Рождественские традиции.
-Зимние виды спорта. (Илья)
С помощью чего узнаем? -Спросить у взрослых. (Костя)
-Понаблюдать. (Яна).
-Прочитать в интернете. (Егор).
-Посмотреть познавательный фильм. (Илья)
-Найти информацию в энциклопедии. (Матвей)
-На занятиях в детском саду. (Яна)
-У старших братьев и сестёр. (Матвей)
Линии развития личности
Образовательные области: Цель:
Социально-коммуникативное развитие:
- освоение правил коммуникации в взаимодействии со сверстниками через умение наблюдать;
- развитие исследовательской деятельности ;
- помочь ребенку воспринимать себя, как активного субъекта природы;
- обеспечить ребё нку возможность использовать все органы чувств: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое восприятие;
- формирование у детей навыков совместной деятельности с детьми, родителями, как в детском саду, так и дома;
- формировать культуру безопасного поведения в природе.
Познавательное развитие: -формировать представления детей о сезонных изменениями в природе зимой;
-знакомить с цветовой гаммой, присущей этому времени года;
- формирование элементарных представлений о простейших взаимосвязях в природе;
- стимулировать познавательную активность детей при ознакомлении с характерными признаками зимы;
- формирование познавательно-исследовательской деятельности, знаний, умений навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Речевое развитие: - Обогащать словарный запас детей;
- Знакомить с природой с использованием словесных методов: загадки, пословицы, приметы, стихотворения, рассказы, сказки;
- Развивать умение детей использовать сравнения, подбирать определения к заданному слову;
-Упражнять в составлении описательных рассказов о зиме с использованием моделей.
Художественно-эстетическое развитие: - Развивать фантазию и творчество, воображение;
- Овладение детьми нетрадиционными техниками художественного конструирования : из бумаги, ткани, природного и бросового материала;
-Знакомство с произведениями изобразительного искусства -пейзажами русских художников;
- Воспитывать чувство прекрасного от общения с природой;
- Воспитывать познавательный интерес при общении с природой, побуждать отражать полученные знания в творчестве.
Физическое развитие:
- Сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей;
- Формирование навыков двигательной активности;
- Учить заботиться о своем здоровье в зимнее время года;
- Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
Взаимодействие с родителями:
- Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
-Оформление папок-передвижек для родителей по теме:
-«Семь заблуждений родителей о зимней погоде»;
-«Зима»;
-«Зимние подвижные игры».
• - Подборка стихов о зиме, зимних явлениях в природе для разучивания с детьми дома;
• -Подготовка и проведение Новогоднего праздника
- Привлечь родителей к организации выставки совместного творчества «Зимние пейзажи.»;
- Привлечь родителей к подбору рассказов о приметах зимы для изготовления итогового альбома совместного творчества «Зимушка- зима!».
До начала реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
-Подбор иллюстраций о зиме и зимних явлениях в природе; о зимних праздниках; зимних видах спорта; о жизни животных, птиц в зимнее время года; ОБЖ.
-Подбор художественной литературы.
-Поиск пословиц, поговорок, примет, образных выражений, стихов, загадок.
-Подготовка конспектов ООД.
-Подготовка наглядного материала.
-Подготовка музыкальных игр, хороводов, подвижных игр.
Ожидаемый результат.
- приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать и слышать товарища;
- повышение познавательной активности;
- усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
- формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
-формирование экологической воспитанности : бережного отношения к живой и неживой природе.
- заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ (Практический)
Образовательные области Взаимодействие с детьми.
Социально-коммуникативное развитие: Беседы: «Скоро праздник Новый год», «Что мы знаем о празднике?», «Как мы встречали Новый год», «Чем запомнились в праздничные дни»,
«Рождество Христово», «Святки»
С/ р игры: «У нас гости»
Беседы по безопасности: «Зимой одевайся по погоде, а не по моде», «Снег и сосульки»,«Что нельзя делать на морозе», «Правила поведения на горке»«Осторожно, гололед»,«Первая помощь при обморожении
Рассматривание иллюстраций, картинок по правилам безопасного поведения зимой.
Труд:
Расчистка участка и дорожек от снега, «Птичьей столовой», изготовление снежных построек: снеговиков, колобка, печки, горок, крепости, снежков.
Познавательное развитие: ООД: «Зимушка – зима», «Зимние забавы», «Как звенят снежинки», «Зимние явления природы»
Беседы и свободное общение на темы:
«Жизнь диких животных зимой»
«Я недаром тут стучу, червячков найти хочу»
«Откуда снег и лёд»
«Как звери к зиме готовятся»
«Покормите птиц зимой»
«Снежное одеяло для земли»
Дидактические игры:
«Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Где, чей домик?».
Познавательно-исследовательская деятельность:
Проведение опытов и экспериментов со снегом, льдом и водой.
Речевое развитие: ООД
Рассказывание по картине «Зимние забавы», «Птичья столовая»
Рассказывание на основе личного опыта:
«На зимней горке», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», «Зима – затейница»
Словесно-дидактические игры:«Какая, какой, какое?», «Из чего - какой» (горка из снега -снежная и т. д, «Скажи наоборот», «Времена года» «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
Чтение художественной литературы:
М. Пришвин «Этажи лиса»,
В. Бианки «Лес зимой», «Письмо простое и письмо с хитростью»,
Т. Скребицкий «На лесной полянке»,
Э. Успенский «Проказы старухи зимы,
Н. Носов «На горке».
Русские народные сказки:
«Зимовье зверей»,
«Заяц – хвоста», «Два мороза».
Литературные сказки:
«Морозко», «Двенадцать месяцев», «Мороз Иванович», «Снегурочка».
Стихи:
Н. Павловская «На зеле снежок лежит»,
П. Золотов «Ворона», «Синица», «Сорока», «Клест», «Снегири», «Свиристели», «Березовый сок», О. Высотская «Покатились санки вниз»,
В. Берестов «Гололедица»,
Т. Косова «Опасно кататься на замерзших лужах»,
А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя»,
И. Черницкая «Пришла зима веселая»,
С. Есенин «Поет зима – аукает», «Белая береза»,
А. Прокофьев «Снегири»,
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Скудная картина».
Художественно эстетическое развитие: ООД: Рисование «Зима», «Белая берёза под моим окном», «Зимние забавы».
Аппликация. «Снеговик», «Звёздочки мерцают», «Новогодняя открытка», «Снежинки сверкают».
Лепка. «Лыжники», «Ёлочка -красавица».
Музыка: Разучивание песен:
«Зима», «Мороз – красный нос», «Снова к нам зима пришла».
Танцевальное творчество:
«Новогодний хоровод», «Танец снеговиков», «Танец снежинок».
Слушание: «Времена года» П. И. Чайковского, «Зимние забавы» «Зимний хоровод».
Физическое развитие: Подвижные игры:
«Два Мороза», «Бездомный заяц», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса»
Хороводные игры:
«Что нам нравится зимой», «Саночки».
Игры-эстафеты:
«Забей шайбу», «Кто быстрее преодолеет сугроб», «Попади в цель», «Кто быстрее передаст снежок», «Хоккеисты».
3 ЭТАП. ИТОГОВЫЙ.
Итоговая работа : Создание альбома детского творчества «Зимушка-зима!», с подборкой пословиц, поговорок, рассказов и стихов о зиме.
Результаты проекта.
Задачи: Результат:
Расширять и систематизировать знания детей о зиме; о сезонных изменениях в живой, неживой природе зимой.
Способствовать формированию представления детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность, анализировать, делать выводы.
Развивать познавательный интерес природе.
-Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой.
-Воспитывать бережное отношение к природе. • У детей систематизировались знания о живой и неживой природе природных явлениях в зимний период; сформировалось ответственное отношение к собственной безопасности.
У детей сформировались представления о зимних природных явлениях, приобрели новый познавательный опыт через познавательно-исследовательскую деятельность, сформировалось умение анализировать, делать выводы.
Развился познавательный интерес через исследовательскую деятельность, сформировалось умение анализировать, делать выводы.
У детей сформировано привычка бережного отношение к природе.