Тамара Горская
Проект для 5–6 лет «Зимний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Зимний калейдоскоп»
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Вид проекта : информационно-познавательный, творческий
Актуальность: Многообразие и красота зимней природы, ожидание Нового года, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, сформировать у детей представление о зиме, предпраздничных хлопотах, путем приобретения знаний детьми во время бесед, речевого творчества детей, наблюдений в природе и занятий художественным творчеством, обогащением развивающей среды и тесным сотрудничеством с специалистами ДОУ и родителями, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
Публикация «Проект для 5–6 лет „Зимний калейдоскоп“» размещена в разделах
Цель проекта : расширение и систематизирование знаний детей о начале зимы, предпраздничных хлопотах, формирование эстетического восприятия окружающего мира и способствование творческому - речевому развитию детей.
Задачи:
• Конкретизировать и углубить представления детей о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период).
• Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности.
• Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
• Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
• Воспитывать бережное отношение к природе, птицам и животным, желание заботиться о них.
• Приобщить родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
Форма итогового мероприятия (продукт) : выставка творческих работ детей «Зима глазами ребенка».
Длительность проекта : декабрь 2020г.
Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательной области (формы организации) Деятельность детей в проекте. Обогащение развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
1 этап - мотивационно - диагностический
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное;
Речевое развитие; Беседа с детьми: «Зимняя сказка в лесу»; «Новый год» - история праздника»; «Русские народные игры и забавы»; «Рождество – время чудес»; «Как порадовать близких?»
«Что мы знаем?» : - какие произошли изменения в живой и не живой природе, в жизни людей;
«Что хотим узнать?» :
- отчего происходят изменения в живой, и неживой природе, в жизни людей;
«Что нам сделать, чтобы узнать?» :
провести опыты
наблюдения за природными явлениями и доступными птицами
прочитать книги, справочники, энциклопедии, использовать интернет ресурсы;
Изучаем представления детей, вводим их в проблему. Планируют, обсуждают и организовывают свою деятельность индивидуально или в команде. Используют доску выбора. Украшение группы к празднику обновление и пополнение природных материалов.
Задания:
1. Познакомить родителей с предстоящим проектом, его задачами и представить информацию о нём в родительском уголке;
2. Прогулки в парке, наблюдение за погодой, птицами, людьми.
2 этап - организационный
• Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей.
• Беседы;
• Наблюдения;
• Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг;
• Чтение художественной литературы;
• Познавательные игры с использованием интерактивной доски;
• Организация непрерывной образовательной деятельности. Осознанно выбирают вид деятельности и выстраивают свои действия. Помогают воспитателю в подборе необходимого материала. Обогащать развивающую среду группы познавательно-справочной литературой: энциклопедиями, иллюстрированными альбомами, лупами, и т. д. для изучения окружающего мира через увеличительное стекло и проявления инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Задания:
1. Привлечение родителей к оснащению центров по теме проекта, участию в непрерывной образовательной деятельности;
2. Акция «Украшение на елочку»
3. Участие родителей в подборе литературы и иллюстраций по теме проекта.
3 этап - практический
Познавательное развитие;
Социально-коммуникативное;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие; Книгоиздание/литература
(работа с книгой)
Явления живой и неживой природы
• Н. Сладков «Суд над декабрём»
• С. Иванов «Каким бывает снег»
• Е. Трутнева «Первый снег»
• К. Бальмонт «Снежинка»
• Г. Снегирёв «Про птиц»
• Н Сладков «Еловая каша»
• В. Зотов «Клёст», «О птицах»
• В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?» «Молодая ворона»
• Загадки о зимних явлениях в природе
История праздника «Новый год»
• С. Маршак «Двенадцать месяцев»,
• Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик»,
• А. Усачев (12 глав) «Чудеса в Дедморозовке»
• М. Зощенко «Ёлка»
Русские народные игры и забавы на улице и дома, Рождество
• В. Одоевский «Мороз Иванович»
• Пословицы и поговорки о зиме
• Н. Носов «На горке»
• В. Осеева «На катке»
Творческая мастерская
• Бр. Гримм «Госпожа Метелица»
• Сутеев В. Г. «Елка»
• Абрамцева Н. «Трудно быть добрым» • Рассматривают разнообразные источники информации;
• составляют рассказы, придумывают истории, загадки из личного опыта, по картинам и иллюстрациям;
Постепенное внесение новых книг и дидактических игр по теме.
Задание:
1. Посещение библиотеки, использование интернет ресурсов для ответа на вопрос: «Что я узнал о зиме, ее праздниках и забавах?»
Музыка
Прослушивание музыкальных произведений:
П. Чайковский «Времена года», «Зимнее утро»
А. Вивальди «Времена года»,
«Русская зима» Музыка и слова: Л. Олифирова
Зимняя сказка [музыка А. Ермолов, слова О. Чернышова], «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского
Сюжетно-ролевые игры «У нас гости», «Устроим концерт для елочки», «Прощание с елочкой до следующего года»
Д/И «Какой, какая, какие?», «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот», «Найди ошибки» (чего не бывает зимой, «Кто что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе, «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах, «Времена года», «Узнай по описанию», «Зимние запасы», «Найдите и покормите зимующих птиц», «Когда это бывает», «Что сначала, что потом».
Беседа «Как живут птицы зимой», «Встреча с зимой», «Зима в нашем крае», «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Почему скрипит снег?», «Помоги птицам», «Зачем зимой снег», «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег»
Рассказывание детей по темам:
«Приметы зимы»,
«Кому нужна зима»,
«Если бы не было зимой снега…».
Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов • Используют самые разнообразные атрибуты;
• Объединяются в группы;
• Распределяют роли. Пополнение картотеки музыкальными произведениями.
Атрибуты для игр. Выполнение домашних заданий;(посещение музеев, создание газет и фотоальбомов)
Совместная деятельность родителей и детей в группе в течении реализации проекта.
Конструирование:
«Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты, «Дед Мороз» (оригами https://vospitatel-sada.ru/novogodnie-podelki-s-rebenkom/)
Лепка:
«Зимние деревья», «Снеговик»
Апликация:
«Снегири», «Елочка-красавица», «Заснеженный дом» • Используют различный природный материал
• работают по картографам для получения конечного результата; Пополнения уголка природным материалом. Консультация «Ножницы - это легко!»
Изодеятельность:
Явления неживой природы
«Елка в снегу»
История праздника «Новый год»
«Снежинки - балеринки»
Русские народные игры и забавы на улице и дома, Рождество
«Зимняя ночь»
Творческая мастерская
«Снегири на ветке»
«Что я хочу в подарок на Новый год» • Используют разнообразные техники и приемы в работе для получения значимого результата;
• Самостоятельно выбирают материал; Выставка репродукций картин:
Явления неживой природы
А. Пластов «Первый снег», И. Вельц «Иней», Карл Розен «Зимний лес», Васнецов А. М. «Зимний сон (Зима)», Вещилов К. А. «Зимний пейзаж с елями»
История праздника «Новый год
«Елочный торг» Г. М. Манизер, «Новогоднее угощение» Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II)
А. А. Коробкин «Перед Рождеством»
Русские народные игры и забавы на улице и дома,
В. Суриков «Взятие снежного городка», Н. Сверчков «Тройка», Н. Богданов-Бельский «Дети на санках», Моравов А. В. «Зимний спорт», Бучкури А. А «Катание на святках»
Рождество
И. Репин «Рождество Христово», Кустодиев Б М «Зима. Крещенское водосвятие», Бучкури А. А. «Рождественский базар», А. М. Корин «Рождественская ёлка»
Творческая мастерская
Шишкин И. И. «Зима», «Подготовка к Рождеству» С. В. Досекин Консультация «Зимние художества»
Наука, песок-вода
Опыт № 16. «Откуда берётся иней?».
Оборудование: Термос с горячей водой, тарелка. (на улице)
Опыт № 17. «Тающий лёд».
Оборудование: Тарелка, миски с горячей водой и холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, верёвочки, разнообразные формочки.
Опыт № 18. «Замёрзшая вода».
Оборудование: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. (на улице)
Опыт № 22. «Почему снег мягкий?».
Оборудование: Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага. (на улице)
Опыт № 23. «Почему снег греет?».
Оборудование: Лопатки, две бутылки с тёплой водой. (на улице)
Используют:
• источники информации для получения значимого результата;
• оборудование для получения результата;
• выстраивают свои действия.
Пополнение новыми материалами для проведения опытов и наблюдений.
Поиск информации, обобщения по теме.
Манипулятивна и математическая деятельность
Д/И (счет, классификация) : «Закончи рисунок», «Реши пример»,
Дидактические упражнения: Палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, д/и «Сложи по образцу»
Используют:
• картографы для выполнения заданий;
• обводки с изображением листьев разных деревьев.
• группирует, разделяет объекты природы на группы; Постепенное пополнение центра новыми играми. Менять картографы для усложнения заданий.
Консультация «Дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома
с вашим ребенком»
Деятельность на прогулке:
1. Наблюдение а сезонными изменениями.
Цели:- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в зимнее время; формировать представление об зимних месяцах.
Изменение природы в зимний период.
Наблюдения за деревьями зимой.
Ход наблюдений, вопросы:
• Какое сейчас время года?
• Как вы догадались, что зима?
• Перечислите характерные признаки зимы.
• Наблюдение за птицами.
• Наблюдение за снегопадом.
• Как человек готовиться к Новогодним и Рождественским торжествам?
• Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Трудовая деятельность:
уборка участка детского сада от снега, заготовка корма для птиц, подкармливание птиц, постройки из снега. • Экологическая тропа, выполнение различных заданий;
• труд на участке
• поиск прекрасного в природе, к высказывание эстетических суждений;
В выносной материал добавить инструменты для чистки от снега. Консультации:
«Профилактика простудных заболеваний», «Как сделать прогулку приятной и полезной», «Одежда ребенка на зимней прогулке»
4 этап - итоговый
• Рефлексия результатов деятельности:
Во время реализации проекта дети совместно со взрослыми прочли очень много книг, справочной литературы, использовали интернет ресурсы, провели наблюдения за деревьями с последующей фиксацией в журнале наблюдений.
Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе. Работы детей по изобразительной деятельности стали выделяться разнообразием, яркостью красок, разнообразными творческими идеями. В ходе проекта дети стали активнее участвовать в обсуждениях, диспутах, учились работать в коллективе, воспринимать разные мнения, вместе познавать мир.
• Подведение итогов проекта.
Продукт проектной деятельности :
• выставка работ детей «Зима глазами ребенка.»;
• Акция «Украшение на елочку»
• Анализ результатов работы.
В ходе реализации проекта у детей :
• развивались творческие способности,
• углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней,
• совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность, устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире,
• расширился и активизировался словарный запас,
• у родителей появился интерес к проектной деятельности, они с удовольствием принимали участие в акции.