Галина Черашева
Проект «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Обособленное структурное подразделение «Теньгушевский детский сад №2» МБДОУ Теньгушевский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Проект
Подготовила воспитатель: Черашева Галина Михайловна
2023 г.
Считаю, что значение природы в нашей жизни огромно,
Так как природа – это все вокруг, и живое, и неживое.
Поэтому необходимо и дальше ценить природу,
воспитывать это чувство в детях.
Информационная характеристика проекта:
Вид проекта- познавательно-исследовательский, информационно-творческий.
Публикация «Проект „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Проекты
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Тип проекта – групповой,
Сроки реализации- 2 месяца.
Участники проекта – воспитатели группы, дети, родители.
Цели:
Конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Продолжать учить детей слышать заданный звук в слове, подбирать с ним слова. Закреплять умение составлять слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Познакомить с зимними месяцами, красотой зимней природы. Развивать творческую фантазию детей, самостоятельность.
Задачи:
1. Формирование у детей элементарных экологических представлений, расширение и систематизация знаний о зиме.
2. Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря.
3. Систематизировать представления детей о признаках зимы, сезонными изменениями в природе, связанными с зимним периодом
4. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
5. Воспитание у детей умение любоваться зимней природой и бережного отношения к к ней, а также ответственности перед окружающим.
6. Продолжать обогащать представление детей об образе жизни диких животных.
7. Развитие связной речи, расширение словарного запаса.
Актуальность темы:
Ребёнок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его в любое время года. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Он им станет только в том случаи, если у него будет богатый запас знаний о том мире, который его окружает и о тех событиях и явлениях что в нем происходит. И мы - воспитатели, родители, должны дать необходимые знания об окружающем мире, научить беречь и любить природу с малых лет. Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух месяцев работать над разными темами, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству. Проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, делиться с другими, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребёнку продвинуться вперёд и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимние чудеса» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Предполагаемый результат:
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
• повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зимние чудеса»;
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе;
• заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса;
• у детей сформируются знания о животных нашего края, об их жизнедеятельности в зимний период;
• обогатится развивающая среда по теме проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
-Определение объектов изучения.
-Подбор литературы, иллюстраций.
-Приобретение материалов для художественной деятельности.
2. Основной (практический):
-Знакомство с зимними месяцами, приметами, народными названиями.
-Знакомство с зимними видами спорта.
-Изучение повадок зимующих птиц, изготовление кормушек.
-Замораживание разноцветных льдинок.
-Изучение художественных методов для изображения зимней природы.
3. Заключительный (аналитический):
-Обобщение результатов работы.
-Выставка «Покормите птиц»
- Акция «Птицы – наши соседи на земле»: раздача листовки с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем районе.
-Выставка рисунков «Зимушка -зима».
Реализация проекта:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ:
1. «Собери снеговика».
Цели: Развитие зрительного внимания, пространственных представлений. Совершенствование фразовой речи.
2. «Наоборот».
Цели: Развитие слухового внимания, логического внимания. Активизация словаря - закрепление в речи слов- антонимов.
3. «Что зимой бывает».
Цели: Развитие представление о приметах зимы. Совершенствование связной речи.
4. «Снежинки».
Цели: Развитие сильного направленного выдоха. Закрепление в речи предлога На.
5. «Что прячется за сугробом?»
Цели: Развитие зрительного внимания. Активизация словаря по теме.
6. «Когда это бывает».
Цели: Учить детей называть времена года по их признакам. Развивать мышление, память, внимание.
7. «Отгадай по описанию».
Цели: Учить детей называть времена года по их признакам. Развивать мышление, память, внимание.
8. «Подбери слово».
Цели: Развивать внимание, память, сообразительность, быстроту реакции; воспитывать выдержку.
9.«На что похожа фигура?»
Цели: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.
10. «Назови зимние слова».
Цель: Формирование активного запаса слов, обозначающих предмет, развитие фантазии и творчества.
11. «Скажи, какой?»
Цель: Активизация словарного запаса детей, расширение представлений о свойствах объектов неживой (живой) природы.
12. «Продолжи предложение».
Цель: Уточнение представлений о зиме и других временах года, активизация словарного запаса, развитие связной речи.
13. «Исправь ошибки».
Цель: формирование представлений о характерных явлениях зимой, сравнение зимы и других времен года, развитие внимания, памяти, связной речи – объяснения.
14. «Расставь по порядку».
Цель: знание процесса изготовления снеговика; умение пояснять его этапы.
15. Кто как из зимующих птиц голос подает?»
Цель: закрепление названия зимующих птиц и их голосов; развитие памяти и внимания.
16. «Закончи пословицу о зиме».
Цель: знание пословиц и поговорок о зиме, развитие памяти и внимания.
17. «Большой – маленький».
Цель: закрепление использования в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие памяти.
БЕСЕДЫ:
1.«Почему к нам приходит зима?»
Цели: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Развивать внимание и память. Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту окружающего мира.
2. «Кто, угадай-ка, седая хозяйка».
Цель: Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.
Обогащать словарь детей, приучать отвечать развернутыми предложениями. Воспитывать любовь к природе.
3. «Где рождается снег?»
Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.
4.«Как образуется иней?»
Цель: дать представление детям о том, как образуется иней. Способствовать развитию познавательного интереса.
5. «Может ли мороз убить дерево?»
Цель: обобщить представления детей о зиме. Закрепить и систематизировать представления о сезонных изменениях в природе и о характерных для зимы природных явлениях.
6. «Где живет медведь?»
Цель: познакомить с жилищем медведя – берлогой; обобщить знания; расширить кругозор.
7. «Зимние приметы».
Цель: Закрепить у детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
8.«Помогите птицам».
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
9. «Гололед»
Цели:
закреплять правила безопасности в зимнее время - в гололед;
учить определять по картинкам опасную ситуацию, описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму и не погибнуть.
10. «Беседа о зиме».
Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона. Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений.
11. «Деревья зимой».
Задачи: способствовать составлению сравнительных, описательных рассказов о деревьях; формированию умения распознавать деревья по стволу, веткам, семенам, плодам; развитию умения видеть красоту дерева в разное время года, особенно ели (стройная, уменьшается вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы густо покрыты иголками, наслаждаться ароматом ели; формированию умения называть характерные особенности строения разных деревьев, места их произрастания; воспитывать желание помогать и заботиться о деревьях как о живых существах.
НАБЛЮДЕНИЯ НА ПРОГУЛКЕ:
1. Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале
зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
2. Наблюдение за птицами зимой.
Цель: формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
3. Наблюдение за воробьём.
Цель: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
4. Наблюдение за ветром.
Цель: расширять и углублять знания о неживой природе; формировать интерес к природным явлениям.
5. Наблюдение за снегопадом.
Цель: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
6. Наблюдение за крышами домов.
Цель: дать знания о том, что шапки снега могут быть опасны для человека (если упадут с крыши) подчиняться правилам безопасности.
7. Наблюдение за метелью
Цель: дать представление о движении снега в ветреную погоду.
8. Наблюдение за морозным солнечным деньком.
Цель: сформировать у детей представление о зиме.
9. Наблюдение за снежинками
Цель: обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; учить сравнивать, развивать познавательную активность.
10. Наблюдение за солнцем
Цели: продолжать знакомить с природными явлениями, дать понятие одного из признаков зимы — мороза; формировать интерес к неживым объектам природы.
11. Наблюдение за снегом и льдом.
Цели: формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).
12. Зимушка – зима.
Цель: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, уметь красиво рассказать о ней.
13. Наблюдение за деревьями и кустарниками.
Цель: расширять и углублять знания о растениях.
14. Зима – красивое время года.
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их.
15. Наблюдение за следами на снегу.
(зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин)
Цели: учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.
16. Наблюдение за сосульками.
Цель: закреплять знания о различных состояниях воды.
17. Наблюдение за небом.
Цель: предложить детям рассмотреть небо, описать его, проследить за движением облаков, по результатам наблюдений рассказать, как меняется небо в зависимости от времени суток и состояния погоды.
18. Наблюдение за воробьем.
Цели: закрепление знаний о зимующей птице-воробье; формирование представления об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке.
19. Погода зимой.
Цели: обучение детей самостоятельно наблюдать и рассказывать о состоянии погоды, называть основные характеристики погоды (облачность, температура, ветер, осадки); формирование умения сравнивать погодные условия, наблюдаемые днем и вечером; обогащение словарного запаса, развитие речи.
20. Деревья после снегопада. Отметить изменения в очертании деревьев и кустарников после обильного снегопада, предложить детям рассказать, на что они похожи в снежном наряде.
Цель: стимулирование детей использовать в речи образные выражения.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:
1.»Снежная королева».
Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
2. «Мороз - Красный нос».
Цель: развитие ловкости, воспитание выдержки и терпения.
3.«Снежная карусель».
Цель: упражнять в ориентировке на местности.
4. «Мы - веселые ребята».
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
5.«А мы — пингвинчики, а нам не холодно!»
Цель: совершенствовать технику прыжков с продвижением вперёд, упражнять в передаче мяча партнёру, развивать точность, глазомер, скоростно-силовые качества.
6.«Ловцы снега».
Цель: совершенствовать технику метания снежков в цель, развивать точность, глазомер.
7.«Варежка»
Цель: совершенствовать технику метания в цель, развивать точность, глазомер.
8.«Белые медведи».
Цель: упражнять в беге с увертыванием от ловящих; воспитывать решительность, умение адекватно реагировать на проигрыш; формировать быстроту и выносливость; способствовать укреплению мышечного корсета позвоночника.
9.«Метелица».
Цель: развитие быстроты, ловкости, воспитание коллективизма и товарищества.
10.«Снеговик».
Цель: развитие творческих, двигательных и коммуникативных способностей.
11.«Капельки и льдинки».
Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей.
12.«Два Мороза».
Цель: развитие двигательных, творческих и коммуникативных способностей, ловкости движений.
13.«Пришла зима».
Цель: развитие памяти, двигательных и коммуникативных способностей.
14.«Спит у ёлки Дед Мороз».
Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей.
15.«Снежный ком».
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
16.«Гонки снежных комков».
Цель: развитие двигательных, коммуникативных и творческих способностей.
17.«Зимующие и перелетные птицы».
Цель: развивать двигательные навыки; закреплять представление о поведении птиц зимой.
18.«Снежная баба».
Цель: развивать двигательную активность.
19.«Мороз».
Цель : развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке. Упражнять в ходьбе и беге.
20.«Северный олень».
Цель : развитие двигательных и коммуникативных способностей.
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Н. Носов «На горке».
Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерных признаках. Учить понимать содержание рассказа, характер героев, усваивать последовательность развития сюжета.
2. К. Д. Ущинский «Проказы старухи зимы».
Цель: познакомить детей с произведением, уточнить и систематизировать знания о зиме. Способствовать развитию у детей интереса к художественной литературе. Закрепить знания о том, как зимует все живое.
3. Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
Цель: формировать умение слушать рассказ, не перебивая, дослушивать его до конца и после прочитанного ответить на вопросы.
4. В. Бианки «Синичкин календарь».
Цель: Формировать навыки правильного выразительного чтения у детей. Расширять словарный запас у детей. Воспитывать любовь к природе, к птицам. Так же ознакомить детей с пословицами синицы, разобрать каждую.
5. В. Даль «Старик – годовик».
Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя В. И. Даля, обобщить и систематизировать знания детей по теме «Времена года».
6. М. Горький «Воробьишко».
Цель: Познакомить детей с рассказом Горького «Воробьишко».
Проанализировать сказку: помочь понять детям как надо относится к тем,
кто любит их и дорожит ими.
7. Л. Н. Толстой «Птичка».
Цель: Развивать память, ассоциативное мышление, воображение, наблюдательность. Воспитывать интерес к художественному слову, заботливое отношение к птицам.
8. Ненецкая народная сказка «Кукушка».
Цель: Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Продолжать учить внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы. - помочь понять и оценить характер героев ненецкой народной сказкой «Кукушка», воспитывать чуткое и заботливое отношение к маме.
9. С. Михалков «Зяблик».
Цель: познакомить воспитанников с птицей (зябликом, развивать умение мыслить, анализировать, развивать разговорную речь. Воспитывать в детях доброту, чуткость, внимание по отношению к птицам, воспитывать ответственность за тех животных, которых приручили.
10. В. Голявкин «Как я встречал Новый год».
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В. Голявкина.
11. В. Даль «Девочка-снегурочка».
Цель: создать условия для формирования интереса и потребности в чтении.
12. Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель».
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.
13. Потешка «Как по снегу, по метели трое саночек летели».
Цель: Продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта.
14. Русская народная сказка: «Снегурочка».
Цель: Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.
15. В. Берестова: «Снегопад».
Цель: Учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными.