Элла Прокопенко
Проект «Земля — наш общий дом». 2 часть. Старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на экологическое развитие детей
Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме: На Земле много загадок, тайн, того, что мы ещё не знаем, и относиться к этому нужно, очень осторожно, с большим пониманием и уважением»
Аманов Мердан
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Земля — наш общий дом“, 2 часть, Старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природоохранному».
Учитывая актуальность данной проблемы, считаю, продолжить работу по экологическому воспитанию детей посредством проекта «Земля –наш общий дом»
Цель:
способствовать обобщению и систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. продолжать формировать основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе
2. развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них
3. воспитывать бережное и заботливое отношение ко всему живому на Земле
4. продолжать вовлекать старших дошкольников в различные виды деятельности в природе и ее охране
5. закреплять знания экологически грамотного общения с природой
Ожидаемые результаты:
1. повышение уровня знаний по экологии у старших дошкольников
2. повышение интереса к объектам природы
3. повышение уровня знаний о заботливом и бережном отношении к природе
4. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников
Новизна проекта состоит
1. вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
2. заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ
3. сотрудничество с социальными организациями, онлайн участие в различных мероприятиях, экологической направленности
Материал и техническое обеспечение:
1. подбор информационного материала, детской, научно-познавательной литературы, иллюстраций, картин, мультимедийное сопровождение
2. подбор игр
3. составление календарного перспективно-тематического планирования
4. обеспечение условий для реализации проектной деятельности
5. составление мероприятий по информированию родителей в ходе реализации проекта
Участники проекта :
-дети и родители старшей группы (6-7 лет)
-воспитатели: Э. Г. Прокопенко, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, логопед
Вид проекта :
фронтальный, социальный, долгосрочный (8 месяцев)
Тип проекта :
информационно-практико ориентировочный
Методы:
наглядный, практический, словесный, интерактивный.
Форма:
-НОД, интегрируемая с другими видами деятельности;
- продуктивная деятельность;
-конкурсы, олимпиады, викторины, акции;
-фотовыставки;
-индивидуальная работа с детьми;
-праздники, досуги; театрализация;
-сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры;
-экскурсии, прогулки,
Период проведения проекта- сентябрь2023 апрель2024г. г
- подготовительно-проектировочный (август 2023г)
-практический (сентябрь 2023 года –март 2024 г)
-обобщающий-результативный (апрель 2024 г)
Содержание деятельности всех участников образовательного процесса.
Октябрь
Беседы: «Воскресный отдых в лесу, на реке», «Азбука поведения в природе» «Прогулки в природу», «Сокровища леса»,
Игровая деятельность: Д/И «Вершки – корешки», «Воздух, земля, вода», «Угадай, что в мешочке?», «Природа и человек». П/И (эстафеты) «Будь природе другом», «Лиса в курятнике», «Зайцы и медведи», «Птички и кошки». С,/И «Спасаем лес от мусора», «Экологическая служба спасения», «Экологическая служба спасения- Спасение реки», «Репортаж»
Наблюдения. Экскурсии: «Экскурсия по экологической тропе в ДОУ», Целевая прогулка «Сбор семян цветов», Целевая прогулка «Уборка урожая овощей», Экскурсия «Поход в парк»
Рассматривание: Рассматривание иллюстраций с изображением земного шара. Рассматривание картин с изображением осеннего пейзажа.
Экспериментирование: Серия опытов с водой «Путешествие Капельки»
НОД «Когда приходит осень» (П. Р); «Овощи и фрукты полезные продукты»(Х-Э. Р)
Чтение художественной литературы: «Почему у земли платье зеленое» А. Лопатина, «История одной Капли» (грустная сказка о воде, «Зайчик и Медвежонок»)экологическая сказка о мусоре, «Благородный» М. Малышев https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/15/ekol_skazki.docx
Ноябрь
Беседы: «Животные – наши друзья», «Чем отличаются и чем похожи животные и растения», «Ты – часть природы», «Учимся доброжелательности».
Игровая деятельность: Д/И «Что было бы, если из леса исчезли…», «МИКРОПОКАЗ», «Чьи семена, «Что в корзину мы возьмем? П/И «Зоопарк», «Коровы и пастух», «Зайцы и волк», «Хитрый лис» С/И «Контактный зоопарк», «Кукла Катя в овощном магазине», «Строим дом», «Зоопарк»
Наблюдения. Экскурсии: Целевая прогулка в парк на участке «Осень золотая», Экскурсия «Наблюдение за птицами», Целевая прогулка «Как растения и насекомые готовятся к зиме», Целевая прогулка вокруг детского сада.
Рассматривание: Рассматривание глобуса- обозначение воды, суши, материков. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень»
Экспериментирование: «Лед в природе и жизни человека»
НОД «Побеседуем об овощах»(П. Р); «Осень наступила»(Х-Э. Р)
Чтение художественной литературы: «Как Тучка была в пустыне» (сказка о месте, где нет воды, «Сказка о маленьком кедре»(сказка о растениях, «Соперница» О. Чистяковский, «Сказка про хламище-окаянище» https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/15/ekol_skazki.docx
Декабрь
Беседы: «Берегите воду», «Жалейкин», «Кормушка», «Планета Земля в опасности»
Игровая деятельность: Д/И «Где снежинки? :, «Звери, рыбы, птицы», «Что из чего сделано», «Съедобное-не съедобное» П/И «Мыши в кладовой», «Журавль и лягушки», «Дети и медведь», «Гуси-лебеди» С/И «Поможем Зайчику ухаживать за цветком», «Волшебный колокольчик», «На птичьем дворе», «Экологическая служба спасения -Спасаем растения»
Наблюдения. Экскурсии: Целевая прогулка «Мы заботимся о птицах», Целевая прогулка «Деревья зимой», Целевая прогулка «Птичьи хлопоты», Экскурсия «Зимний пейзаж»
Рассматривание: Рассматривание картины К. Коровина «Зима». Рассматривание картин с изображением зимнего пейзажа.
Экспериментирование: «Снег и лед-вода, изменившие свое состояние под воздействием температуры»
НОД: «Как животные и птицы готовятся к зиме» (П. Р); «Серая шейка»(Х-Э. Р)
Чтение художественной литературы: «Кто землю украшает» А. Лопатина, " История одной Елочки (сказка о растениях, «История Маленького Лягушонка» (добрая сказка о круговороте воды в природе, «Могучая травинка» М. Скребцова https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/01/15/ekol_skazki.docx
Праздники. Досуги: «Осень золотая в гости к нам пришла». «Экологический фестиваль эколят-молодых защитников природы».
Работа с родителями:
Фотовыставка «Лето с пользой»
Выставка совместного творчества детей и родителей «Чудо овощ»
Выставка рисунков и поделок «Осенний вернисаж»
Консультация «Наблюдаем за природой»
Памятка «Давайте беречь воду»
Привлечение родителей к изготовлению кормушек для птиц «Поможем пернатым»
Участие в экологической акции «День древонасаждения»
Январь
Просмотр презентации «Деревья наших лесов»
Выпуск листовок «Купи искусственную ёлку, спаси лес!»
Экологические игры: «Фантазер», «С какого дерева лист», «Отгадай и не ошибись»
Изготовление ели из пластилина
Заинтересовать родителей участие в конкурсе : «Елочка-зеленая иголочка»
Украшение ели игрушками из бросового материала
Цикл наблюдений за елью.
Видео презентация «Наша ёлочка красавица»
Развлечение «Елочке, до свидания говорим»
Привлечь родителей к конкурсу плакатов «Берегите ель»
Февраль-март
Просмотр документальных фильмов о воде.
Составление картотеки игр о воде.
Привлечь родителей к созданию выставки книг о воде
Закладка для книг «Веселая капелька»
Посадка лука и цветочной рассады на окне.
Заинтересовать родителей в конкурсе экологических закладок «Веселая капелька»
Привлечь родителей к озеленению участка детского сада
Исследовательская деятельность «Удивительные камни»
Развивающие игры с капелькой воды.
Привлечь родителей в создании коллекции камней
Защита плакатов «Вода – это жизнь»
Разгадывание кроссвордов о состояниях воды.
Выпуск листовок «Берегите воду»
Составление кроссвордов детьми и родителями
Развлечение «Веселая капелька»
Апрель
Знакомство с первоцветами на участке.
Знакомство с насекомыми.
Акция: «Покормите птиц!»
Ознакомление с муравейником на участке.
Изготовление знака: «Осторожно муравейник!»
Участие родителей в совместном субботнике
Изготовление экологического стенда: «Так мы помогли природе вокруг нас»
Посадка цветов на клумбах участка группы
Подготовка к викторине «День рождение Земли»
Участие родителей в викторине «День рождение Земли»
Результат проектной деятельности : https://www.maam.ru/users/ellla007
https://11616.maam.ru/
Заключение:
В процессе работы над проектом, «Земля - наш общий дом» дети не только проявили готовность участвовать в проектах, предложенных взрослыми, но и сами подсказывали проблемы и возможные пути их решения. Результаты показали, что дети усвоили экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. Имеют представление о природоохранной деятельности человека, любят природу, хотят изучать ее, любоваться ею, заботиться о ней. Дети рассказывали о правилах поведения на примере, о том, как они отдыхают с родителями на природе, как влияют на экологическое просвещение родителей.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
Методическое обеспечение проектной деятельности :
-Дрязгунова В. А. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями».
-Николаева С. Н. «Юный эколог». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-Николаева С. Н. «Юный эколог. Система работы с детьми в старшей группе детского сада». – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
-Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа» - Планирование, конспекты, методические рекомендации.
-Парамонова Л. А «Истоки. Основная образовательная программа дошкольного образования» - М: Издательство «Творческий Центр СФЕРА», 2017.
-Новикова И. В. «Объемная аппликация в детском саду» - Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.