Марина Трушкина
Проект «Зеленый росток»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зеленый росток»
х. Красный 2022г.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Публикация «Проект „Зеленый росток“» размещена в разделах
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Вид проекта : экологический, познавательно-исследовательский.
Участники проекта :
воспитанники старших и средних групп,
родители, педагоги МКДОУ № 15.
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома и выяснили, что очень мало растет деревьев. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы сами вырастить саженцы из семян?» Семена нам были предоставлены группой компаний ООО «ПрогрессАгро». У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Цель:
• Воспитание экологической культуры поведения на основе ценностей семьи, трудового и духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность детей, родителей и педагогов.
• Повышение интереса к экспериментальной и исследовательской деятельности, формирование бережливого мышления и экологической грамотности - за счет практического участия в экологических акциях, проведения специальных тренингов, консультаций специалистов, в том числе с применением современных информационных технологий
• Создание благоприятных условий в целях сохранения и увеличения количества зеленых насаждений на территории Усть-Лабинского района, улучшение экологической обстановки.
Задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
• Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
• Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
• Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами.
• Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
• Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Сроки реализации проекта :
- первый этап – с 10 января по 25 марта 2022 года;
- второй этап – с 1 апреля по 25 декабря 2022.
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап – теоретический,организационный
- Изучение методической литературы.
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о других деревьях, агротехнике выращивания.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?»
Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать?
(Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить саженцы из семян?»
- Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом саженцев из семян.
- Беседы, консультации с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Сбор плодов деревьев и семян совместно с родителями.
- Разработка и создание плаката «Посади своё дерево!»
2 этап - основной, практический
План образовательной и игровой деятельности с детьми
Вид деятельности
Формы организации детской деятельности
Игровая
деятельность Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений, «Определи на ощупь»
Н/и «Как зовут тебя деревце».
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».
Коммуникативная
деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало».
Беседа по картине «Посадим дерево».
Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).
Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).
Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно!»
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Рассматривание коллекции семян.
Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т. д.).
Рассматривание альбома «Деревья».
ОД «Дерево- дом и столовая для животных».
Посадка и цикл наблюдений за прорастанием семян.
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»
Исследовательская деятельность
«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем крае?» (совместно с родителями);
«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста, «Где спрятались семена?».
Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»).
Восприятие
художественной
литературы и
фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».
Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева»
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).
Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983, «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932, «Лоракс» (2012, «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Самообслуживание
и элементарный
бытовой труд Посадка семян деревьев дома и в детском саду.
Поручение «Полив росточков».
Пересадка укоренившейся веточки в кашпо.
Конструирование
«Деревья в нашем районе» (оригами).
«Экологические знаки» (совместно с родителями).
Изобразительная
деятельность Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.
Раскрашивание деревьев.
Рисование с натуры «Ветка каштана».
Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика).
Музыкальная
деятельность Слушание:
Аудио записи «Звуки природы»
Двигательная
деятельность Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».
Пальчиковая гимнастика: «Елка».
П/ игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».
План взаимодействия с родителями по проекту «Зеленая дорога»
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
-Консультация для родителей «Зачем нужны деревья»
- Создание предметной развивающей среды, сбор плодов и семян деревьев совместно с родителями.
- Помощь детям в посадке дома семян любых деревьев.
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
- Выставка творческих работ совместно с родителями «Я рисую лес!»
-Исследование - «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем хуторе?»
3 этап - заключительный
- Изготовление паспорта дерева.
- Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево».
- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Изготовление экологических знаков.
- Заполненный лист наблюдений за ростом саженцев.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Управление и обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение
Методическая литература:
- Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
- Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
- Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
- Набор карточек «Деревья».
- Дидактический материал
- Демонстрационный материал «Добро пожаловать в экологию!».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Алгоритмы для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры, видеоматериал и презентации «Как из росточка выросло дерево», «Что такое дерево?», «Кому нужны деревья?» и т. д.
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта :
- Выращенные саженцы для посадки осенью на территории детского сада или около дома.
- Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
Создание плаката «Посади своё дерево»
- Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Выставка творческих работ.
Итоговое мероприятие
- Посадка саженцев деревьев на территории детского сада и близлежащей территории.