Ирина Овчинникова
«Наш зеленый дом». Познавательный проект в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
. Познавательный проект в средней группе
Как звезды, рассеянные в высших небесных сферах,
украшают небосклон, так и грациозные цветы,
блистая разнообразием красок, венчают всю
поднебесную.
Карл Линней.
С глубокой древности и до наших дней комнатные растения пользуются
неизменной любовью у всех народов. Удовлетворяя эстетические потребности человека, они также выполняют санитарную роль – очищают воздух от вредных примесей. Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как «зеленые друзья» - комнатные растения. Без цветов пусто и холодно даже в самой богато обставленной квартире. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, ласкают своими яркими красками. Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами? Какие искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, а ледяные узоры покрывают стекла окон.
Публикация «„Наш зеленый дом“, Познавательный проект в средней группе» размещена в разделах
Можно с уверенностью сказать: цветы и их красота всегда действуют на нас, как прекрасная, жизнерадостная музыка. Поэтому тема нашего проекта :
«Наши зеленые друзья». Мы выбрали эту тему потому, что в домашних условиях или в группе, где мы проводим много времени, есть больше возможности изучить растения для того, чтобы уметь их выращивать, научиться ухаживать за ними и найти растения, приносящие не только радость своей красотой, но и пользу человеку.
Актуальность:
Становление первоначальных основ экологической культуры – это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности.
Важным аспектом экологического воспитания на данном возрастном этапе является формирование понимания детьми специфики живого объекта, его принципиального отличия от предмета (неживого объекта, формирование элементарных умений правильного взаимодействия с растениями, участие в деятельности по созданию для них нужных условий. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами – это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Знание важно не само по себе, а для выработки дифференцированного видения объектов природы и возможности действовать с ними. Правильное отношение к живым существам, которое является конечным результатом, показателем экологической воспитанности, проявляется в этом возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними. Такая деятельность должна быть окрашена положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорит и делает воспитатель.
Название проекта : «Наши зеленые друзья».
Тип проекта : исследовательский, краткосрочный, групповой, познавательный, творческий.
Руководители: воспитатель Овчинникова И. Ю.
Участники проекта : воспитатель, родители, дети.
Возраст: 4-5 лет.
Сроки реализации: март - май 2014г.
Цель проекта : создание условий для всестороннего развития младшего дошкольника, его экологическое воспитание через знакомство с жизнью растений.
Задачи проекта :
• Пробудить интерес и любовь к комнатным растениям, научить ребят
общению и уходу за ними.
• Расширять представления детей о растениях и способах ухода за ними.
• Формировать умение обращать внимание на изменения произошедшие
со знакомыми растениями.
• Воспитывать заботливое отношение детей к объектам природы.
Основные педагогические условия:
- целенаправленная и систематическая работа по формированию
познавательно – исследовательской деятельности.
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- использование комплекса методов и приемов познания, исследования.
Объектом исследования являются дошкольники средней группы, а также их знания о комнатных растениях.
Предметом исследования являются комнатные растения, а также условия жизни комнатных растений в детском саду.
Гипотеза исследования: если конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений, тогда:
- дети познакомятся с жизнью и условиями размножения комнатных растений;
- дети усвоят правила бережного отношения к окружающим их комнатным цветам;
- детям привьётся любовь к комнатным растениям, желание заботиться и ухаживать за ними.
Теоретическая значимость: формирование углублённых знаний детей о жизни и условиях роста комнатных растений; воспитание бережного отношения к окружающей природе, чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
Практическая значимость
• расширение зелёного уголка в группе детского сада;
• составление картотеки комнатных растений в детском саду;
• составление картотеки дидактических игр по проблеме проекта;
Новизна
Обогащение представлений дошкольников о комнатных растениях с учетом интеграции образовательных областей.
Ожидаемые конечные результаты:
1. Расширять кругозор детей о растениях комнатных, полевых, садовых.
2. Обогащение и активизация словарного запаса детей.
3. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей сближает в достижении общей цели воспитания гармонически развитых детей.
4. Поисковая работа и её результат: печатная продукция ( альбомы: «Комнатные цветы», «Садовые цветы», «Полевые цветы»; Лото «Части растения», пополнение уголка природы новыми «зелёными питомцами».
Методологическую основу исследования составили теории познания и положение об особенностях формирования динамических представлений о животном и растительном мире (Н. Н Поддъяков, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Л. С. Игнаткина и др., психолого-педагогические исследования экологического воспитания (Л. М. Маневцова, Р. С. Буре, С. Н. Николоева, И. А. Хайдурова и др., общетеоретические вопросы экологического воспитания дошкольного возраста раскрыты в работах Л. С. Икнаткиной, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др.
Ресурсное обеспечение:
- книги;
- иллюстрации;
- журналы;
- тематические инструкции по выращиванию растений;
- художественные произведения;
- материалы для экспериментирования.
Интеграция областей.
Социализация
• Д\и «Собери цветочек»
• Д\и «Ромашка»
• Д\и «Где живешь?»
• Д\и «Собери букет»
• С\р и. «Магазин цветов» (Подарим маме красивый букет)
Физкультура
• Подвижные игры: «Букет», «Мотылек», «Бабочки», «Пчелки»
Здоровье
• Дыхательная гимнастика: «Цветок»
• Д\игры на развитие воздушной струи «Бабочки на цветке»
• Массаж стопы «Цветочек»
• Психогимнастика «Волшебные цветы»
Познание
• Беседа: «Зеленые помощники», «Уроки доброты», «Если бы ты был
комнатным растением»
• Наблюдения за комнатными растениями.
• Сравнение цветов по цвету и величине.
• Закрепление геометрических фигур.
• Ориентировка на листе бумаги.
Коммуникация.
• Составления предложений, правильное употребление предлогов,
• Составление описательного рассказа на тему: «Мой цветочек»,
подвести к составлению короткого творческого рассказа.
• Пополнять и активизировать словарь детей, использовать в своей речи
прилагательные, глаголы, предлоги.
• Дидактические игры: «Один и много», «Придумай слово», «Назови
растение», «Ромашка» «Собери цветочек»
• Инсценировка рассказа: «Радостный цветок»
Чтение
• Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Цветы маленькой Иды»
• Чтение рассказов: «Рассказ о цветке», «Азалия и Белый кот»,
• Стихотворения: З. Александрова «Ромашки»
• Прослушивание аудиокассеты, просмотр видео со сказками о цветах.
• Загадывание загадок.
• Чтение потешек, стихов
Художественное творчество
• Рисование карандашами: «Мой любимый цветочек»
• Лепка: «Цветочки на полянке»
• Аппликация: «Бабочка на цветке»
Труд
• Уход за растением в уголке природы с помощью взрослого.
Музыка и песни:
• Слушание произведения «Вальс цветов»
• Драматизация рассказа: «Рассказ о цветке»
• Хоровод «Мы на луг ходили, хоровод водили»
План мероприятий по реализации проекта :
Реализация проекта рассчитана на 3 месяца и будет проходить в три этапа:
1. Предварительный этап с 03.03.2014 г. по 10.03.2014 г.
2. Практический этап с 11.03.2014 г. по 20.05.2014 г.
3. Обобщающий этап с 21.05.2014 г. по 28.02.2014 г.
I этап предварительный
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме экологического воспитания дошкольников, в частности о комнатных растениях;
3) Провести анкетирование родителей по теме «Что Вы знаете о комнатных растениях?»
4) Разработать план работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
5) Составить картотеку комнатных растений в детском саду.
6) Составить картотеку дидактических игр по проблеме проекта.
II этап практический
Задачи:
1) Осуществить апробацию разработанного плана работы с детьми по формированию экологических знаний и представлений о комнатных растениях;
2) Использовать интеграцию образовательных областей при ознакомлении
воспитанников с комнатными растениями;
3) Провести практические занятия и трудовых процессов с детьми (посадка ростков комнатных цветов, протирание широких листьев мягкой влажной тряпочкой, опрыскивание растений с мелкими листьями из пульверизатора т. д.);
4)Проведение итогового занятия «Растения»
III этап обобщающий
Задачи:
1) Выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
2) Обобщить результаты деятельности по теме проекта;
3) Определить наиболее эффективные пути дальнейшего развития проекта;
4) Подготовить методический и практический наглядный материал в рамках обмена опытом с дошкольными учреждениями города.
План экспериментальной деятельности:
Земля.
Название мероприятия: «Узнаем, какая земля»
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: «Человек и растения»
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)