Юлия Сергеевна Тращенкова
Проект «Здравствуй, театр»
▼ Скачать
Проект 1. «Здравствуй, театр» Составила: Тращенкока Ю. С Вид проекта : творческо-игровой.
По составу участников: Групповой
По содержанию: Интегративные (две и более образовательные области)
Продолжительность проекта : средняя (1,5 месяца). Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников. Цель проекта :
Публикация «Проект „Здравствуй, театр“» размещена в разделах
Создать условия для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности; определить влияние данных условий на развитие эмпатии. Предполагаемый результат:
Дети получают представления о театре и его организации : здание и внешний вид театра, театральные реквизиты и атрибуты; основные театральные профессии, виды театра. Осваивают различные способы взаимодействия, средства выразительности при организации постановки с использованием различных видов театра. Роль родителей в организации проекта :
Консультации: «Истоки театра»; «Мама, папа, я — театральная семья»; «На пороге театра»; «Создаем театр своими руками»; «Домашний театр» и другие. Включенность и заинтересованность проблемой создания театра, помощь детям в подборе и создании различных атрибутов, в создании художественного образа.
Участие специалистов ДОУ:
Занятия по изобразительной деятельности.
Работа с воспитателями:
Консультации. Творческо-игровые занятия: «Приглашение в театр»; «Театр своими руками»; «Театральные профессии»; «В гостях у сказки».
Продукт проектной деятельности :
Театральный уголок в группе : вывеска с названием театра, афиши; театральная касса с соответствующими атрибутами; гардероб; театральный буфет с оформленным меню; кулисы, оформленные детьми; фотоальбом-галерея работников театра; фотографии игровых занятий; видео-спектакль (сказка, представленная в различных видах театра). Рекомендации к работе над проектом
Данный проект включает в себя три последовательных этапа каждый из которых направлен на решение определенных задач.
1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками.
2 этап. Театральные профессии.
3 этап. В гостях у сказки.
1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками
Встреча 1. В ходе первой встречи:
Создается проблемная игровая ситуация, целью которой является развитие и поддержание интереса у детей к театру и театрализованной деятельности.
Проводится беседа для принятия выделенной проблемы детьми.
Организуется игра «Путешествие во времени», которая знакомит детей с историей театра, способствует поддержанию интереса к данному виду деятельности. Следующая беседа направлена на принятие решения детьми о необходимости создания своего театра в группе. Дети получают задание придумать название для театра.
Встреча 2. «Создаем театральную вывеску». Проводится совместное обсуждение, в ходе которого выбирается лучшее название для театра.
Организуется «Конкурс художников». Создается театральная вывеска, детям дается возможность выразить свое отношение к театру с помощью различных средств: цвет, слово.
Игра «Комплимент» направлена на развитие сочувствия и сопереживания у дошкольников, дети включаются в обсуждение работ друг друга, учитывая мнения, высказывания другого ребенка.
Встреча 3. «Раскрываем тайну кроссворда». Дети знакомятся с основными театральными атрибутами.
Встречи 4, 5, б, 7, 8 «О чем нам говорит театральный реквизит». Воспитатель помогает детям спланировать деятельность, озвучивает проблемные вопросы, направляет детей в ситуациях затруднения.
Дети объединяются в рабочие группы, ищут ответы на поставленные вопросы, распределяют обязанности, самостоятельно выбирают необходимые материалы, обсуждают и готовят презентацию полученной информации. Игры-фантазирования. Второй этап. Продуктивная деятельность дошкольников, работа над созданием театральных атрибутов.
В первой части дети работают в подгруппах: каждая подгруппа получает понятие, зашифрованное в кроссворде, и подсказки в конверте (те предметы, которые помогут глубже его исследовать). Затем происходит обсуждение, изучение вопросов. Используются материалы, дети импровизируют, обыгрывают различные ситуации, организуют поисковую, исследовательскую деятельность.
Примеры наполнения конвертов и заданий детям:
Билет/ касса Материалы: фотографии кассы с вывеской; билеты (необходимо рассмотреть, что на них написано, какая должна быть информация); деньги. Проблемные вопросы и ситуации. «Есть билет, а места нет» (для чего нужны билеты, этюд «Один день в театре без билетов».
Сцена Материалы: различные фотографии сцен (с декорациями и без); расположение сцены относительно зрителей.
Проблемные вопросы и ситуации. «О чем нам шепчут кулисы.» (Для чего нужны кулисы в театре? Цвет, украшение на кулисах. Как кулисы могут помочь спектаклю).
Афиша Материалы: афиши (рассмотреть, какая информация должна быть на афише). Фотографии различных афиш (обратить внимание на то, где размещают афиши в городе. Для чего их размещают так, чтобы как можно больше людей их увидели)
Проблемные вопросы и ситуации: «Лучшее место для афиши». Дети организуют экскурсию, для того, чтобы выяснить и рассказать, где в детском саду можно размещать афиши, чтобы все смогли их увидеть? Буфет Исследуя предметы и фотографии, дети находят ответы на следующие
вопросы: как называется перерыв, когда можно выйти в буфет или прогуляться по коридорам театра (антракт? Как зрители узнают, что спектакль начинается (по звонку! Для чего в театре буфет?
Проблемные вопросы и ситуации: «Почему в буфете не бывает каши?» Детям предлагают различные игровые продукты. Например, булочки, бутерброды, фрукты, выпечка, конфеты, лимонад, а также кастрюли с «супом», «кашей». Задача детей — определить, какие блюда могут быть в театральном буфете и почему? Составляем «театральное меню».
Гардероб Материалы: фотографии гардероба; бинокль; номерки; программки. Дети, изучая эти предметы, делают выводы о том, как они выглядят, для чего они нужны, предлагают свои варианты или модели того, как можно сделать их для нашего театра.
Проблемные вопросы и ситуации: «Что было бы, если бы в театре не было гардероба?» (Рисунки, рассуждения.) «Зачем около гардероба много зеркал?» (Обратить внимание на обсуждение одежды, нарядов зрителей.) «Перепутанные номерки» (этюд). Вторая часть: «Творческие мастерские» (встречи 9, 10, 11, 12).
В течение 4-х встреч дети принимают участие в мастерских, результатом работы которых является определенный продукт коллективного творчества: кулисы; театральная касса;
афиша; буфет; гардероб.
2 этап. Театральные профессии
На данном этапе расширяются детские представления о театральных профессиях, их значимости в театре, проводится их презентация для детей. Организуется путешествие в «театр Зазеркалье», где дети попадают на репетицию спектакля и узнают, как появляется спектакль, и кто в этом участвует. Создаются условия, позволяющие детям проявить себя в различных ролях, соответствующих их игровым желаниям и интересам, оценить собственные возможности в различных видах игровой деятельности. Используемые методы:
презентация театральных профессий с использованием одного вида театра; кастинг театральных профессий (игры-этюды, игры-импровизации, организация постановочной деятельности детьми, продуктивная деятельность: рисунки);
детская фотосессия.
Работа на данном этапе способствует становлению разнообразных игровых позиций у современных дошкольников в театрализованной деятельности.
3 этап. В гостях у сказки
Создается проблемная ситуация, представляющая детям основные виды театра, с которыми им предстоит познакомиться. Дальнейшая работа включает:
Изучение материалов, подготовленных воспитателем, с информацией о видах театра; особенностях постановки и взаимодействия в спектаклях данного вида.
Участие в этюдах, импровизациях, где каждому ребенку предлагается от лица игрового персонажа прочитать стихотворение с заданной эмоцией, а потом передать это же настроение без слов.
Таким образом, дети изучают средства выразительности, используемые в разных видах театра для передачи настроения (цвет, движение, мимика, интонация, костюм).
Работа на данном этапе способствует обогащению представлений дошкольников о различных видах театра, расширению эмпатийного опыта дошкольников за счет овладения ими различными средствами эмоциональной выразительности, их использованием в процессе общения с взрослыми и детьми.