Людмила Остапенко
Конспект занятия-беседы в подготовительной группе «Виды театров. Часть 1» в рамках проекта «Здравствуй, театр!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-беседы в подготовительной группе из цикла
«Здравствуй театр!»
Действие 2. (Занятие № 2)
«Виды театров».
Часть 1
Тема: Виды театров.
Цель: Воспитывать интерес к разнообразию театральных направлений.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект занятия-беседы в подготовительной группе „Виды театров, Часть 1“ в рамках проекта „Здравствуй, театр!“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Образовательная область «Социализация».
Обучающая: обогащать у детей социальные представления о разнообразии театральных направлений как видов театрального искусства.
Развивающая: развивать навыки социального общения.
Воспитывающая: воспитывать интерес к получению новых знаний.
Образовательная область «Коммуникация».
Обучающая: учить детей излагать свои мысли в виде связных предложений.
Развивающая: развивать диалогическую, связную речь, умение высказываться, отвечать на вопросы, совершенствовать грамматический строй речи.
Воспитывающая: воспитание добрых чувств, готовности выслушивать окружающих не перебивая их.
Образовательная область «Познание».
Обучающая: учить различать виды театров и направлений по определённым признакам.
Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Воспитывающая: воспитывать интерес к окружающему.
Предварительная работа: Попросить родителей вспомнить с детьми посещение ими театров.
Ход занятия:
Слайд: (Заставка)
+ - переключить слайд на следующий или выполнить действие на текущем слайде ( далее по тексту: +)
Организационный момент.
Воспитатель:
- Я рада вас приветствовать на нашей второй беседе, посвящённой театру и всему тому, что с ним связано. А кто скажет, о чём вы узнали из нашей первой встречи?
Ответы детей:
- (об истории возникновения театра, значении слова «театр», и т. д.)
Воспитатель:
- Молодцы! Вы готовы продолжить путешествие?
Ответы детей:
- Да!
Игровая мотивация.
Воспитатель:
- Мы в прошлый раз вспоминали, какие у нас в городе есть театры. Кто скажет?
Ответы детей:
- … (Драматический театр имени Пушкина, Театр юного зрителя «Золотой ключик», кукольный театр «Марионетки», театр на ходулях, и т. д.)
Воспитатель:
- Правильно! А вот скажите, вы заметили, что все эти театры по разному называются – драматический, кукольный, детский?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Ну что же сегодня мы с вами начнём разговор о разнообразии театров и их жанров. Готовы к продолжению путешествия?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Кто даст команду на открытие занавеса?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Сегодня это сделает … (называет имя ребёнка). Командуй!
Ребё нок:
- Занавес! +
Воспитатель:
- Но перед тем, как откроется наш занавес, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
И по кругу проведем.
Быстро – быстро поморгаем
И немножечко потрем.
Глазки закрываем,
Медленно вдыхаем.
А на выдохе опять
Глазки заставляй моргать.
А сейчас расслабились
На места отправились.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель:
- Ну что ж, первым мы познакомимся с театром драмы! +
Вступительная беседа «Театр драмы».
+
Воспитатель:
- Драматический театр - один из основных видов театра. Он зародился еще в Древней Греции из обрядов, посвященных античным богам. +
+ Спектакль в современном театре драмы основан на литературном произведении - драме. В таком спектакле актеры используют в основном речь и мимику для выражения своих мыслей и эмоций. Но здесь могут быть и элементы танца, музыка и вокал (пение).
В драматическом театре три жанра : трагедия, драма и комедия. Трагедия - серьезная история с печальным концом. Драма - тоже серьезное произведение, но заканчивается обычно хорошо. Комедия - смешная история, которая заставляет зрителей не раз посмеяться над своими героями.
Ребята, а кто может назвать спектакли, которые вы смотрели в театре и определить их по жанру?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Молодцы!
Театр оперы и балета
Воспитатель:
+ - Следующий театр, о котором мы узнаем это Театр оперы и балета.
+ Театр оперы и балета объединяет, как следует из его названия, два вида искусства - оперу и балет. +
+ Опера это целое произведение, оно соединяет музыку и действие, происходящее на сцене. Здесь актеры не говорят, как люди в обычной жизни, а поют, чтобы выразить свои мысли и чувства. Опера - произведение серьезное, часто с печальным концом.
У оперы есть маленькая дочка - оперетта. Она ведёт своё происхождение от комической оперы 18 века, и в её основе лежит какая-нибудь смешная история. В опере все герои только поют, а в оперетте и поют, и танцуют, и разговаривают, и всё всегда заканчивается хорошо.
Оперетту хотя и называют дочкой, но она старше оперы. Ещё в античных спектаклях музыка и пение сопровождались танцами и пантомимой.
А вы хотите научиться отличать балет от оперы?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда слушайте!
Балет и опера - как брат и сестра. Они похожи, но при этом их невозможно перепутать.
Во-первых, у них общий дом.
Во-вторых, они делят общую сцену.
В-третьих, и оперу, и балет сопровождает симфонический оркестр.
Балет — очень красивый и при этом сложный танец на сцене. Это спектакль, показанный с помощью танца.
Термин «балет» появился в Италии конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать) и означал коротенький незатейливый танец, передающий определённое настроение. Такие танцы заполняли промежутки между действиями спектакля. Но постепенно сюжеты становились сложней и интересней, движения танцовщиц всё более оттачивались, появились правила исполнения. Именно тогда танец стал превращаться в балет.
Так, оперный театр объединяет несколько видов искусств: актерское мастерство, литература (либретто - история, которую нам рассказывают с помощью пения, музыка (оркестр, вокал (пение, танец (балетные номера, изобразительное и декоративное искусство (декорации и костюмы).
+ Оперный театр есть не в каждом городе и не в каждой стране. Но если есть, то это обязательно впечатляющее и великолепное здание, почти что дворец. +
А кто-то из вас был в театре оперы и балета?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- А как называлась постановка, которую вы смотрели?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- А у нас в Евпатории есть такой театр?
Ответы детей:
- (нет)
Воспитатель:
- Да, действительно, такого театра у нас в городе нет. А вы знаете, как называется и где находится самый знаменитый в России театр оперы и балета?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Это «Большой театр» в Москве! Слышали про такой?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Ну, что продолжим путешествие?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Но прежде, чем продолжить, давайте не много разомнемся.
Физминутка
«Мы идем в театр»
С тобой гуляем весело в театр мы идем!
Шагаем мы на месте и песенку поем.
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка.)
В театр мы идем.
(Шаги на месте)
Ля-ля-ля-ля,
(4 хлопка.)
Мы песенку поем.
(Шаги на месте.)
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. Предлагаю продолжить.
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
Воспитатель:
+ - Следующий вид театра, с которым я хочу вас познакомить это камерный театр. +
+ Камерный театр — это театр малых форм, маленький театр, который имеет свои особенности и преимущества по сравнению с классическим театром. Название «камерный» происходит от французского слова «chambre», что переводится как «комната». И действительно, спектакли в камерном театре играют не в большом зале, а в маленьком помещении, напоминающем обычную комнату. Да и зрителей там немного. В классическом театре может уместиться сразу несколько сотен, а то и тысяч зрителей. В камерном же не больше 100 человек. Так что обстановка в камерном театре почти домашняя. Здесь нет сцены на возвышении, сцена является продолжением зрительного зала, на ней нет таких больших и ярких декораций, как в обычном театре. В камерном театре зритель сам может стать участником пьесы. И поэтому спектакли в таком театре эмоционально более яркие, ведь зрители вовлечены в театральное действие. Стирается граница между зрительным залом и сценой. +
+ В камерном театре также может быть представлен камерный балет. Это небольшая балетная труппа, дающая более короткие по времени балетные выступления. Эти выступления, как и спектакли в камерном театре, менее торжественны и больше похожи на домашние. +
+ К камерному театру относят также и театр миниатюр. Отличается он от камерного тем, что спектакли в таком театре еще более короткие, лаконичные, рассчитанные на небольшую аудиторию. Как правило, пьесы в театре миниатюр носят комедийный или пародийный характер. +
Кто-нибудь из вас был в таком театре?
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- А давайте на несколько минут превратим нашу группу в такой камерный театр?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда сделаем следующее.
Игра «Самый наблюдательный»
Воспитатель:
- Сейчас выберем ведущего. Все остальные садятся на стулья, выставленные в ряд, и принимают различные позы. Ведущий внимательно смотрит, кто как сидит, кто во что одет, всё запоминает.
Потом ведущий выйдет из комнаты, а вы можете поменяться стульями, кофтами, майками, обувью, браслетами, сумочками и поменять своё положение на стуле.
Вошедший ведущий должен будет обнаружить изменения. Чем больше изменений увидит ведущий, тем он наблюдательный.
Потом назначим другого ведущего и так далее.
Смысл игры понятен?
Ответы детей:
- Да!
Воспитатель:
- Ну что начнём?
Ответы детей:
- Да!
Игру можно продолжать в зависимости от резерва времени, выделенного на занятие.
Воспитатель:
- Молодцы. Вы просто настоящие артисты. В эту игру можно играть очень долго, но, к сожалению, время на наше сегодняшнее путешествие «В мир театра» заканчивается.
Давайте ещё раз вспомним, с какими видами театров и жанров мы сегодня познакомились.
Ответы детей:
- …
Воспитатель:
- Хорошо. А нам пора сделать антракт и закрыть занавес. +