Марина Чермянина
Проект «Здоровьесберегающая среда как фундаментальная основа для становления правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Чермянина Марина Александровна
Проект
«Создание здоровьесберегающей среды как фундаментальной основы для становления правильной речи у дошкольников».
Тип проекта : педагогический.
Участники: педагоги, родители и дети.
Срок реализации: 1 год.
Проблема:
Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач дошкольного образования.
Публикация «Проект „Здоровьесберегающая среда как фундаментальная основа для становления правильной речи“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Речь является средством общения, выражения и формирования мыслей, т. е. служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребенка» (А. И. Сорокина). Овладевая этим сложным процессом, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.
В результате такой работы к четырем-пяти годам речь ребенка приближена к речи взрослого человека : чистое произношение звуков, богатый словарь, отсутствие или минимальное количество грамматических ошибок.
Однако, анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, у которых речевое развитие не соответствует возрастным нормам. Как правило, в первую очередь обращает на себя внимание неправильное произнесение звуков, которыми к данному возрастному периоду ребенок должен был овладеть. При отсутствии целенаправленной работы несовершенства детской речи закрепляются и постепенно начинают вызывать определенные неудобства и трудности контакта с окружающими. Поэтому своевременное устранение всевозможных речевых нарушений составляет одну из важных задач детского сада.
Фундаментом для становления правильной речи дошкольника является четкая и правильная работа всех органов, принимающих участие в речевом акте: артикуляционный аппарат, органы дыхания, головной мозг.
В первую очередь, чистота и внятность произношения звуков зависит от строения и подвижности языка, губ, челюстей, от умения человека чувствовать движения речевых органов. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Они становятся замедленными, вялыми, нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. Как следствие – страдает четкость произнесения звуков.
Речевые органы состоят из мышц, которые можно тренировать подобно мышцам рук, ног, спины. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Комплексы артикуляционной гимнастики подбираются в зависимости от того, какие звуки у ребенка нарушены. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке отсутствующих или дефектно произносимых звуков.
Не менее важной частью речи является дыхание. В отличие от физиологического, которое призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена, речевое дыхание является основой голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
Речевое дыхание - это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы.
У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает" конец слова или фразы.
3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова «Мы с мамой пой- (вдох) -дем гулять).
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием".
5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Регулярные игры и упражнения для развития дыхания обеспечивают не только ясную дикцию и четкое произнесение звуков, но и способствуют профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, гайморит, аденоиды, полипы носовой полости и др., часто являются причиной нарушения звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции. Поэтому дыхательным упражнениям в ДОУ необходимо уделять особое внимание.
Центральным речевым органом является головной мозг, точнее, его кора, которая регулирует работу других органов речи. Среди причин, которые вызывают те или иные речевые нарушения, специалисты выделяют функциональную незрелость речевых зон коры головного мозга.
Ускорить созревание речевых областей помогает целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук, поскольку двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом.
Исходя из вышеизложенного целью моей работы является создание здоровьесберегающей среды в ДОУ для формирования правильного речевого дыхания, развития мелкой моторики и совершенствования движений органов артикуляционного аппарата как основы правильного звукопроизношения.
Достижение цели возможно через реализацию следующих задач:
1. Подобрать и систематизировать материал по развитию речи дошкольников.
2. Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах использования здоровьесберегающих технологий для совершенствования развития речи детей.
3. Использовать разнообразные приёмы и методы в работе с воспитанниками над их речевым развитием.
Ожидаемый результат:
1) Разработаны и внедрены в практику речевые карты.
2) Дополнен и усовершенствован пакет дидактического материала для диагностики уровня усвоения программного раздела «Речевое развитие» детьми 5-6 лет.
3) Оформлен ряд авторских дидактических игр и пособий для развития речи детей дошкольного возраста;
4) Создана «копилка» методических разработок по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии речи старших дошкольников.
Возможные риски: нерегулярная посещаемость детьми детского сада по причине болезни или пр., низкий уровень заинтересованности отдельных родителей в вопросах речевого развития детей.
Используемые ресурсы: кадровый потенциал, ТСО
Организация взаимодействия
задачи Формы взаимодействия продукт
с детьми с педагогами с родителями
I этап. Подготовительно-организационный
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме. Разработка единых требований к созданию и оформлению речевых центров в группах.
2. Провести диагностическое обследование речевого развития детей и условий семейного воспитания. Консультирование по вопросам диагностики.
ПМПК Анкетирование Справка по результатам диагностики.
Список детей логопедической группы
3. Создать модель взаимодействия педагогов ДОУ и родителей. Определение форм работы. Ознакомление с планом работы на общем родительском собрании. План-схема взаимодействия специалистов родителей.
II этап. Опытно-практический
1. Организовать просветительскую работу по вопросам речевого развития дошкольников. Беседы, цикл занятий по ознакомлению с речевыми органами, охране их. Пед. совет: презентация проекта; доклад психолога по развитию психологической базы речи.
Консультации
Семинары-практикумы Создание родительского клуба.
Консультации. План проведения заседаний родительского клуба.
2. Внедрить методические разработки по использованию здоровьесберегающих технологий в развитии речи старших дошкольников. Включение упражнений на развитие дыхания, мелкой моторики, артикуляционного аппарата в занятия Консультирование, контроль Родительский клуб. Картотеки, методические материалы и пособия
IV. Аналитический
4. Отследить динамику речевого развития детей. Диагностическое обследование, просмотр и анализ утренников Консультирование по вопросам диагностики Сообщение на родительском собрании Справка по итогам диагностики
Трансляция проекта : публикации в газете детского сада; размещение информации на сайте детского сада.
Дальнейшее развитие проекта : продолжение начатой работы с детьми подготовительной группы.