Ольга Дрыгина
Здоровьесберегающая среда в ДОУ. Быть здоровыми-наше право
▼ Скачать + Заказать документы
В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников»
На основании этого закона в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья наших воспитанников. В основе этих мероприятий лежат здоровьесберегающие технологии.
Публикация «Здоровьесберегающая среда в ДОУ, Быть здоровыми-наше право» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ- это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьсберегающих технологий : формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.
Задачи здоровьесберегающих технологий :
- Формировать здоровьсберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;
-Создавать психологически комфортную среду в группах;
- Обогащать эмоциональную сферу положительных эмоций;
- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;
- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие поведение.
Актуальность здоровьесберегающих технологий : жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий :
1. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
2. Формирование навыков здорового образа жизни.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
-приобщение детей к физической культуре
-использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
1. Медико-профилактические технологии.
2. Социально-психологические.
3. Валеологическое просвещение родителей.
4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
5. Физкультурно-оздоровительные технологии.
1. Медико-профилактические:
Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.
Задачами являются:
-Мониторинг здоровья
-Организация профилактических мероприятий
-Рациональное питание
-Рациональный режим дня
-Здоровьесберегающая среда
-Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН
2. Социально-психологические технологии:
Задача этой деятельности- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.
-Сказкотерапия
-Релаксация (Релаксационное растягивание- обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую, спокойную музыку; Напр. «Надуй шарик», «Гвоздик»,и другие. Мышечная релаксация перед сном- проводится в сочетании с воздушными ваннами; Напр. Упражнения на расслабление мышц рук, ног,живота ;самомассаж лица и шеи; общая релаксация.)
-Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
3. Образовательные технологии:
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольника. Цель ее- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
- «Физическое развитие»
-«Социально-коммуникативное»
4. Валеологическое просвещение родителей:
Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:
-Дни открытых дверей
-Консультации
-Информация для стендов
-Памятки
-Презентации и т. д.
5. Физкультурно-оздоровительные технологии :
Задачами этих технологий являются:
-развитие физических качеств;
-контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
-воспитание привычки повседневной физической активности;
-оздоровление средствами закаливания;
-Спортивные праздники («В гостях у королевы Простуд», «Путешествие в страну правил дорожного движения»).
-Подвижные и спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой и средней степени подвижности. Они способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.
-Физкультурным занятиям в нашем дошкольном учреждении придается особое значение. Проводятся 3 раза в неделю. (Один раз на улице.) Физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отнощению к неблагоприятным факторам внешней среды.
-Динамические паузы - во время занятия, 2-5мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Напр. Зрительная гимнастика выполняется эмоционально и носит игровой характер:
«Часы» «Катаемся на машинах»
Наши часики глаза Мы ребята не зевали
Водят взгляд туда-сюда Глаза по кругу побежали
Ходят влево, ходят вправо Остановка и опять
Не устанут никогда. В другую сторону бежать
Дыхательная гимнастика выполняется не более 5-10 минут каждый день, в хорошо проветриваемых помещениях ; заниматься лучше до завтрака или после ужина. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Напр. «Лыжник»(в течение 2 мин. Имитируем ходьбу на лыжах, выдыхая, произносим «м-м-м»); «Снег и ветер»(Кусочки ваты раскладываем на стол,имитируя снег, и ребенку предлагаем дуть) «Волшебная бабочка»
Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Напр. «Зимняя прогулка»
Физкультминутка
Вот под елочкой зеленой
(Встали.)
Скачут весело вороны:
(Прыгаем.)
Кар-кар-кар!
(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Целый день они кричали,
(Повороты туловища влево-вправо.)
Спать ребятам не давали:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Кар-кар-кар!
(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают
(Машут руками как крыльями.)
И все вместе засыпают:
(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Кар-кар-кар!
(Тихо.)
(Хлопки над головой в ладоши.)
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Гимнастика проводится босиком, в хорошо проветриваемом зале. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Она постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение,
помогает развитию правильной осанки.
Утренняя гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы вставать.
Ну-ка, быстро – не ленись,
На зарядку становись!
Раз, два, три, четыре –
Руки выше! Ноги шире!
И наклон туда – сюда,
Закаливающие процедуры проведению, которым уделяется особое внимание в режиме дня. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
Закаливание-это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых распираторных заболеваний.
При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использовать естественные природные условия. Это- воздух и вода.
Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны,прогулки) является более слабым раздражителем, чем вода (обливание, обтирание). Поэтому закаливающие процедуры могут проводится дольше, чем закаливание водой.
Воздушное закаливание:
- одностороннее проветривание помещения;
- хождение босиком (до кроватки, на утренней гимнастики);
- прогулки;
- гимнастика после сна;(дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений. Они выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений: ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и выполняют ряд произвольных закаливающих упражнений.)
Закаливание водой:
-мыть рук перед едой, мытье ног перед сном;
-обливание рук до локтя и интенсивное обтирание полотенцем;
- обливание ног;
- полоскания рта и горла.
Температура воды при этом должна быть различной, в зависимости от цели ее использования (чисто гигиеническое или закаливающее мероприятие). При гигиеническом и общем воздействии вода должна быть относительно теплой, при местных закаливающих воздействий- прохладной или даже холодной.
В связи с недостаточным показателем снижения заболеваний мы стали использовать
следующий метод закаливания, который был отмечен высокой эффективностью:
- перед сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек. и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается холодная вода, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Температура воды изменяется по сезонам года от +13 до +18 С в теплое и от +6 до +10С в холодное время года. К использованию такого метода нужно подходить дифференцированно т. е. учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояния его здоровья, эмоциональный настрой.
Принципы закаливания:
- постепенность
-систематичность
-индивидуальный подход
-положительные эмоции.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.