Лучший педагог года

Здоровьесберегающая среда в ДОУ. Быть здоровыми-наше право

Ольга Дрыгина
Здоровьесберегающая среда в ДОУ. Быть здоровыми-наше право
▼ Скачать + Заказать документы

В России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников»

На основании этого закона в нашем дошкольном учреждении проводятся мероприятия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья наших воспитанников. В основе этих мероприятий лежат здоровьесберегающие технологии.

Публикация «Здоровьесберегающая среда в ДОУ, Быть здоровыми-наше право» размещена в разделах

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ- это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьсберегающих технологий : формировать осознанное отношение к соблюдению культурно-гигиенических и здоровьесберегающее поведение в повседневной жизни, эмоциональное благополучие, социальные навыки и уверенность в себе.

Задачи здоровьесберегающих технологий :

- Формировать здоровьсберегающее и здоровьеукрепляющее поведение в специально созданных и жизненных ситуациях;

-Создавать психологически комфортную среду в группах;

- Обогащать эмоциональную сферу положительных эмоций;

- Развивать дружеские взаимоотношения через игру и общение в повседневной жизни;

- Уметь объяснять, выражая в речи, свое здоровьесберегающие и здоровьеукрепляющие поведение.

Актуальность здоровьесберегающих технологий : жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Результативность внедрения здоровьесберегающих технологий :

1. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

2. Формирование навыков здорового образа жизни.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :

-приобщение детей к физической культуре

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:

1. Медико-профилактические технологии.

2. Социально-психологические.

3. Валеологическое просвещение родителей.

4. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

5. Физкультурно-оздоровительные технологии.

1. Медико-профилактические:

Медико-профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств.

Задачами являются:

-Мониторинг здоровья

-Организация профилактических мероприятий

-Рациональное питание

-Рациональный режим дня

-Здоровьесберегающая среда

-Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН

2. Социально-психологические технологии:

Задача этой деятельности- обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье.

-Сказкотерапия

-Релаксация (Релаксационное растягивание- обеспечивает оптимальную работу мышц, разгрузку позвоночника, снятие динамического напряжения. проводится между занятиями познавательного и продуктивного типа, под тихую, спокойную музыку; Напр. «Надуй шарик», «Гвоздик»,и другие. Мышечная релаксация перед сном- проводится в сочетании с воздушными ваннами; Напр. Упражнения на расслабление мышц рук, ног,живота ;самомассаж лица и шеи; общая релаксация.)

-Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений) направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.

3. Образовательные технологии:

Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья дошкольника. Цель ее- сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

- «Физическое развитие»

-«Социально-коммуникативное»

4. Валеологическое просвещение родителей:

Задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ:

-Дни открытых дверей

-Консультации

-Информация для стендов

-Памятки

-Презентации и т. д.

5. Физкультурно-оздоровительные технологии :

Задачами этих технологий являются:

-развитие физических качеств;

-контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

-воспитание привычки повседневной физической активности;

-оздоровление средствами закаливания;

-Спортивные праздники («В гостях у королевы Простуд», «Путешествие в страну правил дорожного движения»).

-Подвижные и спортивные игры- как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой и средней степени подвижности. Они способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности.

-Физкультурным занятиям в нашем дошкольном учреждении придается особое значение. Проводятся 3 раза в неделю. (Один раз на улице.) Физические упражнения способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отнощению к неблагоприятным факторам внешней среды.

-Динамические паузы - во время занятия, 2-5мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Напр. Зрительная гимнастика выполняется эмоционально и носит игровой характер:

«Часы» «Катаемся на машинах»

Наши часики глаза Мы ребята не зевали

Водят взгляд туда-сюда Глаза по кругу побежали

Ходят влево, ходят вправо Остановка и опять

Не устанут никогда. В другую сторону бежать

Дыхательная гимнастика выполняется не более 5-10 минут каждый день, в хорошо проветриваемых помещениях ; заниматься лучше до завтрака или после ужина. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания. Напр. «Лыжник»(в течение 2 мин. Имитируем ходьбу на лыжах, выдыхая, произносим «м-м-м»); «Снег и ветер»(Кусочки ваты раскладываем на стол,имитируя снег, и ребенку предлагаем дуть) «Волшебная бабочка»

Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени. Напр. «Зимняя прогулка»

Физкультминутка

Вот под елочкой зеленой

(Встали.)

Скачут весело вороны:

(Прыгаем.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Целый день они кричали,

(Повороты туловища влево-вправо.)

Спать ребятам не давали:

(Наклоны туловища влево-вправо.)

Кар-кар-кар!

(Громко.) (Хлопки над головой в ладоши.)

Только к ночи умолкают

(Машут руками как крыльями.)

И все вместе засыпают:

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)

Кар-кар-кар!

(Тихо.)

(Хлопки над головой в ладоши.)

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Гимнастика проводится босиком, в хорошо проветриваемом зале. Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Она постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение,

помогает развитию правильной осанки.

Утренняя гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы вставать.

Ну-ка, быстро – не ленись,

На зарядку становись!

Раз, два, три, четыре –

Руки выше! Ноги шире!

И наклон туда – сюда,

Закаливающие процедуры проведению, которым уделяется особое внимание в режиме дня. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая нами система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.

Закаливание-это важное условие предупреждения охлаждения организма и профилактики острых распираторных заболеваний.

При закаливании дошкольников круглый год максимально должны использовать естественные природные условия. Это- воздух и вода.

Как известно, воздействие воздуха (воздушные ванны,прогулки) является более слабым раздражителем, чем вода (обливание, обтирание). Поэтому закаливающие процедуры могут проводится дольше, чем закаливание водой.

Воздушное закаливание:

- одностороннее проветривание помещения;

- хождение босиком (до кроватки, на утренней гимнастики);

- прогулки;

- гимнастика после сна;(дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки, лежа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений. Они выполняются из разных положений: лежа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений: ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Затем все переходят из спальни в хорошо проветренную групповую комнату и выполняют ряд произвольных закаливающих упражнений.)

Закаливание водой:

-мыть рук перед едой, мытье ног перед сном;

-обливание рук до локтя и интенсивное обтирание полотенцем;

- обливание ног;

- полоскания рта и горла.

Температура воды при этом должна быть различной, в зависимости от цели ее использования (чисто гигиеническое или закаливающее мероприятие). При гигиеническом и общем воздействии вода должна быть относительно теплой, при местных закаливающих воздействий- прохладной или даже холодной.

В связи с недостаточным показателем снижения заболеваний мы стали использовать

следующий метод закаливания, который был отмечен высокой эффективностью:

- перед сном дети босиком проходят по гигиеническим коврикам, затем в течение 5 сек. и более (в зависимости от желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается холодная вода, вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой простыней, и ложатся в постель. Температура воды изменяется по сезонам года от +13 до +18 С в теплое и от +6 до +10С в холодное время года. К использованию такого метода нужно подходить дифференцированно т. е. учитывать индивидуальные особенности ребенка, состояния его здоровья, эмоциональный настрой.

Принципы закаливания:

- постепенность

-систематичность

-индивидуальный подход

-положительные эмоции.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Быть здоровыми хотим!»Фотоотчет «Быть здоровыми хотим!» Здравствуйте, уважаемые друзья! Одной из главных задач нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей,создание условий.

Быть здоровыми хотим!Быть здоровыми хотим! Здравствуйте, дорогие мои коллеги и друзья! Рада приветствовать Вас на своей страничке! Не секрет, что быть здоровыми хотят все! А все ли.

Досуг «Быть здоровыми хотим» Цель: укреплять и охранять здоровье детей; формировать потребность в соблюдении навыков гигиены; дать представление о ценности здоровья,.

Конспект занятия в средней группе «Учимся быть здоровыми» Конспект занятия в средней группе на тему: «Учимся быть здоровыми». Цель: формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни.

Проект «Быть здоровыми хотим!» 2 младшая группа Паспорт проекта Тема: «Быть здоровыми хотим!" Вид проекта: Информационный Тип проекта: Творческо-познавательный Срок реализации: с16.04.2014.

Проект «Быть здоровыми хотим!» ТЕМА: ”Быть здоровыми хотим!“ Тип проекта :познавательно –игровой Участники проекта :воспитатели,дети второй младшей группы и их родители.

Проект «Быть здоровыми хотим!» Паспорт проекта «Быть здоровыми хотим!» Автор: Никитина Ольга Владимировна. Тип проекта: Тип проекта: информационнно - практико-ориентировачный.

Проект «Быть здоровыми хотим» Паспорт проекта Тема: Быть здоровыми хотим Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный. Сроки проведения: с 13 апреля по 17 апреля.

Проект «Быть здоровыми хотим!» Аннотация Проект представляет собой систему мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы,.

Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе «Быть здоровыми хотим» Проект по здоровьесбережению в подготовительной группе «Быть здоровыми хотим» Автор: Беляева Е. А. Актуальность В последние годы детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающая среда в ДОУ. Быть здоровыми-наше право
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 19:50
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающая среда в ДОУ. Быть здоровыми-наше право» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Дрыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД