Оксана Мальцева
Консультация для родителей «Фонематический слух — основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский вестник
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ОСНОВА ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки. Из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Публикация «Консультация для родителей „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры на развитие фонематического слуха
• Игра «Угадай кто? (что)» Предложите детям детям послушать звуки за окном: Что шумит? (деревья, Что гудит? (автомашина, Кто кричит? (мальчик, и т. д.
• Покажите ребенку 2-х игрушечных зайцев – большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у кого много сил, - громко, сильно, и как маленький – тихо. Затем закройте игрушку ширмой и за ней воспроизводите то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать и показать, который из зайцев только что играл. Эту игру можно разнообразить, заменяя зайцев куклами разной величины, обезьянками и т. д.).
• Игра «Что звучит?» Расставьте на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стуча карандашом о стакан, гремя коробкой с кнопками, погремушкой, предложите ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрыть предметы ширмой, а ребенок отгадывают, что звенит или гремит. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать.
• Игра «Три медведя» Выставляет перед ребенком 3-х медведей (игрушки или картинки) : большого, среднего, маленького. Затем рассказывает сказку «Три медведя» (в сокращённом варианте, произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним, то высоким голосом. Ребенок угадывает медведя.
• Игра "Слушай и повторяй"
Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2-х—3-х слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.
• Игра «Хлопни», «Подними флажок» или любой другой сигнал. Взрослый показывает картинку и громко, чё тко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, ты хлопнешь те в ладоши. Затем педагог показывает следующую картинку и называет: «Бумага – тупага – пумага – бумака»., и т. д. Услышав «неверное» слово ребенок должен хлопнуть в ладоши, поднять руку, топнуть или поднять любой сигнал ( например: кружок, флажок).
• ИГРЫ «Хлопни («Топни», «Подними флажок», «Подними сигнал», «Подними букву») "Кто самый внимательный?". Взрослый называет ряд звуков (слогов, а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши, поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.
в ряду слогов;
-а, у, о, ы, у, и, а
- рама, нос, рыба, рыбак, шапка, сани, рак, книга и т. д.
• Игра «Кто больше?» Придумать слова с данным звуком.
• Игра «Разведчики» Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
• Игра «Зоркий глаз» По сюжетной картинке назвать слова с изучаемым звуком.
Назвать игрушки, животных, фрукты, растения и т. д. с данным звуком.
• Игра «Пропускаем мы во двор слов особенных набор».
Педагог предлагает детям изобразить ворота: ладони к лицу, соединить средние пальцы, большие с обеих сторон вверх. Взрослый объясняет, что во двор мы будем «пропускать» только слова с данным звуком. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг к другу, если слышат в слове заданный звук.
• Игра «Мяч не трогать иль поймать - постарайтесь отгадать. "
Взрослый предлагает ребенку ловить мяч, если в слове есть заданный звук, либо прятать руки за спину, если звука в слове звука не окажется (либо отбить мяч).
• Игра «Внимательные ушки»
Взрослый читает рассказ, а дети запоминают слова с изучаемым звуком.
• Игра "Какие подарки принес Буратино"
В волшебном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.
• Игра «Бусы»
После слов ведущего:
Рассыпались бусы.
Мы их соберем,
Нанижем на нитку
И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов, например:на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука —. на звуки
Учитель-логопед: О. В. Мальцева