Елена Чаус
Проект средней продолжительности «Защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Постановка проблемы и ее актуальность:
Во все времена любовь к Родине, патриотизм в Российском государстве были чертой национального характера. На Руси всегда были в почете солдаты, несущие воинскую службу. Главными героями былин являлись богатыри – мужчины, защищавшие женщин и детей. Множество сказок, пословиц, поговорок и песен сложено о русском солдате. Былинных, сказочных, живущих и несущих действительную службу героев армии знает вся страна. И, конечно же, большинство детей хотят быть похожими на них: смелыми, храбрыми, сильными, способными преодолеть любые трудности и преграды на своем пути. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви, стремление быть похожими на этих героев и защитников Родины, ибо родная земля и накормит и напоит, и удивит своей красотой человека. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому, защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.
Публикация «Проект средней продолжительности „Защитники Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Проекты, планы к 23 февраля
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребенка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины священным долгом.
Этот проект – подходящий повод рассказать дошкольникам, что такое смелость и отвага, привить любовь к своей стране, воспитать патриотов с чувством гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских воинов. Это отличная возможность воспитать чувство уважения к народу, армии, Родине. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей Отчизны.
Цель проекта : формирование и развитие личности дошкольника, обладающей качествами гражданина и патриота.
Задачи проекта :
• систематизировать, расширить и обобщить знания детей о Российской армии, родах войск, военной технике;
• закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время;
• приобщить детей к лучшим образцам народного и литературного творчества героико-патриотического содержания;
• формировать представления об отечественных традициях и праздниках;
• формировать представления детей о здоровом образе жизни;
• развивать интерес детей к истории родного Отечества, к истории формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности;
• развивать у дошкольников чувство патриотизма, гордости за своих пап и дедушек;
• развивать физические качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту;
• развивать и обогащать речь дошкольников, эрудицию и интеллект;
• воспитывать уважение к российскому воину, его силе и смелости; любовь к Родине;
• приобщать детей к коллективному творчеству;
• вызывать желание и потребность изготовить подарок для папы или дедушки;
• активно привлекать родителей к патриотическому воспитанию детей;
• воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению;
• активизировать развитие познавательно-речевых способностей воспитанников через реализацию методов проекта;
• развивать коммуникативные навыки детей;
• обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
• развивать партнерские отношения между семьями воспитанников и детским садом.
Сроки реализации: 1-29 февраля 2016г.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, групповой, средней продолжительности.
Участники проекта : дети (5-6 лет, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Автор и руководитель проекта : воспитатель Чаус Е. В.
Планируемые результаты:
• Формирование нравственных личностных качеств: отзывчивости, справедливости, смелости, взаимопомощи, толерантности.
• Формирование устойчивого интереса к армии, уважения к защитникам Отечества, любви к Родине.
• Повышение социальной компетентности дошкольников.
• Пополнение словарного запаса.
• Реализация потребности детей в продуктивных видах деятельности.
• Формирование творческих детско-родительских отношений.
• Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ, ориентирование на развитие у ребенка потребности к познанию и общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
• Осуществление педагогами инновационной деятельности, повышение профессионального уровня.
План работы по реализации деятельности. Мероприятия. Формы работы:
1. Подготовительный этап
• Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме.
• Диагностика знаний детей по теме «Защитники Отечества».
• Изучение и подбор методической литературы, оформление информационных уголков.
• Подбор литературных и музыкальных произведений, пословиц и поговорок, загадок по данной тематике.
• Подбор иллюстративного тематического материала (репродукции, картинки, фотографии, плакаты, презентации).
• Разработка плана проектной деятельности на тему «Защитники Отечества».
• Создание ситуаций, провоцирующих детей на проявление смелости, решительности, взаимовыручки.
• Обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
2. Основной этап
Работа с детьми:
1-5 февраля – «Богатыри земли русской» :
• Оформление в центре патриотического воспитания тематической выставки «Защитники Отечества».
• Беседы: «С чего начинается Родина?», «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Богатыри земли русской», «В здоровом теле – здоровый дух».
• Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей.
• Тематическая выставка художественной литературы в книжном уголке.
• Чтение пословиц и поговорок о силе, мужестве и доблести, отгадывание загадок.
• Чтение былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (с. 20, «Никита Кожемяка» (с. 55) – Книга для чтения в детском саду и дома. 5-7 лет; «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» (отрывок) (с. 38) – Волшебный клубочек.
• Рассказывание русской народной сказки «Финист – Ясный сокол».
• Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди»; И. Никитин «Русь» (с. 526) – Хрестоматия для дошк. (№2).
• Заучивание наизусть: М. Исаковский «Наша страна» (с. 527) – Хрестоматия для дошкольников (№2).
• Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри».
• Словесные игры: «Скажи и объясни (богатырское снаряжение)», «Если бы я был богатырем…», «Назови богатыря».
• Придумывание сказки о богатырях.
• Подвижные игры: «Проскачи на коне», «Перетяни канат», «Кольцеброс», «Попади в мишень».
• Постройка крепости из снега.
• Прослушивание песни «Богатырская сила» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова).
• Просмотр мультфильмов о былинных богатырях.
• Пластилинография «Богатырь».
• Открытый показ НОД «Русские богатыри».
8-12 февраля – «Защитники Отечества» :
• Беседы: «Защитники земли русской. Князья Александр Невский и Дмитрий Донской», «Защитники земли русской. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский», «Защитники земли русской. Царь Петр I», «Защитники земли русской. Непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов», «О мужестве и храбрости», «Недаром помнит вся Россия (Отечественная война 1812г.)».
• Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине, солдатской доблести и взаимовыручке.
• Раскрашивание формы солдат Отечественной войны 1812г.
• Конструирование: «Крепость»
• Чтение художественной литературы: М. Ю. Лермонтов «Бородино», Г. -Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывки).
• Дидактические игры: «Назови правильно (богатырское снаряжение)», «Закончи предложение (защитники земли русской)».
• Подвижные игры: «Кто дальше?», «Кто быстрее?», «Пройди, не замочив ног».
• Прослушивание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Г. Свиридов «Военный марш», Д. Шостакович «Марш».
• Открытый показ НОД «Защитники Отечества. Александр Невский».
15-19 февраля – «Российская армия» :
• Беседы: «Что нужно для того, чтобы стать храбрым солдатом, отважным моряком, смелым летчиком», «Памятники героям, защищавшим свою страну», «Состав российской армии», «Кого награждают медалями и орденами?», «Как важно быть здоровым», «Вредные привычки».
• Ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме.
• Знакомство с пословицами и поговорками о войне, Родине и героизме, их обсуждение и заучивание (выборочно).
• Разгадывание тематических загадок.
• Пополнение «Альбома Славы» и рассказывание о членах семьи, служивших в армии.
• Чтение и обсуждение произведений: С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», А. Н. Толстой «Курган», С. Михалков «Победа», С. Алексеев «Последний штурм», К. Симонов «Сын артиллериста», Л. Кассиль «Твои защитники» (главы) (с. 43) – Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, З. Александрова «Родина» (с. 528) – Хрестоматия для дошкольников (№2).
• Рассматривание репродукций картин П. А. Кривоногова «Защитники Брестской крепости», «Победа»; М. И. Самсонова «Сестрица»; А. И. Лактионова «Письмо с фронта».
• Рассматривание плаката «Родина-мать зовет!» (И. Тоидзе) и прослушивание песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача (дети выясняют, что между ними общего).
• Прослушивание музыкальных произведений по теме: «Катюша» (муз. М. Блантер, сл. М. Исаковский, «День Победы» (муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов, «Юнги» (муз. Е. Шмаков, «Яблочко» (муз. Р. Глиэр, «Три танкиста» (муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкин, «Священная война» (муз. А. В. Александров, сл. В. И. Лебедев-Кумач, «День Победы» (Д. Тухманов).
• Дидактические игры: «Собери открытку (военная техника)», «На суше, в воздухе, в воде», «Запомни картинки», «Отвечай быстро», «Что лишнее», «Кому что нужно для работы», «Что делали, покажем».
• Сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Моряки», «Летчики», «Корабль», «Пограничники», «Бой на море».
• Подвижные игры: «Стенка-мишень», «Снайперы», «Самолеты», «Кто скорее добежит до флажка», «Попади мешочком в круг».
• Продуктивная деятельность : «Наша армия родная» (рисование).
• Изготовление подарков для пап и дедушек.
• Выставка детско-родительских рисунков «Защитники Отечества».
22-29 февраля – «23 февраля – День защитника Отечества» :
• Беседы: «23 февраля – День защитника Отечества», «Мой папа», «Наша армия», «Страшное слово «война», «Что такое подвиг?», «Родина и ее герои».
• Рассматривание иллюстраций о Российской армии, армейских фотографий разных лет, фотографий членов семьи, служивших в армии.
• Ситуативные тематические беседы.
• Речевые игры: «Скажи иначе» (воин-боец-солдат-командир, «Подбери нужное слово» (бесстрашный, героический, мужественный, «Обозначь профессию» (танкист, парашютист, ракетчик, разведчик).
• Тематическая выставка художественной литературы в книжном уголке «Они сражались за Родину».
• Самопрезентация детьми своей страницы в Альбоме Славы.
• Чтение и обсуждение произведений: С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» (с. 63) – Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста, С. Маршак «Мы военные» (с. 151) – Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста.
• Слушание песен о войне: «Наша армия» (сл. Э. Ханок, муз. И. Резник, «Пусть всегда будет солнце» (сл. Л. Ошанин, муз. А. Островский).
• Дидактические игры: «Слушай команду», «Что нужно моряку, пограничнику, летчику?», «Угадай по описанию».
• Игры с крупным конструктором: «Гараж для военной техники», «Застава», «Самолет».
• Творческие игры: «Военные действия», «У матросов нет вопросов», «Шпионы и воины», «Репетиция хора солдатской песни», «Часовой».
• Подвижные игры: «Кто быстрее?», «Встречные перебежки», «Попади в цель», «Кто дальше бросит мешочек», «Быстрей по местам», «Самолеты», «Снайперы».
• Продуктивная деятельность : «Военная техника» (лепка, «Матрос с сигнальными флажками» (аппликация).
• Фотовыставка «Мой замечательный папа».
• Выставка детско-родительских рисунков «Своим папой я горжусь».
• Акция «Поздравляем!» – вручение подарков папам и дедушкам.
• Развлечение «Бравые солдаты».
Работа с родителями:
• Рекомендовать родителям:
- рассмотреть вместе с детьми семейные фотографии, альбомы, поговорить об увиденном;
- совместный просмотр фильмов о защитниках Отечества;
- побеседовать с детьми на темы: «Защитники земли русской», «Наша Родина – Россия», «Зачем нужна армия?», «Кто служит в армии?», «Как я служил в армии», «Почему я люблю свою страну», «Зачем нужно быть здоровым и сильным?»;
- рассказать детям о том, кто в их семье сражался за Родину во время Великой Отечественной войны, кто служил в армии;
- стимулировать желание детей больше узнать о своей семье и членах семьи, участвовавших в войне;
- разучить с детьми стихотворения, пословицы и поговорки на военную тематику;
- почитать детям о героях – защитниках Родины (сказки, рассказы, былины, стихотворения);
- посетить с ребенком краеведческий музей, памятные места города;
- возложить цветы к Вечному огню.
• Предложить принять участие:
- в пополнении Альбома Славы;
- в выставках детско-родительских рисунков «Защитники Отечества» и «Своим папой я горжусь»;
- в фотовыставке «Мой замечательный папа».
• Привлечь родителей к участию в книжной выставке, сборе фотографий, пополнении центра патриотического воспитания.
• Оформление информационных уголков для родителей и папки-передвижки «Защитники Отечества».
• Консультации для родителей: «Подарок для защитника Отечества», «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «День защитника Отечества в семье», «История праздника День защитника Отечества», «Празднуем День защитника Отечества дома».
• Участие в совместном с детьми развлечении «Бравые солдаты».
3. Заключительный этап
• Пополнение Альбома Славы.
• Открытый показ НОД «Русские богатыри».
• Открытый показ НОД «Защитники Отечества. Александр Невский».
• Выставки детско-родительских рисунков «Защитники Отечества» и «Своим папой я горжусь».
• Фотовыставка «Мой замечательный папа».
• Развлечение «Бравые солдаты».
• Публикация на сайте ДОУ информации о реализации проекта.
Результаты работы. Выводы:
У детей сформированы представления о России, как о родной стране, о социокультурных ценностях нашего народа и о его истории.
Расширились представления детей о подвигах защитников Отечества, о жизни народа в военное время, о российской армии – надежной защитнице нашей Родины.
Дети проявляют любовь и уважение к ветеранам и пожилым людям, членам семьи, гордятся ими, оказывают посильную помощь.
Формируются нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину и гордость за свой народ. Дети стремятся быть похожими на смелых и отважных защитников Отечества.
Расширились знания детей о военной технике, родах войск, о людях военных профессий. Развиваются познавательно-речевые способности и коммуникативные навыки детей.
Сформирована потребность в здоровом образе жизни, стремление быть сильными, выносливыми, ловкими, чтобы, став взрослыми, быть надежными защитниками своего Отечества.
Реализована потребность детей в продуктивных видах деятельности.
Сформированы и гармонично развиваются творческие детско-родительские отношения.
Повысилась педагогическая компетентность родителей.
Установились доверительные партнерские отношения между родителями и педагогами.