Дементей Татьяна
Проект «Занимательные игры «Дары Фребеля»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ___«Детский сад №9 «Родник»___
Долгосрочный творческий проект
«Занимательные игры «Дры Фребеля»
2022-2023
Воспитатель: Дементей Т. А
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности – через игру, и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей:
Публикация «Проект „Занимательные игры „Дары Фребеля“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2022
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
ФГОС ДО определяет развивающую предметно – пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа. Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Актуальность проекта :
От «диктующей педагогики» - к современной педагогике развития, педагогике творчества и свободы…
Согласно новому ФГОС ДО, современной дошкольной педагогике необходимо обеспечить:
- формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержку инициативы детей в различных видах деятельности.
ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как на «человека играющего», поэтому многие методики будут переводиться на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент соседствует с игровой оболочкой.
Для введения в практику работы с дошкольниками инновационных методик и технологий, наш коллектив избрал практику Федерика Фребеля :
– дидактические материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»,
Цель проекта : Показать, что игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности. Доказать, что игра для ребёнка — влечение, инстинкт; основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она — его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.
Задачи проекта :
- формирование познавательного интереса у детей;
- сотрудничество детей и взрослых в разных видах деятельности;
- развивать у детей способность наблюдать, развивать пространственное мышление, сенсорное восприятие, а также способствовать развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно-моторной координации.
- играя с детьми, знакомить их с геометрическими фигурами и телами; числами; учить сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять последовательности, вычитать - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
- способствовать ускорению процесса развития у дошкольников - простейших логических структур мышления и математических представлений. Помочь детям успешно овладеть, в дальнейшем, основами математики и информатики.
Участники проекта :
Дети младшей группы, родители, воспитатели,
Сроки реализации проекта – сентябрь-май 2022-2023 учебный год.
Этапы реализации проекта :
I этап - организационный (сентябрь – октябрь 2022 – 2023 учебного года) : разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с инновационным проектом.
II этап – внедренческий, этап реализации проекта (ноябрь 2022года – апрель 2023 года) :
осуществление мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
обновление содержания организационных форм, методов, педагогических технологий;
вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
III этап — рефлексивно – обобщающий (результативный) (май 2023 года) : реализация всех запланированных программ, мероприятий;
анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в инновационном проекте;
информационно – аналитическая деятельность;
обобщение и тиражирование положительного опыта, результатов деятельности в рамках реализации проекта.
Для реализации эксперимента:
- в мае 2022 года приобрели дидактический набор «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», который используется в работе с детьми.
Планируемые результаты:
1. Повышение качества образования в дошкольном учреждении и уровня квалификации педагогов к концу реализации проекта;
Содержание проекта :
Направления работы
/
Образовательные области развития Задачи образовательной деятельности по ФГОС Средства обучения
Познавательное развитие
Развитие любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий, самостоятельности, целенаправленности… Образовательные материалы и «Дары Ф. Фребеля»
Речевое развитие Обогащение активного словаря, развитие связной диалоговой и монологической речи, развитие речевого творчества и интонационной культуры речи Игровые наборы Ф. Фребеля :
Серия «Сказочный мир»; «Праздники»; «Мода и костюм»;
«Эксперимент»; «Красота вокруг нас» и др.
Социально - коммуникативное развитие Развитие социального и эмоционального интеллекта, готовности к совместной деятельности Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками
Художественно-эстетическое
развитие
Формирование начал изобразительной деятельности
Становление эстетического отношения к окружающему миру.
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Различные техники рисования, рисование на песке
Прокалывание, выкладывание, составление узоров,
конструирование из бумаги (оригами, аппликации.
Работа креативной мастерской.
Физическое развитие Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементами, нормами и правилами. Игровые наборы Ф. Фребеля
«Развивайтесь с нами, развивайтесь сами»
«Движение и покой»
Перспективное планирование игровой деятельности
с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Сентябрь
Модуль
«Вот и осень пришла» Вязаные мячики
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию движений
№ набора:1
Домик для листика
Цель: Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку)
№ набора:3-5 Одень дерево
Цель: Учить из плоскостных фигур наряжают дерево
№ набора:7 Осенняя поляна
Цель Развивать сенсомоторное развитие ребёнка, определять форму цвет и т. д
№ набора:12
Октябрь
Модуль
«Собираем урожай» Мой дом, мой город
Цель: Формирование представлений о родном городе, о доме
№ набора:7 9 8 Соберём урожай
Цель: Различать по цвету, по форме на ощупь
№ набора:10 14 Что такое осень
Цель: Учить детей видеть основные цвета осени
№ набора:10 8 7 Угадай по описанию
Цель: Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру
№ набора:2
Ноябрь
Модуль «В мире фигур» Чего не стало
Цель: Развивать у детей анализировать и сравнивать предметы по форме
№ набора:7 В гости к белочке
Цель: Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны
№ набора:7 8 10 В мире фигур
Цель: Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность
№ набора:5 7 Сказочный человечек
Цель: Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму цвет размер
№ набора:6 8 11
Декабрь
Модуль
«Зимние фантазии» Едем, едем в гости
Цель: Познакомить с видами транспорта, развивать интерес к совместным играм
№ набора:4 5 6 7 Волшебный мешочек
Цель: Развивать сенсорные навыки и расширение кругозора, мышления, внимания
№ набора:5 Зимние фантазии
Цель: Учить детей составлять различные фигуры, развивать фантазию воображение
№ набора:8 9 Дворец Деда Мороза
Цель: Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая базовые постройки
№ набора:3 4 5 6
Январь
Модуль «В мире геометрических фигур» Игра: На что похоже
Цель: Развивать фантазию, побудить у детей ассоциативному мышлению
№ набора: 7 9 Игра: Красная шапочка
Цель: Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе
№ набора:5 6 1 7 8 9 В мире геометрических фигур
Цель: закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры
№ набора:2 7 8 9 11 14 Моя семья
Цель: Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление воображение
№ набора:7 11 9
Февраль
Модуль Веселое путешествие Игра: Зеркало
Цель: Формирование первичных представлений о себе, других людей, объектах окружающего мира
№ набора:8 Самолётная полоса
Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира (ориентация в пространстве)
№ набора:5 6 7 Военная техника
Цель: Сортировать и упорядочивание фигур по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук
№ набора:7 8 10 Путешествие в страну Грамматику
Цель: Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова
№ набора:10 8
Март
Модуль «Светофорик» Светофорик
Цель: Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора
№ набора: 7 8 9 10 Украшение для мамочки
Цель: Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задание по схеме
№ набора:11 Чудесный мешочек
Цель: Закрепить объёмные геометрические фигуры
№ набора: 11 Игра: Заюшкина избушка
Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание
№ набора:2 3 4 5 7 8 9
Апрель
Модуль «Мир фантазии»
В мире задач
Цель: учить детей с помощью палочек, геометрических фигур составлять простейшие примеры
№ набора:7 8 10 Полёт на луну
Цель: Учить подбирать форму, величину, фигуру, развивать интерес к совместным играм (мышление, воображение, мышление)
№ набора5 67 8 10 Накроем на стол
Цель: Дать представление целое делить на части, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей
№ набора:14 10 В мир фантазии
Цель: Умение создавать сложные конструкции, умение словесно обозначать месторасположение предмета
№ набора:3 4 5 6 13 14
Май
Модуль «В мире весны» В мире весны
Цель: Закрепить объёмные геометрические фигуры, развивать интерес к совместным играм
№ набора:1-14 Волшебный мешочек
Цель: Развитие сенсорных навыков, расширять кругозор
№ набора:11 Школа
Цель: Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать мышление, внимание, воображение
№ набора:1-14 Угадай по описанию
Цель: Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного, осязательно-двигательного анализатора
№ набора:7
Заключение
Таким образом, я уверена, что эти дидактические материалы, или «дары», как поэтически назвал их Фридрих Фребель, способствующие развитию детской любознательности, креативности и умению решать проблемы, будут полезны детям и их родителям, а также интересны воспитателям.