Васильева Марина Владимировна
Проект «Юный смолянин». Ознакомление с родным городом Смоленском
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ СМОЛЯНИН»
(Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-
патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Содержание проекта:
1. Общие положения (название проекта)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта
5. Обеспечение проектной деятельности
6. Предполагаемые результаты (гипотеза)
7. Этапы проведения и реализации проекта
Публикация «Проект „Юный смолянин“, Ознакомление с родным городом Смоленском» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Смоленская область, Смоленск
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2021
8. Библиографический список изучаемой литературы
9. Приложение
Актуальность
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим родным краем, своей великой страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах родного города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Цель проекта: Воспитание исторического сознания - основы культуры человека, любви к своей малой Родине, гордости за нее.
Задачи:
Формировать первоначальные представления о малой Родине - из истории и культурного наследия Смоленска и России.
Воспитывать уважение к своему народу его истории, традициям, культуре.
Воспитывать любовь и заботливого отношения к природе родного края.
Воспитывать уважительного отношения к Государственным символам РФ, своего края.
Познакомить детей с музейными коллекциями (отдельными предметами, дающее возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего своего народа. Воспитывать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе, чувство гордости за своих земляков.
Развивать у детей познавательные процессы и мыслительные операции посредством занятий, игр и упражнений, осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города. Расширять и углублять знания детей о родном крае с установкой на поисковую деятельность.
Развивать речь, внимание, наблюдательность, познавательный интерес, память, мышление, эстетический вкус, воображение, творческие способности.
Создавать развивающую среду в группе способствующую развитию детей, на основе народной культуры, с опорой на краеведческий материал удовлетворяющей потребности ребенка в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты (уголок «Родина моя…», полочка любования, полочка настольных игр по патриотическому воспитанию, альбом «Наш Смоленск, и мы»).
Привлекать детей к участию в групповых, общесадовских мероприятиях, посвященных празднованию Дня города Смоленска.
Продолжить просветительскую работу среди родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей.
По доминирующей деятельности проект: информационный, исследовательский, творческий.
Проект по количеству участников: групповой. В проекте участвуют воспитатели, музыкальный руководитель ДОУ, дети и родители старшей группы № 2 «Совята»; привлекаются сотрудники центральной детский библиотеки имени А. В. Мишина.
Проект по продолжительности: среднесрочный
Принципы работы над проектом
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма. Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан альбом «Смоленск – давно, Смоленск – сейчас».
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Смоленска.
Необходимые условия реализации проекта:
интерес детей и родителей;
методические разработки, интернет ресурсы
интеграция со специалистами детского сада и центральной детский библиотеки имени А. В. Мишина.
Прогнозируемый результат
Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
Разработка методического и дидактического сопровождение по данному разделу.
Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Смоленск, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом
Совместные мероприятия с семьями воспитанников
Совместные мероприятия с детьми старшей группы № 2 «Совята»
Совместные мероприятия с детьми других групп
Виртуальные экскурсии по городу (Россия, Смоленск (Яндекс карта, панорама)
Пополнение развивающей среды
Выставки детских работ, семейных фотогазет.
III. Заключительный
Творческий конкурс рисунков и поделок «Поздравляю тебя мой город родной, мой город родной – Смоленск дорогой!»
(совместно с центральной детской библиотекой имени А. В. Мишина).
Общесадовский конкурс на лучшее прочтение стихотворений о Смоленске (в исполнении детей)
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Смоленска доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Библиографический список изучаемой литературы
1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
2. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.
3. Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 – 55.
4. Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Приложение 1
Семья и наши земляки
1. Анкетирование среди родителей (анкета прилагается) (сентября)
2. Беседа с детьми об обязанностях членов семьи.
3. Развлечение «День рождения детского сада «Золотой петушок». (4 сентября 2019 года)
4. НОД «Федор Конь и Смоленская стена»/ конспект + Презентация. (2 неделя сентября)
Родной город Смоленск и Смоленский край
1. Беседа о природе родного края (подборка познавательной литературы о растениях и животных нашего края, альбомы, открытки и т. п.). Центральная детская библиотека имени А. В. Мишина – совместное мероприятие с сотрудниками библиотеки. (1 неделя сентября)
2. Экскурсия в лесопарк Реадовка – «Природа осенью». (1 неделя сентября)
3. Совместная деятельность. Рассматривание с детьми физической карты Смоленщины
(электронный интернет вариант и бумажный, показать с помощью условных обозначений места природных ландшафтов, которые создаются волнистым рельефом, долинами многочисленных рек, озерами, лесами. (1 неделя сентября)
4. Беседы: Обмен впечатлениями о лете. Предложить детям вспомнить:
Как они провели лето? Где были? Что интересного узнали, увидели? Обратить внимание на
рассказы детей, связанные с отдыхом в Смоленской области. Найти на Географической карте
места отдыха детей. Фотогазета «Хорошо отдыхать на Смоленщине» (1-2 недели сентября)
5. Беседа «Город Смоленск и его река Днепр». (слайды: Виды Смоленска с высоты птичьего
полета; достопримечательности города). Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного города, страны. (2 неделя сентября)
6. НОД «Каменное ожерелье города и его история» (конспект + презентация). (2 неделя сентября)
7. Беседа и виртуальная экскурсия по мостам Смоленска над Днепром. (2 неделя сентября)
8. Рассказ воспитателя: Гончарное производство (Гнездовская керамика). (1-2 недели сентября)
9. Рассказ воспитателя о Кургане Бессмертия в парке Реадовка. (3 неделя сентября)
10. Торжественное развлечение, посвященное Дню города. (4 неделя сентября)
11. Поход к Мемориальному комплексу, расположенному на улице Зои Космодемьянской в
Смоленске и посвященный памяти советских граждан, погибших в концентрационном
лагере № 126. (Лагерь находился здесь во время оккупации города фашистами с лета 1941-го и до осени 1943-го годов.) и возложение цветов к его подножию. (4 неделя сентября).
12. Путешествие в прошлое «Дни войны на Смоленщине» (интернет ресурсы) (3 неделя сентября)
13. НОД. Рисование: «День рождения города». «Подарки любимому городу». (2-3 недели сентября)
14. Изготовление совместно с детьми макета части улицы, на которой находится наш детский
сад «Золотой петушок». (3-4 недели сентября)
15. Ознакомление детей с песнями о Смоленске. (весь сентябрь)
16. Чтение детям и разучивание с ними стихотворений о Смоленске. (весь сентябрь)
Уголок «Родина моя…»:
1 неделя: Места отдыха в Смоленске.
2 неделя: Смоленская крепость (сменяемость видов: карта Смоленской крепости, разные башни).
3 неделя: Памятники защитникам Смоленска.
4 неделя: Знаменитые люди Смоленска – наши земляки.
Русская народная культура
1. Предложить родителям посетить с детьми «Городок мастеров» в рамках праздника города. Полюбоваться творениями смоленских народных умельцев.
2. Полочка любования:
Выставка предметов гнездовской керамики (при активном участии родителей).
(1-2 неделя сентября).
«Выставка ремесел России». Вспомнить с детьми знакомые детям ремесла России: матрешка, «дымка», хохлома. Вспомнить названия и особенности народных промыслов. (3-4 недели сентября).