ЕЛЕНА ОБЕДКОВА
Долгосрочный проект «Юный исследователь»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид и тип проекта
Познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный
Участники проекта
Дети, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта с 15.09. по 15.07.20… г.
Образовательная область: Познавательное развитие – основная. Интегрируется со всеми образовательными областями.
Актуальность проблемы:
Публикация «Долгосрочный проект „Юный исследователь“» размещена в разделах
В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Что на данный момент может заинтересовать наших воспитанников в условиях дошкольной организации? STEAM-технологии. Именно они позволят педагогам новой формации вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
С помощью STEM-подхода дошкольники могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций.
Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию, способности применять полученные знания на практике.
Задачи:
1. Образовательные:
Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).
Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
Формировать познавательные действия, становление сознания
2. Развивающие:
Развивать познавательный интерес детей.
Развивать воображение и творческую активность.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
3. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе;
Предполагаемый результат: Стимулирование в детях интереса к поисково-исследовательской деятельности, обогащение представление детей о свойствах неживой природы: снеге, песке, воде; развитие наблюдательности, любознательности; мыслительных процессов: логического мышления, восприятия, произвольного внимания, памяти, мелкой моторики; обогащение словаря.
План реализации проекта «Юный исследователь»
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
Подготовительный этап
1 Формирование цели и задач
создание необходимых условий для реализации проекта
1 неделя сентября Воспитатель
2 создание необходимых условий для реализации проекта
1 неделя сентября Воспитатель
3 перспективное планирование проекта
Сбор информации, материала для реализации проекта, подборка методической литературы Разработка конспектов ООД, дидактических игр и пособий. 2 неделя сентября Воспитатель
4 Подбор оборудования для организации экспериментальной деятельности по проекту 2 неделя сентября Воспитатель
5 Проведение бесед, консультаций с родителями по теме проекта. 1-2 недели сентября Воспитатель
Основной этап
Консультация для родителей - "Природа вокруг нас"
3 неделя сентября Воспитатель
совместная работа по созданию картотеки опытов - экспериментов для детей дошкольного возраста 1 неделя октября Воспитатель
проведение цикла наблюдений с детьми по ознакомлению с объектами неживой и живой природы 2 неделя октября Воспитатель
6 Опытно-экспериментальная деятельность:
Знакомство детей с лабораторией по экспериментированию.
Знакомство с новыми для детей предметами для опытов
Знакомство со свойствами воздуха
Опыт 1. Опыты с воздухом. Дать представление о свойствах воздуха.
Опыт 2. «Человек. Звук и слух»(«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»)
Знакомство со свойствами земли
Опыт 1. Опыт: «Какая бывает земля?»
Опыт 2. Свойства песка
Опыт 3. Глина. Рассматривание, определение ее свойства.
Знакомства со свойствами воды. Формирование представлений о свойствах воды.
Опыт 1. «Что в шарике» Формировать представление о свойствах воды и воздуха.
Опыт 2 «Потребность живой природы в воде» Формировать представление о важности воды для жизни живой природы
Опыт 3. «Цветные льдинки» Знакомство со льдом, снегом и его свойствами. Рассматривание снежинок с помощью лупы.
Опыт 4. «Капельки» Закреплять представления о свойствах воды.
Знакомить со способом получения теплой воды путем смешивания холодной воды с горячей
Опыт 5. «Таяние снега»
Знакомство со свойствами предметов
Опыт 1. «Тонет не тонет»
Опыт 2. «Волшебные камни» Рассмотреть камни, определить из свойства.
Учить классифицировать по видам.
Знакомство с магнитом
Опыт 1. «А ну магнитик притяни»
Опыт 2. «Достань монетку из воды»
Знакомство с живой природой «Семена»
Опыт 1. «Семена и плоды»
Опыт 2. «Зачем нужна вода семенам»
Опыт 3. «Что же вырастит»
Опыты с электричеством
Формировать представление о статическом электричестве Длительность опыта
1 неделя
2 недели
4 недели
2 месяца
3 недели
1 месяц
1 месяц
2 месяца
2 недели
Воспитатель
7 Тематические беседы с детьми:
«Безопасность в уголке экспериментирования», «Наши помощники для опытов», «Что ты знаешь о воде», «Для чего нужен воздух», «Морской песок»
Весь период проекта Воспитатель
8 Восприятие художественной литературы:
Весь период проекта Воспитатель
9 Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Мой помощник- магнитик», «Что изменилось?», «Найди по описанию», «Живое неживое»,, «Найди такой же», «Чего не стало», «Найди, о чем расскажу», «Большие и маленькие»,».
Весь период проекта Воспитатель
10 Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
Весь период проекта Воспитатель
11 Организация выставок:
изготовление фотоколлажа с иллюстрациями: «Юные исследователь»
Весь период проекта Воспитатель родители
12 Взаимодействие с родителями:
- оформление информационного стенда с консультациями для родителей: «Экспериментирования для детей»
-Консультация для родителей «Природа вокруг нас" Формировать представление у родителей об экспериментальной деятельности с детьми.
- оформление фоторепортажей о ходе реализации проекта в информационном уголке для родителей
- привлечение родителей к созданию совместных творческих работ с детьми для выставок
Весь период проекта Воспитатель
Заключительный этап
13 Подведение итогов проекта :
-создание уголка экспериментирования «Юный исследователь»
- статья о ходе реализации проектной деятельности на официальном сайте учреждения
- отчёт о реализации проекта на педагогическом совете по итогам летнего оздоровительного периода
- презентация опыта работы по проекту на региональном мероприятии
Август Воспитатель
Информационное (методическое) обеспечение
Литература:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М. : Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М. : Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
12. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
13. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
14. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / под редакцией Л. Н. Прохоровой – 3–е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 64 с.
15. Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
16. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
17. Савинова, И. А. Развитие познавательной активности посредством экспериментирования / И. А. Савинова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2008. – №12. – С. 112–118.
18. Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
19. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности / О. Чехонина // Дошкольное воспитание, 2007. – № 6. – С. 13.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
21. Хаярова, А. В. Экспериментальная деятельность дошкольников, как средство познания окружающего мира / А. В. Хаярова // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 12–16.
22. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. – М. : Просвещение, 2010. – 230 с.
23. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М. : Наука, 2010. – 362 с.
24. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – М. : Академия, 2011. – 256 с.
25. Дыбина, О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.