Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Долгосрочный проект «Что за прелесть эти сказки…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети, родители.
Сроки проекта: сентябрь 2016 по май2017.
Актуальность:
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство.
Публикация «Долгосрочный проект „Что за прелесть эти сказки…“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства.
Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. В современном обществе к сказкам теряется интерес. Чтение сказок родители заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Если в семье не читают, не рассказывают ребёнку сказку, у него не разовьётся интерес к чтению в будущем. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки.
На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Цель: приобщение детей к духовно – нравственным ценностям через сказку.
Для педагога: создание условий для духовно – нравственного развития ребенка через сказки
Для детей: развитие эмоционально – ценностного отношения к сказкам.
Для родителей: поддержание эмоциональной вовлеченности ребенка в деятельность группы и детского сада.
Задачи:
• Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и автора, пересказывать содержание и выражать своё отношение к героям сказки.
• Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
• Способствовать развитию памяти, речи, внимания.
• Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
• Воспитывать звуковую культуру речи и образную выразительность.
• Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения работника библиотеки и родителей к реализации проекта.
Предполагаемый результат:
• пробудить у детей интерес к общению с книгой; интерес к сказкам.
• развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; развитие эмоциональной отзывчивости;
• расширить представления детей о значении библиотек в жизни человека;
• пополнить развивающую среду в группе;
• повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя;
• установление тесного сотрудничество между социальными партнерами: библиотекой, педагогом и родителями в вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и чтению.
Формы реализации проекта:
- совместная творческая деятельность,
- игровая,
- чтение художественной литературы,
- продуктивная,
- познавательная,
- музыкально – художественная.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный –
• Информирование и анкетирование родителей о проекте «Что за прелесть эти сказки…».
• Подготовка необходимых материалов в центрах.
• Пополнение центров необходимыми материалами для детского творчества.
Основной:
• Знакомство с сказками («Репка», «Теремок», «Гриб- боровик», «Девочка Весна», «В лесу»)
• Знакомство со сказками детских писателей К. И. Чуковского и С. Маршака
• Показ мультфильмов по мотивам этих сказок.
• Обсуждение.
• Решение проблемных ситуаций.
• Моделирование.
• Речевая ситуация.
• Беседа.
• Диалог.
• Показ сказок на ковролине, перчаточный и пальчиковый (настольный) театры.
• Художественно – творческая деятельность.
• Подготовка к драматизации.
Заключительный:
1. Оформление театрального центра необходимыми атрибутами, и презентация их перед детьми.
2. Презентация для детей иллюстрационного материала по сказкам.
3. Драматизация сказок силами родителей и педагогов перед детьми.
4. Драматизация сказок перед детьми группы и родителями.
Формы работы с детьми
• Чтение.
• Обсуждение.
• Решение проблемных ситуаций.
• Моделирование.
• Речевая ситуация.
• Беседа.
• Диалог.
Ожидаемый результаты
• Формирование основы духовно – нравственного воспитания у детей, в части оптимизации межличностных отношений в группе.
• Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
• Осознанная позиция родителей в приобщении детей к русской народной сказке.
Практическая значимость проекта
В результате работы дети могут:
• Самостоятельно рассматривать книгу, комментировать увиденное, узнавать на иллюстрациях литературных героев.
• Инсценировать сказки.
• Воспроизводить сюжет, выделять и называть главных героев;
• «настраиваться» на чтение сказки.
• Высказывать и элементарно обосновывать первые литературные предпочтения.
• Учитывать в совместном обсуждении.
• Рассказывать по иллюстрациям.
• Выражать восприятие текста во внешнем действии.
В результате работы родители:
• Активные участники мероприятий группы.
Трудности:
- 4% детей не посещали ранее детский сад.
\Перспективный план.
1. Информирование и анкетирование родителей о проекте
сентябрь Составить анкету, анкетирование родителей, информирование о проекте
2. Беседы по произведению Самуила Маршака «Вот какой Рассеянный»
содержание, проигрывание ситуаций.
сентябрь Ознакомление со сценарием развлечения «Осень в гости к нам пришла»
3. Оформление книжного уголка Книжная выставка «Произведения С. Маршака»
сентябрь Восприятие и формирование зрительный образов
4. Просмотр мультфильма «Вот какой Рассеянный»
сентябрь Привлекать интерес детей к произведениям детских писателей
5. Развлечение «Осень в гости к нам пришла»
сентябрь Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности
6. Чтение и подбор иллюстраций к сказке «Репка на новый лад»
октябрь Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми
7. Наши любимые мультфильмы.
октябрь Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией
8. Беседы по сказке, содержание, проигрывание ситуаций.
октябрь
Научить детей оценивать ситуации, поступки героев.
9. Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном центре (настольный театр) 4 октябрь Пополнить настольный театр необходимыми атрибутами
10. Показ сказки «Репка» перед детьми (настольный театр).
октябрь Развивать внимание, память детей
11. Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном уголке
ноябрь Развивать эстетический вкус
12. Заучивание ролей и подготовка к драматизации «Гриб-боровик»
ноябрь Подготовить костюмы, атрибуты
13. Заучивание ролей и подготовка к драматизации новогодней сказки «Новогодняя сказка»
(оформление масок-шапочек).
декабрь Развивать внимание, память детей.
Развивать монологическую речь, общую моторику
14. Показ сказки для социальных партнеров «Новогодняя сказка».
декабрь Развивать внимание, память детей.
Развивать монологическую речь, общую моторику
15. Чтение и подбор иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского
январь Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми
16. Беседы по сказкам, содержание, проигрывание ситуаций.
январь Научить детей оценивать ситуации, поступки героев
17. Подбор и приобретение (изготовление) необходимых атрибутов в театральном центре (пальчиковый театр) январь Пополнить пальчиковый театр необходимыми атрибутами
18. Показ контрольно- итогового занятия «Литературно-театральное представление «По страницам сказок К. И. Чуковского»
январь Развивать внимание, память детей
19. Конкурс детского творчества «Мой любимый персонаж»
январь
Развивать графические навыки у детей. Развивать эстетический вкус
20. Заучивание ролей и подготовка к драматизации
(оформление масок-шапочек).
февраль Развивать внимание, память детей.
Развивать монологическую речь, общую моторику
21. Драматизация сказки «Айога»
февраль Развивать внимание, память детей.
Развивать монологическую речь, общую моторику
22. Чтение и подбор иллюстраций к сказке «Девочка Весна».
1 неделя марта Подобрать иллюстрационный материал для ознакомления детьми
23. Наши любимые мультфильмы.
март Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией
24. Беседы по сказке, содержание, проигрывание ситуаций.
март Научить детей оценивать ситуации, поступки героев
25. Открытый показ сказки «Девочка Весна» мама и бабушкам на 8 марта Ознакомить родителей с работой театральной студии «Теремок»
26. Показ на ковролине сказки «Теремок».
апрель Развивать внимание, память детей
27. Выставка совместных с родителями работ по сказке «Теремок».
апрель Развивать графические навыки у детей. Развивать эстетический вкус
28. Чтение и подбор иллюстраций к сказке «Теремок».
май Подобрать иллюстрационный (разных художников) материал для ознакомления детьми
29. Наши любимые мультфильмы.
май Ознакомить детей и взрослых с мультимедийной информацией
30. Беседы по сказке, содержание, проигрывание ситуаций.
май Научить детей оценивать ситуации, поступки герое
31. Открытый показ сказки «Теремок на новый лад»
Презентация результатов деятельности по проекту
май Пополнить настольный театр необходимыми атрибутами
Развивать внимание, память детей
32. Изготовление книжек-самоделок по любимой сказке ребенка.
май Совершенствовать навыки детей и родителей изготовления книг-самоделок
33. Презентация книг-самоделок перед другими детьми и родителями
август Ознакомление детей и взрослых с подобранными материалами
34. Презентация проекта «Что за прелесть эти сказки…» Раскрытие творческого потенциала детей, воспитание творческой направленности личности, развитие воображения;
В заключении
В ходе реализации долгосрочного проекта было разработано и реализовано семь краткосрочных проектов: «Гриб-боровик», «Репка на новый лад», «Добрый дедушка Корней,» «Наш любимый Маршак», «Девочка Весна», «Ненецкие сказки», «Теремок». Были проведены совместные мероприятия с социальными партнерами детского сада: ДК Правохеттинское ЛПУ МГ,КДЦ, «Правохеттинская СОШ, Школа искусств. С педагогами дополнительного образования детского сада с учитель-логопедом, музыкальный руководителем были проведены три открытых занятия для педагогов ДОУ. У детей сформировался познавательный интерес к исследовательской работе. Разработаны три детские исследовательские работы.
Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником развития дошкольника.
Только совместная деятельность педагогов, родителей и детей дает возможность расширить кругозор о сказках, о произведениях детских писателей.