Мария Анисимова
Проект «Юные метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «ЮННЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»
(старший возраст)
Воспитатель: Анисимова М. И.
МКДОУ «Детский сад №11 «Звездочка»
г. Нижнеудинск Иркутская область
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владения знаниями, но и умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Наиболее активно такое отношение к миру проявляется в старшем дошкольном возрасте. Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира, демонстрируют самостоятельность и инициативность.
Публикация «Проект „Юные метеорологи“» размещена в разделах
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Широкие возможности для развития исследовательской активности ребенка-дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами. И важно поддерживать стремление детей к познанию интересующих их явлений и событий.
Однажды дети задались вопросом: «Как определяют погоду? Какие приборы помогают определить погоду? А сможем ли сами определить погоду?» и мы решили организовать специальный проект «Юные метеорологи».
Сначала мы с деть обсудили план предстоящих действий. О чем хотим узнать? Как будем действовать? Результаты обсуждения мы записали в таблицу (модель трех вопросов)
Что мы знаем о погоде? Что хотим узнать о погоде? Как узнать?
Погода бывает разной. (Данил П.)
Погода – это ветер, дождь, снег, тепло или холодно (Алла С.)
Про погоду говорят по телевизору. (Даша С.)
В группе на окне есть термометр, он измеряет температуру на улице. (Абузар К.)
Летом теплее, чем зимой. (Егор С.)
Ветер дует. (Алина Ф.)
Ветер бывает холодный и теплый. (Алена Д.)
Ветер гонит облака. (Даша Е.)
Бывает сильный и слабый ветер. (Саша Р.)
Черные предметы нагреваются лучше, чем белые. (Витя Ж.)
Что такое погода? (Стас Х.)
Что такое прогноз погоды? (Катя К.)
Кто составляет прогноз погоды (Влад К.)
Как действует термометр? (Лев Ж.)
Есть ли у ветра имена? (Ваня П.)
Почему дует ветер? (Саша Н.)
Какие бывают ветра (Саша Д.)
Ветер может что-нибудь сломать (Данил П.)
Откуда берутся облака? (Ваня Т.)
Почему бывает тепло или холодно? (Лера Д.) Спросить у воспитателя
(Алена С.)
Можно найти приборы и попробовать самим определить погоду.
(Милана М.)
Посмотреть телевизор
(Ника К.)
Спросить у родителей
(Егор Б.)
Прочитать в книге
(Алеша Р.)
Проанализировав данную таблицу таблицу, мы пришли к выводу о том, что дети в поиске ответов на возникающие вопросы очень надеются на взрослых, ведь они всегда покажут и расскажут. А в том, что дети сами могут найти ответ многие даже не задумывались. И мы решили изменить стериотипы и организовать серию мероприятий, которые помогут детям раскрыть тему открытиях и активно поучаствовать в этих открытиях. Начали мы с беседы о том, что же такое погода? В процессе обсуждения дети пришли к выводу: погода-это состояние природы, бывает тепло, холодно, дождливо, снежно и т. д. вот таким было детское общение. Затем мы стали разбираться, что такое прогноз погоды? Дети определили его, как предсказание погоды. Мы (взрослые) помогли им детализировать это понятие.
Прогноз погоды включает:
- показание температуры воздуха;
- сила и направление ветра;
- наличие осадков;
- состояние неба и солнца;
- влажность воздуха.
Следующим закономерным вопросом было то, как же определить все эти показания?
Мы рассказали детям о том, что прогноз погоды делают метеорологи на метеостанциях.
Метеоролог – это специалист, который работает на метеорологической станции, осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды. Прогнозы метеорологов в самых различных целях: для сельского хозяйства (чтобы знать, когда благоприятно сажать, собирать урожай и т. д., для авиации (чтобы знать, когда безопасно летать самолетам, в судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов, и даже в градостроительстве (чтобы строители знали, когда безопасно строить высокие дома). А еще прогнозы помогают и всем нам, простым жителям, ведь мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер и т. д.
Работа метеоролога не проста, осуществляется она на свежем воздухе, часто в неблагоприятных погодных условиях. Измерения в строго заданные временные интервалы специалисты проводят независимо от состояния погоды (дождь, град, шторм, гроза и т. д.). работать на отдаленных метеостанциях специалисты часто вынуждены в условиях изоляции, одиночества. Поэтому метеоролог должен уметь переносить неблагоприятные погодные условия и одиночество.
После рассказа о работе метеоролога дети захотели узнать и о приборах, которыми пользуются при составлении прогноза. Мы предложили детям вместе с родителями подготовить краткие сообщения о таких приборах и записать и зарисовать их. И в группе появились странички для книги «Метео-приборы». Были странички о таких приборах, как термометр, анемометр, барометр, флюгер, осадкомер.
Чем дальше мы погружались в тему проекта, тем больше дети хотели сами попробовать себя в роли метеорологов. Было решено создать своя детскую метеостанцию. Некоторые приборы нам удалось достать, а некоторые мы изготовили вместе с детьми. Так у нас появились самодельные «ловушки».
На участке мы выделили специальное место для метеостанции и разместить наше оборудование.
На высоких шестах мы прикрепили флюгер и ветряной рукав (приборы для определения и направления силы ветра).
Флюгер – это обычный флажок на твердой основе, который может вращаться вокруг опорной оси (шеста или столбика) и позволяет наглядно показывать направление ветра.
Вертушки – также выполняли свои роли – во-первых, они начали крутиться, когда дул ветер, а если правильно развернуть вертушку в направление ветра, можно определить и его направление.
Ветряной рукав -в нашем исполнении очень похож на «Султанчика», а выполнили мы его из плотной ткани, пришив много разноцветных ленточек. Воздух «гонимый ветром, наполнял наш кулечек, раздувал его и поднимал его в ту сторону, куда дул ветер. Ленточки «вторили» ветру, красиво развиваясь в воздухе. Когда дети становились рядом с рукавом, они могли определить не только силу ветра, но и направление ветра.
Самая необходимая вещь – термометр. С помощью термометра мы наглядно закрепляли такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Мы расположили несколько термометров- на открытой местности. Это позволило детям сравнивать температуру воздуха.
Дождемер мы» соорудили» из прозрачной пластиковой мерной кружки, в которую сверху установили своеобразную «воронку» .Установили такой дождемер на уровне глаз ребенка, чтобы они наглядно видели измерительную шкалу и могли установить, сколько воды осталось после дождя.
Гигрометр- прибор для определения влажности воздуха. Такого у нас не оказалось и какого было удивление детей, когда мы вместо этого прибора подвесили сосновую шишку. Оказалось, что шишка раскрывалась, если воздух сухой, и закрывает «чешуйки», если влажный.
Солнечные часы- прибор для определения времени по изменении длины тени от гномана ее движению по циферблату.
Песочные часы – простейший прибор для отсчета промежутков времени, состоящих из двух сосудов, соедененных узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составить от нескольких секунд, до нескольких часов.
А еще дети были очень удивлены, что предсказывать погоду можно с помощью цветов. Например, фиалка. Если фиалки весело смотрят на мир своими фиолетовыми глазками значит погода будет солнечной. А перед пасмурной и дождливой погодой закрывает свой цветок, как бы говоря-ждите ненастья. То же происходит и с маргариткой. Перед ненастной погодой ее цветок наклоняется так низко, что почти касается земли. Помогают прогнозировать погоду и одуванчики, которых всегда много на нашем участке. Если на небе солнце, а бутон одуванчика закрыться, значит, нужно ждать дождя. А бывает наоборот, на небе тучи, становится пасмурно, а одуванчик и не собирается закрывать свой цветок-это значит, что туча пройдет мимо дождя не будет. Помогает определить погоду и сухой одуванчик: когда солнечно, его белые пушинки весело разлетаются по всему участку, когда близится ненастье (ветер или дождь)- бутон закрывается, защищая свои пушинки.
Мы посадили и вырастили целую клумбу маргариток, фиалок на участке детского сада и назвали ее «метео - клумба». А одуванчики дети искали сами. Получилась настоящая исследовательская деятельность, в ходе которой дети пытались понять - правду ли то, что мы им рассказали про эти цветы. Все результаты наших исследований мы записывали и зарисовывали на специальном стенде, взрослые подсказывали детям как можно зарисовать и записать.
Созданные объекты метеостанции позволили вовлечь детей в увлекательную познавательную деятельность, а разная погода стимулировала детей к исследованиям, так как интересно наблюдать разные показания приборов и делать соответствующие выводы.
А наш главный вывод в том, что исследовательская деятельность может осуществляться детьми самостоятельно, нужно только создать условия, стимулирующие такую деятельность. В совместно с детьми создание тех самых условий – это тоже часть увлекательной познавательной деятельности. Таким образом, мы изменили стереотип наблюдений за природой на прогулке и погрузили детей в мир познания и исследования.