Оксана Викторовна Евса
Итоговая НОД по познавательному развитию «Юные метеорологи»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА НОД : Юные метеорологи (итоговое)
Цель:
Обобщить знания детей о погодных явлениях и их роли в жизни человека
Задачи:
• закрепить представления детей об основных явлениях неживой природы (дождь, снег, град, ветер, жара, холод, расширять кругозор детей и целостного представления о науке метеорологии; упражнять детей в работе с приборами: термометром, барометром, анемометром, флюгером (гигрометром, ветряным рукавом, компасом);
Публикация «Итоговая НОД по познавательному развитию „Юные метеорологи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
• помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
• прививать интерес к исследовательской работе
Интеграция ОО: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
Предшествующая работа:
Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, чтение стихотворений, загадок.
Развивающая среда :
Термометр, барометр (самодельный, флюгер, дневник наблюдений, календарь погоды, анемометр (стаканчиковый, еловые шишки по количеству детей, таз с водой, компасы, гидрометр; сказочно оформленное окно, презентация, картинки с изображением людей разных профессий.
Персонаж: Снеговик.
Ход. Воспитатель: Ребята, послушайте четверостишье и закончите:
Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Дети:
Жди метели.
Воспитатель:
Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Дети:
Значит, ясно будет днем.
Воспитатель: А какие приметы вы ещё знаете?
Дети:
Красное солнце на закате – к ветру.
Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
Снег хрустит – к морозу.
Когда дым поднимается столбом – к морозной погоде…
Воспитатель: Ребята, догадались, о чём мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О погоде.
К ребятам прибегает Снеговик, он встревожен.
Снеговик: Я услышал от сороки не очень хорошую новость. Она говорит, что сегодня будет оттепель. Ой, ой, ой, что же делать? Я ведь растаю. Ребята, помогите мне, пожалуйста. Я знаю, вы можете предсказывать погоду. Посмотрите по своим волшебным приборам, будет сегодня оттепель или нет.
Воспитатель: Ребята, поможем Снеговику?
Дети: Дааа!
Воспитатель: У нас в детском саду строится метеоплощадка, и мы с вами учимся прогнозировать погоду. А скажите мне, ребята, для чего и для кого нужен этот прогноз?
Дети: Для нас, чтобы знать, как одеться в детский сад, можно ли будет лепить снежки или снежную бабу… Нужен прогноз для шоферов, им важно, будет ли гололёд или заносы на дорогах; для лётчиков, пилотов (будет сегодня ясное небо или тучи, пурга будут мешать полёту); дорожным службам (если на дорогах гололёд, то дорожки надо посыпать песком, если дороги замело снегом – надо расчистить их).
Воспитатель: А как называются люди, которые прогнозируют погоду?
Дети: Метеорологи.
Воспитатель: Вот и мы с вами побудем сегодня юными метеорологами.
Приступим к работе. Согласны? Давайте, посмотрим в волшебное окно! (в сказках герои смотрят в волшебное зеркало, волшебное блюдце с яблочком, а мы посмотрим в волшебное оконце)
Какая сегодня погода? (возможные ответы ребят) (ясная – пасмурная,
оттепель – холодная, морозная,
сухая – влажная,
идёт снег или нет,
ветреная – безветренная.
Почему? Как догадались?
Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы! Но нам нужен точный прогноз.
ЗАДАНИЕ 1.
Воспитатель: Назовите, какое сегодня число, месяц, день?
(А, например, Ваня отметит это в календаре наблюдений)
ЗАДАНИЕ 2.
Воспитатель: Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? (термометр). Смотрим в волшебное окно.
Воспитатель: Посмотрим, сколько градусов показывает термометр? (сначала надо найти отметку 0С, а потом посчитать от нуля деления до красного столбика).
(Маша отмечает температуру воздуха).
ЗАДАНИЕ 3.
Определяем влажность.
Снеговик: А что это за шишечка такая, зачем она вам нужна?
Дети: С помощью гигрометра (сосновой шишки) мы можем определить влажность воздуха. Во влажную погоду шишка закрывается, а в сухую – раскрывается. Сегодня шишка подсказывает нам, что погода сухая, морозная.
Снеговик: Не верю. Как это простая шишка может предсказывать погоду?
Воспитатель: Не веришь, тогда давай проверим.
Опыт: Дети берут еловые шишки (так как они быстрее реагируют на влажность) и опускают в таз с водой.
ЗАДАНИЕ 4.
Воспитатель: Что может повлиять на погоду в течение дня? (ветер, если ветер южный, то, возможно, он принесёт потепление, а если северный - похолодание). Смотрим в окно.
Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как определили? (посмотрим на рукав, флюгер, вертушки на улицу).
Воспитатель: С помощью какого прибора можно узнать, откуда дует ветер? (флюгера)
Воспитатель: Какой сегодня ветер? ( возможные варианты: северный, южный, западный, восточный)
Воспитатель: Можно ли определить силу ветра?
С помощью какого прибора? (анемометра стаканчикового, измеритель силы ветра) – смотрим на улицу.
Давайте отметим все о ветре.
Снеговик, сегодня нет южного ветра, это он нам приносит тепло и оттепель. Можешь не боятся, температура воздуха ниже нуля.
Снеговик: А что это значит?
Дети: Снег начинает таять при температуре воздуха 0 С. А сегодня -3С.
Снеговик: Ух, успокоили!
Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:
Физкультминутка «Снег–снежок»
Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется.
(Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег–снежок,
Снег–снежок,
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок,
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)
Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке.
(Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем
(«Лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем
(«Бросают снежки»)
Но тепло во дворе,
(Хлопают в ладоши)
Не замерзли ушки.
(Потирают ладонями уши)
Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).
В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).
Снеговик: А ваш прогноз точный, не шутите?
Воспитатель: Сейчас мы проверим показания других приборов.
ЗАДАНИЕ 4.
Воспитатель: Это прибор называется барометр, он измеряет давление воздуха. Мы все знаем, что вокруг нас находится (воздух) и он давит на нас с разной силой. Если воздух давит сильно, мы говорим (давление сильное, большое, а если воздух давит на нас со слабой силой, мы говорим (давление слабое, маленькое).Оказывается, что если давление большое, то погода будет ясной, солнечной, а если маленькое или среднее – то погода будет с осадками, пасмурная.
Воспитатель: Посмотрите, куда показывает стрелка на приборе, вверх или вниз. Как вы думаете, будет ли сегодня дождь, снег? (давление среднее, значит вероятно могут быть осадки).
Снеговик: А что такое осадки?
Дети: Это снег, дождь, град, изморось, ледяная крупа…
Воспитатель: А почему эти явления мы называем осадки? (все они осаждаются на землю)
Снеговик: Ну, теперь понял.
Воспитатель: С помощью чего можно узнать, сколько выпало осадков? (осадкомера).
Вместе с детьми рассматриваем содержимое ёмкости и определяем, сколько осадков выпало за день.
Теперь, уважаемые метеорологи, обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.
Какая сегодня погода?
Дети: Сегодня 19 декабря, в четверг погода ясная, сухая, морозная. Температура воздуха 4С мороза, ветер слабый, северный и, вероятно, потепление не ожидается. В снежки играть нельзя – снег в мороз рассыпчатый. Одевайтесь теплее.
Продолжение опыта:
Снеговик: А как же шишки, я хочу на них посмотреть! Ой закрылись совсем, напились. Теперь я понимаю, как работает этот прибор.
Воспитатель: А мы с ребятами давно уже эту способность шишек заметили и придумали новый прибор.
Снеговик: У вас ребята, хорошо, весело, но мне пора на улицу, а то я, кажется, начал таять. Ой, уже с носа капает. Пока, приходите ко мне на участок, поиграем. Ой, а в какую сторону мне идти, я совсем заблудился! От жары голова даже закружилась.
Воспитатель: Поможем Снеговику? (Да)
Игровая ситуация «Спасём Снеговика»
Ребята, мы сейчас возьмём компасы и найдём правильный выход. Только слушать надо внимательно и выполнять правильно команды. Компас держим горизонтально и не трясём. А ты, Снеговик, шагай за нами.
Три шага на Север, пять шагов на Восток…Вот мы и нашли выход.
Снеговик: До свидания, ребята!
Благодарю ребят за проделанную работу, за доброе дело, которое они совершили для Снеговика и вручаю детям медали «Юный метеоролог»
Воспитатель: Вот и пригодились наши знания. Мы сделали доброе дело. Но нам ещё многому предстоит учиться!