Марина Василенко
Проект «Юные исследователи». Формирование исследовательских умений посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
1. Пояснительная записка
Тема квалификационного проекта : «Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования».
Руководитель проекта : воспитатель Чуйкина Татьяна Владимировна.
Публикация «Проект „Юные исследователи“, Формирование исследовательских умений посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Участники проекта : дети старшей группы МКДОУ № 2, воспитатель, родители.
Тип проекта :
По ведущему методу: информационно-практико-ориентированный.
По содержанию: ребенок и экспериментально-исследовательская деятельность.
По характеру участия ребенка в проекте : ребенок – участник проекта от зарождения идеи до получения результата.
По длительности: средней продолжительности (февраль, март, апрель).
Объект проекта : Исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта : Экспериментально-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта : Сформировать у детей старшего дошкольного возраста исследовательские умения посредством экспериментирования.
Задачи:
1. Проанализировать современную методическую литературу по проблеме;
2. Систематизировать литературный и иллюстрационный материал по теме;
3. Ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
4. Провести цикл занятий и мероприятий с детьми старшей группы по теме;
5. Разработать информационные листы для родителей воспитанников с рекомендациями по формированию у детей исследовательских умений;
6. Провести заключительное мероприятие.
Предполагаемый продукт проекта : заключительное мероприятие; разработанные рекомендации для родителей; систематизированный литературный и иллюстрационный материал по теме проекта (картотека).
Этапы работы над проектом
Этап проекта План работы
1. Подготовительный
Цель: определить практическую значимость проекта.
Сроки: 1 – 2 неделя февраля 1.1. Изучение и анализ литературы по проблеме формирования исследовательских умений старших дошкольников посредством экспериментирования.
1.2. Обследование детей – выявление уровня сформированности исследовательских умений. Зафиксировать и проанализировать особенности развития исследовательских умений на начало проекта. (Приложение 1)
1.3. Анкетирование родителей, выявление их компетентности по данной теме.
1.4. Разработка консультаций и бесед с родителями.
1.5. Подготовка материалов для изготовления дидактических пособий.
2. Основной
Цель: сформировать исследовательские умения детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.
Сроки: 7 недель 2.1. Изготовление дидактических пособий и другого практического материала совместно с детьми и родителями.
2.2. Разработка картотеки экспериментов с изготовленными пособиями. (Приложение 2)
2.3. Оформление для родителей наглядно-информационного материала.
2.4. Планирование индивидуальной и групповой непосредственно-образовательной деятельности по формированию исследовательских умений.
3. Заключительный
Цель: оценить результативность проекта 3.1. Итоговая диагностика сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
3.2. Проведение итогового мероприятия с детьми старшей группы «Волшебный город» (Приложение 3)
3.3. Проведение мастер-класса для педагогов по организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников.
Приложение 2
"Подводная лодка из яйца”. В одном стакане соленая вода, в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).
"Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться)
"Капля шар”. Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков).
"Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги, двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются, да обладает склеивающим действием.
"Куда делись чернила? Превращение”. В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) «Откуда берётся песок». Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
«Легко ли сыпется песок». Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
«Почему при сильном ветре неудобно играть с песком». Рассматривание заготовленной «песочницы». Создаём «ураган» - резко с силой сжимаем банку. Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
«Лепим из песка». Попробуем слепить из мокрого песка шарики, колбаски. Оставить до высыхания. Вывод: Из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
«На мокром песке остаются следы, отпечатки». Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек. Хорошо видны отпечатки? Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет, предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошек. Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет.