Вера Родкина
Проект «Юные гении»
▼ Скачать + Заказать документы
Очень быстро поколение, сменяется поколением, однако наши современные дети растут в век повсеместной компьютеризации. В общем, со стороны посмотреть: дети как дети. Ничего необычного. Однако меняется мир – меняются и дети. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской любознательности. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.
Публикация «Проект „Юные гении“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Каждый дошкольник – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности. Подрастая, ребенок все больше и больше чувствует потребность в знаниях. Одной из главных задач воспитателя является воспитать у ребенка потребность к знаниям, которые проявляются в познавательном интересе. Дошкольный возраст является тем самоценным этапом развития познавательной активности ребенка, под которым понимается поиск знаний, приобретение этих знаний самостоятельно или совместно со взрослым.
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щеки. Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Таким образом все явления и объекты неживой природы, которые окружают дошкольника являются предметом единой системы. Вот эту систему и ее взаимосвязи и пытаются узнать и изучить дошкольники. Они готовы к усвоению этих знаний, они воспринимают их с огромным интересом. Наша задача познакомить дошкольников с миром который их окружает, поддержать то стремление к неизведанному. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы.
Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, необходимо предоставить им возможность приобретать знания самостоятельно. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование! Как утолить детскую любознательность, жажду познания маленьких «почемучек»? Это можно сделать в детском саду, создав комфортные условия для детского экспериментирования. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Тема ознакомления детей с миром неживой природы в детском саду тесно переплетается с экспериментальной деятельностью дошкольников и практическими наблюдениями за различными природными явлениями.
Проблема:
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умение делать выводы. Обогащать представление об объектах неживой природы.
Цель проекта :
Как познакомить детей с неживой природой? Ребёнку младшего дошкольного возраста сложно добывать знания самостоятельно, творчески мыслить, делать выводы. Познавательные и умственные способности детей развиты недостаточно.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния; воздух — его давление и сила; песок - состав, влажность, сухость.)
2. Привлекать детей к активной экспериментальной деятельности;
3. Развивать творческие способности детей, любознательность;
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы;
5. Активизировать речь и обогащать словарь детей;
6. Развивать эмоциональную отзывчивость;
7. Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Реализация проекта через виды деятельности:
1. Познавательно – исследовательскую.
2. Игровую.
3. Социально-коммуникативную.
4. Художественно – продуктивную.
5. Трудовую деятельность.
Методы, приё мы:
1. Наблюдение;
2. Обследование;
3. Беседа, рассказ воспитателя, загадки;
4. Вопросы проблемного характера;
5. Опыт.
Ожидаемые результаты:
•Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
•Обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
•Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Реализация проекта :
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
4. Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.
Работа с родителями: Организовывая познавательно – исследовательскую деятельность в ДОУ воспитатель в первую очередь организовывает работу с родителями. В задачу воспитателя входит выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса, а также привлечь к организации и пополнению познавательно – экспериментального уголка в группе. Консультируя родителей, как смоделировать ситуацию для экспериментов в домашних условиях, предлагаем практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. Развитие ребенка не останавливается ни на минуту, задача воспитателя использовать как можно больше время для организации учебного процесса, опираясь на помощь родителей.
Опрос и анкетирование родителей выявил, что родители определяют в своем запросе к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ следующие приоритетные направления развития детей: интеллектуальное развитие детей, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
А если рассмотреть схему параметров интеллектуального развития дошкольников, то напрямую прослеживается составная часть эмоциональной сферы развития ребенка - познавательная потребность (любознательность) .
Проведение опытов с детьми: «Воздух - невидимка», «Образование углекислого газа», «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «ветер тоже воздух». И другие.
Проведение опытов «Песчаный конус», «Свойства песка», «Волшебный материал».
Проведение инструкции для детей перед проведением опытов. Опрос, закрепление знаний.
Заключительный Выявить знания детей, уровень интереса к экспериментальной деятельности.
Разработать памятки и консультации для родителей.
Подведение итогов. Итоговая диагностика детей в форме беседы, опроса.
«Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях»
Оформление материалов по проекту, создание презентации.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.
На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы, дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия, беседы и экспериментирования помогут детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания о неживой природе.
Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности, творческой деятельности, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности. А детское экспериментирование является замечательным средством интеллектуального развития дошкольников.