Голуб Галина Анатольевна
Проект «Загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Голуб Галина Анатольевна
воспитатель первой квалификационной категории
Паспорт проекта
1. Тема: «Загадочный Космос».
2. Тип проекта: проектно-исследовательский.
3. Характер проекта: творческо-исследовательский.
4. По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
5. По количеству участников: групповой.
6. По продолжительности: среднесрочный.
7. Предмет исследования: информация о космосе и его освоении.
Публикация «Проект „Загадочный космос“» размещена в разделах
8. Проблема проекта: отсутствие системных знаний у детей о космосе, о его освоении человеком, о государственном празднике 12 апреля день космонавтики.
Актуальность.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних детей не хотел стать космонавтом. Эта мечта не совсем актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Проблема.
Человечество всегда интересовал космос. Люди постоянно ощущали свою зависимость от неба и небесных светил. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них оно было живым. Вот эту любовь и интерес к небесным телам и явлениям следует воспитывать у дошкольников. Система работы по теме «Загадочный Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Содержание образовательной деятельности доступно возрасту, даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе. Город, в котором живут дети, непосредственно связан с освоением космоса. Это нашло отражение при подготовке материала, на котором была раскрыта тема.
Цель проекта: Знакомство с героями космоса, Юрием Гагариным, Валентиной Терешковой; формирование представлений о космическом пространстве, солнечной системе и ее планетах.
Задачи:
Обучающие:
• Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах
• Расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос.
• Расширить знания детей о государственном празднике (55-летием первого полета в космос);
• Сформировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
Развивающие:
• Развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;
• Развивать творческое воображение;
• Обогащать словарный запас детей словами, связанными с космосом (Космодром, Луноход, Ракета, Спутник и т. д.).
Воспитательные:
• Воспитывать чувства гордости за достижения российских ученых и космонавтов;
• Воспитывать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;
• Воспитывать коммуникативные навыки, дружеских взаимоотношений;
• Воспитывать уважение к мужественной профессии космонавт.
Ожидаемый результат:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Загадочный Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе.
• Проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
• Организация в детском саду выставки творческих работ ко Дню космонавтики: «Освоение космоса»
Интеграция образовательных областей:
1. Социально-коммуникативная:
-чтение художественной литературы,
-посещение тематически оформленной группы №7
2. Познавательное развитие:
-наблюдение,
-опытно-исследовательская работа,
-дидактические игры,
-рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций, книг.
3. Художественно-эстетическое развитие:
-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация)
-прослушивание музыкальных произведений.
4. Речевое развитие:
-беседа,
-загадывание загадок,
-заучивание стихотворений.
5. Физическое развитие:
-подвижные игры,
-физкультминутки,
-прогулка,
-пальчиковая гимнастика,
-спортивный досуг.
Этапы проекта.
1 Подготовительный:
• Предварительная работа с детьми, родителями, педагогами:
• Подбор наглядного материала и познавательной литературы.
• Составление рекомендаций для родителей «Что рассказать ребенку о космосе?
• Чтение с детьми Е. П. Левитан "Твоя Вселенная", "Звёздные сказки", К. А. Порцевский “Моя первая книга о Космосе”
• Просмотр иллюстраций, энциклопедий, атласа по теме “Космос”
• Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
• Информация родителей о предстоящей деятельности
Методы работы:
• наблюдение,
• игра,
• беседа,
• рассказ.
2. Основной этап.
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т. д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп».
• при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
• все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
• родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
• праздники, досуги, викторины не только помогают закреплять и совершенствовать знания детей, но и дают возможность реализовать эти знания в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных).
3. Заключительный этап.
• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности: «Освоение космоса»;
• познавательно – тематический праздник «День космонавтики»;
• коллективная работа и макет «Полет в космос»;
• обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
Практическая деятельность по реализация проекта.
Познавательно-исследовательская.
1.1. Беседы и наблюдения.
Комплексное занятие на тему: «Этот интересный космос».
1.2. Экскурсии и целевые прогулки.
Экскурсия в тематическую группу №7.
Прогулка на тему: «Солнечные часы», «Наблюдение за тенью».
2. Игровая деятельность.
2.1. Дидактические игры.
«Собери ракету» (ФЭМП) «Устрани пробоину»
«Подготовь космонавта к полёту» «Найди лишнее», «Солнечная система».
2.2. Игры по развитию речи.
«На луне жил звездочёт», «День ночь сутки прочь».
«Космонавтом хочешь стать» - пальчиковая гимнастика.
«Луноход» - пальчиковая гимнастика.
«Четвёртый лишний».
3. Двигательная деятельность.
Подвижная игра- «Космонавты».
Физминутки - «Полёт в космос», «Космическая гимнастика».
Прогулка «Наблюдение за тенью».
Пальчиковая гимнастика - «Пилот в космической ракете».
4. Продуктивная деятельность.
4.1. Трудовая деятельность.
Выращивание рассады цветов
Участие в субботнике «Чистая планета»
4.2. Художественная деятельность.
«Такой удивительный космос» -рисование.
«Ракета» - аппликация с элементами пластилинографии.
«Космос» – пластилинография.
«Ракета летит в космос» - аппликация.
«Этот интересный космос»-комплексное занятие.
«Такой удивительный космос» -рисование.
«Мы юные конструкторы ракет» -лепка.
5 Работа с художественной литературой и иллюстрациями картин художников»
5.1. Стихи:
«Юрий Гагарин» - В. Степанов,
«Звёзды» - Р. Алдонина,
«Ракета» - Г. Виеру.
«День космонавтики» - В. Орлов.
Беседа: «Освоение космоса-первооткрыватели».
Беседа: «О солнечной системе».
5.2. Чтение художественной литературы:
«Что внутри», «Счастливого пути космонавты». - Г. Юрлин,
«Твоя вселенная», «Звёздные сказки». - Е. Левитан,
«Моя первая книга о космосе» - К. Порцевский.
6. Музыкальная деятельность.
Прослушивание произведений А. Пахмутовой.
7. Работа с родителями.
7.1 Консультация по теме: «Знакомим ребёнка с космосом»,
7.2 Консультация по теме: «Этот загадочный космос».
7.3 Участие в выставке работ, посвящённых дню космонавтики.
Предполагаемые результаты:
• Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Загадочный Космос»
• Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
• Заинтересованность детей темой о космосе.
• Проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Организация в детском саду выставки творческих работ ко Дню космонавтики: «Освоение космоса»
Продукты проекта
Для детей:
• конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
• лепка из соленого теста «В далеком небе, или звездное небо», «Летающие тарелки и пришельцы из космоса». «Покорители космоса», «Знаки зодиака»
• работа с бросовым материалом «Пришельцы их космоса»;
• выставка книг о космосе;
• разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».
Для педагогов:
• разработка тематического проекта по теме: «Космос» для детей и взрослых;
• подбор компьютерных презентаций;
• выставка книг, энциклопедий о космосе;
• подбор материала для родителей: папки-раскладки, фотогазеты;
• подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
• изготовление картотеки подвижных игр, физ. минуток, динамических пауз по теме;
Для родителей:
• папки-раскладки о космонавтах, информационные стенды и газеты, посвященные Дню космонавтики;
• выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
• познавательно –тематический праздник «Загадочный космос»
Используемая в работе с детьми литература и сайты:
1. Гонтарук Т., «Я познаю мир», М., АСТ: Транзиткнига,
2. Гонтарук Т., «Я познаю мир», М., АСТ: Транзиткнига,
3. Гордон Уэллс «Звездочет и обезьянка Микки».
4. Дубкова С. И., «Сказки звёздного неба», «Белый горд», М.,
5. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс.
6. Левитан Е, П. "Твоя Вселенная"
7. Левитан Е. П. "Звёздные сказки"
8. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
9. Майорова Г. “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.
10. Парамонов Ж., “Забавная астрономия для малышей”.
11. Порцевский К. А. “Моя первая книга о Космосе”
12. «Расскажите детям о космосе» (Карточки для занятий в детском саду)
13. Юрлин «Что внутри?». Издательство малыш. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»
14. Талимонова Л. «Сказки о созвездиях»
15. http://raskraska.gulli.ru/Nebo-i-kosmos
16. http://raskraski.vscolu.ru/raskraski-kosmos
17. http://mults.spb.ru/mults/?id=230