Елена Сергеевна Амосова
Проект «Этот удивительный космос» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Этот удивительный космос»
для детей старшей группы.
Тип проекта : познавательно – творческий, игровой.
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный – 1 неделя.
Участники проекта : воспитатели, дети, руководитель по ИЗО, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители.
Публикация «Проект „Этот удивительный космос“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое
Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей,
выставка работ семейного творчества; презент, квест игра.
Актуальность: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Проблема.
• Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России – Дня Космонавтики.
• Недостаточное внимание родителей к российскому празднику – Дню Космонавтики.
Цель проекта : формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
Для детей :
• систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах, о космических полетах, о космонавтах
• развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
• Воспитание патриотических чувств, чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
• воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.
Для родителей:
• стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
• способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
• установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
• возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений;
Для педагогов:
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
• создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
• пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Предполагаемые результаты.
Дети:
• Сформированность элементарных представлений о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
• заинтересованность детей информацией о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями, педагогами дети испытывают желание находить информацию по данной теме;
• частичная сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта;
• рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми, с взрослыми;
• реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
Родители:
• приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
• обмен опытом семейного воспитания;
• становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги:
• систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;
• повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• анализ предметной среды группы;
• выявление первоначальных знаний детей о космосе;
• формулирование целей и задач проекта;
• планирование деятельности на различных этапах проекта;
• разработка примерных конспектов занятий, бесед и развлечений;
• информирование родителей о предстоящей деятельности, привлечение их к участию в осуществлении реализации проекта;
• подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов, атрибутов.
• изготовление дидактических игр, пособий, раскрасок, трафаретов и др.
• подбор п/игр, упражнений для пальчиковой гимнастики.
Основной этап - непосредственная реализация проекта по образовательным областям
1. Речевое развитие
Беседы.
«Неизвестная Вселенная».
Цель: сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная»; объяснить, что представляет собой Вселенная; ввести понятия «звезды», «галактика».
«Земля-какая она».
Цель: подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара; познакомить с представлениями древних людей о форме шара
«Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
«Планеты Солнечной системы».
Цель:
• дать детям представление о планетах солнечной системы;
• закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца, их величине;
• развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.
«Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
«Первый в космосе».
Цель:
• познакомить детей с историей покорения космоса и первым космонавтом;
• воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса;
• воспитывать чувство патриотизма.
ООД по развитию речи «Придумывание рассказа на тему «Космическое путешествие».
Чтение художественной литературы
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
-Ю. Нагибин «Рассказы о Гагарине»
- Н. Носов «Незнайка на луне»,
- стихотворения о космосе : И. Мазнин «Летит Корабль»
Ю. Макарова «Неудачный полет»,
- загадки о космосе.
2. Художественно-эстетическое развитие.
Аппликация из пластилина
Тема: «Космонавт и ракета»
Цель: развитие познавательной активности детей, художественно-эстетических способностей; закреплять и расширять знания детей о Космосе; воспитывать интерес к творчеству; продолжать знакомить детей с техникой рисование пластилином.
Рисование в нетрадиционной технике при помощи, губки, трафарета
Тема: «Рисуем ракету».
Цель: воспитывать у детей стремление к познанию окружающего мира; продолжить учить использовать различные краски на палитре; закрепить умение печатать по трафарету; побуждать детей передавать в рисунке картину космического пейзажа, используя впечатления, полученные при рассматривании репродукций; развивать чувство композиции и колорита.
Рисование по трафаретам.
Раскрашивание раскрасок.
Конструирование
Тема: «Космодром».
Цель: формирование представлений и расширение полученных знаний, и конструктивных навыков, умение создавать замысел и реализовывать его; продолжить учить детей создавать из различных видов констр-ров (деревянный строитель, ЛЕГО) космические аппараты; развивать фантазию, воображение.
Аппликация
Тема: «Космическая ракета».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
Музыкальная деятельность. Слушание песен «Принимай, луна, гостей!», «Все готово для полета».
Театрализованные игры «Мы космонавты»
3. Познавательное развитие
ООД «Космос далекий и близкий».
Цель:
• закреплять и систематизировать знания о Космосе;
• уточнить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
• воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, чувство доброжелательности к жителям других планет.
ООД по ФЭМП на тему «Полет к звездам».
Цель: Развивать мышление, стимулировать желание детей к познанию мира живой природы.
Просмотр видеороликов «Подготовка Гагарина к полету», «Белка и Стрелка», М/ф о Гагарине (Ютуб).
4. Физическое развитие
Подвижные игры.
«Ждут нас быстрые ракеты», «Невесомость», «Космическая Эстафета», «Солнышко и дождик», «Солнце-чемпион», «Ракетодром», «Космонавты».
Физкультурно-музыкальный досуг. «Парад планет»
Цель: развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера.
Физкультминутки.
Пальчиковая гимнастика.
5. Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры.
«Восстанови порядок в Солнечной системе», «МЕМО Космос», «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты».
Сюжетно-ролевые игры.
«Космонавты тренируются»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей : «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос»
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космодром»
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру; формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
5. Квест игра «Космические спасатели»
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о космосе.
Индивидуальная и групповая работа :
• развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе, работа с трафаретами;
• собирание пазлов (тема «Космические пазлы», разрезных картинок;
• выкладывание картинок из счетных палочек.
• индивидуальная работа по развитию речи: игра "Скажи наоборот", «Назови лишнее», по обучению грамоте (составь схему предложения, «Сколько слов в предложении?», составь схему слова и т. д. - использовать речевой материал на «космическую» тему).
Взаимодействие с семьями воспитанников.
• Привлечь родителей к совместному с детьми изготовлению творческих работ на тему «Удивительный космос».
• Помощь родителей в подборке художественной литературы, энциклопедий, дид/игр, наглядного материала по теме проекта.
• Ознакомление родителей с ходом реализации проекта (выставки детских работ, работ семейного творчества, размещение фотографий, отражающих мероприятия, проведенные в группе по теме проекта, в родительском чате, в группе ВК.
• На информационном стенде размесить консультацию «Что можно почитать детям о космосе?»
3 этап: заключительный
• Организация выставки творческих работ «Удивительный космос» (совместная работа детей и родителей)
• Выставка детских работ (рисование, аппликация, лепка) на тему «Космос».
Итог.
В ходе реализации проекта дети получили представления о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси, узнали имя первого космонавта Земли, а также других космонавтов и конструкторов. Данный проект позволил развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников.
Литература:
1. Крепон С. Планета Земля. –Москва 2018
2. Гиду В. Вселенная Энциклопедия для самых маленьких. - Москва, 2018.
3. Калашников В. О звездах и планетах.
4. Космос. Отличная энциклопедия. -Москва, 2013г.
5. Собе-Панек М. В. Космос. - Москва. 2016
6. Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах. - Москва,1981.
7. Паникова Е. А. Беседы о космосе. Методическое пособие. М: ТЦ Сфера, 2019
8. Скоролупова О. А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007
9. Чернецов-Рождественский С. Г. Космос. Москва, 2022
10. Сочеванова. Е. А. Подвижные игры для старщих дошкольников- С-Пб, Детство-пресс. 2019