Оксана Нуртдинова
Проект «Эти удивительные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 203 городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Экологический проект в подготовительной к школе группе
«Эти удивительные деревья»
Подготовили воспитатели: Тоймурзина Н. О.
Нуртдинова О. В.
Уфа – 2019
Быть может, Бог и сотворил пустыню для того,
чтобы человек улыбался деревьям.
Пауло Коэльо
Актуальность темы
Публикация «Проект „Эти удивительные деревья“» размещена в разделах
Экологическое воспитание подрастающего поколения в настоящее время стоит остро как никогда. Дошкольники восторгаются при виде цветочка и в тоже время могут бездумно сломать ветку дерева, оторвать ящерице хвост.
Главная цель экологического воспитания – формирование основ экологической культуры, то есть правильного отношения ребенка к природе, к себе и людям как части природы. В. А. Сухомлинский предлагал «…вводить ребенка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
Перед государством, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе работы с дошкольниками всё больше внимания уделяется поисково – исследовательской деятельности. Учеными доказано, что развитие и активность мышления обнаруживается лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности. Оно вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия, поэтому занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. В ходе реализации проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно – следственных связей между предметом и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире живой природы.
Период дошкольного детства – благодатная почва для формирования основ нравственного поведения, культурных эталонов в обществе, любви к родине.
Тип проекта
По доминирующей деятельности – познавательный
По времени проведения – краткосрочный (март 2019 года)
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта : формирование познавательно - исследовательских знаний и умений детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
• Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предложения, эстетические суждения;
• Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы;
• Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за растениями участка детского сада;
• Воспитывать основы экологического сознания, гуманно – ценностного отношения к природе через понимание ценности природы;
• Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве
Девиз проекта :
Ярче, ярче солнышко с неба нам свети.
Выше, выше деревце над землей расти.
Пусть услышат веточки детский голосок
Пусть с любовью вырастит деревца росток.
Гипотеза: Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Формы и методы работы
С воспитанниками – познавательно – игровые ситуации, целевые прогулки, наблюдения, беседы, опытно – экспериментальная деятельность, ознакомление с художественной и научно – познавательной литературой;
С родителями – консультации, популяризация семейного опыта по развитию кругозора у дошкольников.
Предполагаемый результат:
• Расширение кругозора воспитанников о растительном мире;
• создание на групповом участке экологически благоприятной среды для наблюдений и опытно – экспериментальной деятельности по проекту;
•совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей и воспитанников о росте и развитии деревьев, а также повышение уровня их экологического сознания;
•формирование осознанно-правильного отношения к природе;
•повышение познавательных интересов через различные виды деятельности;
•повысится интерес у родителей к данному вопросу, расширится кругозор экологических знаний родителей.
Продукт проекта – лэпбук «Деревья».
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Подбор методической литературы для реализации проекта. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин, организация развивающей среды в группе.
2. Практический этап
1. Беседы с воспитанниками:
- «Дубовый, березовый, осиновый и смешанный леса»
- «Какие бывают леса? Еловый и сосновый леса»
- «Лес»
- «Научитесь беречь лес»
- «Учимся беречь природу»
- «Что я знаю о строении дерева?»
- «Как уберечь лес от пожара?»
2. Дидактические игры:
• «Сравни»
• «Узнаю деревце»
• «Зеленый мир»
• «Где что зреет?»
• «Чудесный мешочек»
• «Назовите растение»
• «Что лишнее»
• «Собери дерево»
• «Что сначала, что потом»
3. Подвижные игры:
- «Найди свое дерево»
- «Лесные пятнашки»
- «От дерева до дерева»
4. Ознакомление воспитанников с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка», И. Бунин «Лес, точно терем расписной», С. Есенин «Береза»; заучивание: П. Воронько «Берёзка».
Загадки про деревья.
5. Прослушивание: запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
6. Наблюдения:
- за деревьями и кустарниками;
- за деревьями, их отличительными признаками. «Как узнать дерево без листьев?»;
- «Жители деревьев» (за птицами);
- за тополем;
- за кленом;
- за березой;
- за яблоней;
- за хвойными деревьями.
Исследовательская деятельность: «Мое дерево», «Рассматривание, сравнение коры дерева».
7. Продуктивная деятельность:
Рисование – «Ваза с ветками».
Рисование – «Береза».
Рисование – «Дуб».
Аппликация – «Волшебное дерево».
Пластилинография – «Белая береза».
8. ИКТ деятельность.
Презентация «Деревья».
9. Экспериментирование.
Опыт «Ветка в воде». Цель: показать воспитанникам, что деревья живые организмы.
10. Работа с родителями.
1. Консультации: «Лес – наше богатство», "Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе"
2. Памятка: «Лес. Деревья».
3. Помощь в создании лэпбука.
3 этап: Заключительный.
Итогом проекта «Эти удивительные деревья» стало обобщение результатов нашей работы - создание Лэпбука «Деревья». Проект расширил представления воспитанников о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе, охране. Дошкольники узнали, что многие деревья не только делают нашу жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.
Презентация проекта «Эти удивительные деревья».
Приложение
Исследовательский этап
«Мое дерево»
Цель: воспитание бережного отношения к деревьям, как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, выяснить представления о деревьях, заинтересовать проблемой.
На данном этапе воспитанникам предлагается выбрать дерево, которое им нравится больше всего. Узнать, как оно называется; выяснить, растут ли такие деревья в лесах нашего края.
Задание детям: познакомиться со своим деревом, подойти к нему, шепнуть свое имя, сказать, как его зовут, обнять, погладить кору, послушать, что оно ответит. Хорошо ли они знают свое дерево? У детей есть руки, ноги, другие части тела. А какие части есть у дерева? Рассмотреть и ответить. Для чего людям нужны ноги и руки, а дереву - листья, корни, ствол, кора?
У детей есть знакомые, друзья и соседи, а у дерева? Что растет рядом с ним? Кто к нему прилетает? Предложить воспитанникам понаблюдать за деревьями.
Пусть найдут место, где ствол у дерева самый широкий, самый узкий.
Пусть погладят кору, прижмутся к ней щекой. Какая кора - теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая? Ребята могут понюхать кору. Если дерево старое, обратить внимание на то, что кора толстая. Кора для дерева, как для нас одежда: она защищает, согревает и охлаждает. Пусть дети обнимут свое дерево и попробуют вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Толстые, крючковатые, прямые, тонкие, твердые, мягкие? Пусть дети представят, как они растут в земле - уходят в глубину или располагаются в стороны? Мы старались раскрыть уникальность и неповторимость богатства башкирского края.
«Рассматривание, сравнение коры дерева».
1. Рассмотреть какая кора (теплая, холодная, шершавая, гладкая, твердая, мокрая, сухая, толстая, тонкая).
2. Понюхать кору.
3. Для чего нужна кора дереву? Крона деревьев и их кора. Как отличить деревья зимой друг от друга, когда на них нет листьев? По кроне или по коре. Например, крона березы отличается тем, что у нее веточки висят вниз — «крона повисла». Кора у деревьев тоже разная — погладьте ее, рассмотрите внимательнее, расскажите, как по коре можно узнать, какое это дерево (дуб, береза, рябина, липа, тополь). У березы и осины кора гладкая, но по цвету разная. У ели — шершавая. У ясеня — с трещинками. У сосны — пластинчатая, с как бы отстающими пластинками. Откуда берутся трещины на коре деревьев? Наверное, все вы видели трещины на деревьях. Рассмотрите их с ребенком. Интересно, откуда они берутся? Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и … рвутся. Эти трещины остаются на дереве на всю его жизнь.
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве и сравнивает его с другим.
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как. (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как. (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как. (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.
2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)
3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня, на другой – плоды и листья разных растений (например, листья крыжовника, а плоды груши). Воспитатель задаё т вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т. д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т. д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т. д. ?
7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).
8. Дидактическая игра «Собери дерево».
Цель: дети должны составить на доске дерево из частей (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды).
9. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т. д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.
«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.
«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?