Светлана Новикова
Конспект ООД по познанию ФЦКМ с детьми старшего дошкольного возраста «Эти удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД Познание. ФЦКМ
с детьми старшего дошкольного возраста
теме: «Эти удивительные камни».
Выполнила: воспитатель
Новикова С. А.
Москва 2018
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по познанию ФЦКМ с детьми старшего дошкольного возраста „Эти удивительные камни“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Продолжать знакомить детей с особенностями природного материала - камень;
Учить классифицировать камни по следующим признакам: поверхность, температура, вес, плавучесть; прозрачность;
Развивать исследовательские навыки, умение сравнивать и делать выводы, устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира;
Побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения;
Формировать навык безопасного поведения с лабораторным оборудованием;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций. Беседа по теме: «Какие бывают камни». Сбор коллекции камней. Беседы о профессиях (геолог, шахтер). Чтение художественной литературы: П. Бажов «Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце»; В. Волков «Волшебник изумрудного города»; энциклопедии для детей.
Материалы:
Коллекция камней; тарелочки под камни; ватные диски; увеличительное стекло (лупа); пипетка; чаши для воды; лимонный сок; ювелирные изделия; пластиковые стаканчики; магнитофон.
Форма проведения познавательно-исследовательская деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Активизация словаря: крепкий, твердый, пористый, тяжёлый, лёгкий.
Ход ООД:
Под музыку Э. Грига «В пещере горного короля» дети входят в группу
Воспитатель (В) : Соберемся дети в круг. Вдох - руки вверх. Выдох - опустить (2-3 раза, а теперь - крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Сюрпризный момент:
В: Ребята, сегодня в наш детский сад принесли сундучок с тайным послание, в котором просили передать его группе «Зайчата». Садитесь поудобнее на ковер, сейчас мы ее откроем и посмотрим, что там внутри. Ну что открываем?
Дети: Да!
Воспитатель открывает сундучок, в нем письмо.
В: Ребята, смотрите – письмо. Я его вам сейчас прочитаю. Но чтобы узнать от кого оно, я загадаю вам загадку
• У него есть красный нос, красные сапожки. Он почти как Дед Мороз, только ростом не дорос. Кто это? (Гном)
В: Молодцы ребята, отгадали. Действительно это от гнома.
Здравствуйте ребята!
Пишут вам гномы! Мы живем большой дружной семьей! Каждый день мы спешим на работу, она у нас трудная, в глубоких подземных шахтах, мы добываем камни! Мы нашли очень интересные камни, каких раньше не встречали. Нам очень хотелось узнать о них и их свойствах. Возможно, вы сможете помочь и рассказать нам о них. Мы, гномы, в долгу не останемся, и вас будет ждать награда! В сундуке вы найдете все, что нужно для исследований.
В: Смотрите, что нам гномы прислали: коллекцию камней. Ну, что, поможем?
Д: Да!
В: Хорошо. Давайте вспомним название камней, которые мы с вами изучали и какую пользу они приносят человеку!
Д: Мел – для рисования, для производства зубной пасты, соль-для вкуса, гранит-для строительства, каменный уголь-для тепла, драгоценные камни для украшений.
В: Сможете ли вы узнать, из каких сказок отрывки я вам сейчас прочитаю
- Мурёнка знай свою песенку поё т: “Пр-равильно говоришь. Пр-равильно”.
Третий день прошёл, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Дарёнка. Слёзки запокапывали. Хотела с Мурёнкой поговорить, а её нету. Тут вовсе испугалась Дарёнушка, из балагана выбежала кошку искать.
Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Дарёнка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козёл
– Нам больно и грустно расставаться с тобой, Элли, – сказали Страшила, Дровосек и Лев, – но мы благословляем ту минуту, когда ураган забросил тебя в Волшебную страну. Ты научила нас самому дорогому и самому лучшему, что есть на свете, – дружбе!. («Волшебник Изумрудного города»)
- А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить.
"Вот, - думает парень, - беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила". От стариков он, вишь, слыхал, что Хозяйка эта - малахитница-то - любит над человеком мудровать. («Хозяйка Медной горы»)
В: Молодцы, справились!
В: Ну что ребята, пора и нам за работу приниматься, но сначала нам нужно набраться сил, а в этом нам поможет физкультурная минутка.
Физкультминутка “Гора”
Стоит гора – старушка,
До небес макушка
Её ветер обдувает,
Её дождик поливает,
Стоит гора, страдает, камешки теряет
И каждый день, и каждую ночь
Катятся, катятся камешки прочь.
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы!
В: Ну что, готовы исследовать камни! Результаты опытов мы будем заносить в таблицу, а потом отправим ее гномам.
Но сначала я хочу напомнить вам правила безопасности: Нельзя ничего брать в рот; работать с оборудованием нужно очень осторожно. У каждого из вас будет свое рабочее место.
На тарелочке лежат камни под номерами 1 - галька, 2 - кирамзит,3 - соль, 4 - мел.
Давайте рассмотрим ваши камушки. Для этого возьмем лупу в правую руку, а камень в левую руку. Какой он? Ответы детей (формой похож на овал, треугольник, прямоугольник; поверхность гладкая, шершавая; плотный; прозрачный-не прозрачный)
В:Молодцы!
Опыт №1
Возьмите в левую руку ватный диск, а в правую камушек. Определите, что тяжелее? Почему?
Ответы детей: Вата легче, потому воздушная, а камень плотный
Опыт №2 «Меняет ли цвт камень, если его опустить в воду?»
Д: Да, камень меняет цвет, он становится более темным
В: Хорошо.
Опыт №3 «Умеет ли камень плавать?»
Д: Камень тяжелее воды, он тонет.
В: Молодцы! Как вы думаете, все ли камни тонут? В ваших тарелочках есть не простой камень, его сделал человек и называется он Керамзит. Рассмотрите его. Какой он
Д: легкий, шероховатый.
В: опустите его в воду, что с ним произошло? Почему?
Д: он не утонул.
В: Правильно!
В: Ребята, сейчас отложите, в сторону все оборудование, и сделаем гимнастику для пальчиков (пальчиковая гимнастика). Молодцы!
Продолжаем работу.
Опыт№4. Возьмите камень под номером три. Это кристаллы соли. Опустите их в воду, помешайте. Что с ним произошло?
Д: Они растворились.
Опыт№5. «Мел и лимонный сок»
В: Аккуратно возьмите кусочек мела и положите его на пластиковую тарелочку. Достаньте пипетку из футляра, наберите ей несколько капель лимонного сока и капните на мел. Что произошло?
Д: Мел зашипел.
В: Ребята, мы с вам хорошо потрудились и наши глазки немного устали. Давайте сделаем для глаз зарядку, чтобы глазки отдохнули.
Физ. Минутка для глаз.
В: Вот и закончились наши исследования. Вы все молодцы!
В: Как вы думаете, мы справились с заданием. Думаю наши друзья получат ответы на все свои вопросы.
Щедро одарила нас матушка Природа! Многое изучено и служит людям. Все люди должны бережно относиться к ней.
Что понравилось больше всего?
Ну а теперь, давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем смотреть, что за сюрприз нам приготовили гномы!